ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 21 ноября 2019 года N 447

Об утверждении Порядка организации работ по профилактике нарушений обязательных требований



В целях повышения качества реализации контрольно-надзорных полномочий

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации работ по профилактике нарушений обязательных требований.

2. Определить ответственным за организацию работ по внедрению системы профилактики нарушений обязательных требований статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.Л.Рыбаса.

3. Признать утратившими силу приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

от 1 декабря 2017 г. N 523 "Об утверждении порядка организации работ по профилактике нарушений обязательных требований";

от 21 февраля 2018 г. N 77 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 декабря 2017 г. N 523 "Об утверждении порядка организации работ по профилактике нарушений обязательных требований".

Руководитель
А.В.Алёшин



УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 21 ноября 2019 года N 447



Порядок организации работ по профилактике нарушений обязательных требований



I. Общие положения

     

1. Настоящий Порядок организации работ по профилактике нарушений обязательных требований (далее - Порядок) разработан с целью формирования единого подхода к подготовке программ профилактики нарушений обязательных требований Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориальными органами, включающего положения по определению видов и форм профилактических мероприятий, их организации и проведению, а также систему мониторинга, оценки эффективности и результативности данных мероприятий.

2. Порядок разработан в целях реализации положений:

Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".

3. В Порядке используются следующие основные понятия:

Профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое Ростехнадзором или его территориальным органом в целях предупреждения возможного нарушения обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба, отвечающее следующим признакам:

реализация мероприятий в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных субъектов (объектов);

отсутствие принуждения и наличие добровольного согласия субъектов;

отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых оно реализуются;

направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;

отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями.

Обязательные требования - требования, установленные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Цели, задачи, принципы проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований

     

4. Целями проведения профилактических мероприятий являются:

снижение аварийности и травматизма на поднадзорных объектах;

предупреждение совершения подконтрольными субъектами нарушений обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба;

повышение уровня культуры безопасности;

снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;

повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора);

снижение издержек как Ростехнадзора, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий.

5. Задачами проведения профилактических мероприятий являются:

инвентаризация подконтрольных субъектов (объектов), присвоение им уровня риска (класса опасности);

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от признаков, характерных для подконтрольных субъектов и присвоенного им уровня риска (класса опасности);

формирование единообразного понимания обязательных требований в соответствующих сферах у поднадзорных субъектов и Ростехнадзора.

6. Планирование и проведение профилактических мероприятий осуществляется в соответствии со следующими базовыми принципами:

принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.);

принцип информационной открытости - доступность для населения и подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);

принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

принцип полноты охвата - максимально полный охват профилактическими мероприятиями подконтрольных субъектов;

принцип актуальности - регулярная ревизия и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;

принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;

принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.

7. Профилактическую работу на территории субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют территориальные органы Ростехнадзора.

III. Порядок и организация работы по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований

     

8. Порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, устанавливается Программой профилактики нарушений обязательных требований (далее - Программа), утверждаемой приказом ежегодно, до 20 декабря года, предшествующего планируемому.

9. Программа разрабатывается:

а) центральным аппаратом Ростехнадзора и включает в себя подпрограммы, подготовленные по каждому из следующих видов надзора:

федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

федеральный государственный энергетический надзор;

федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;

федеральный государственный строительный надзор;

федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

б) каждым территориальным органом Ростехнадзора и включает в себя подпрограммы по всем видам надзорной деятельности, осуществляемым территориальным органом Ростехнадзора.

10. Программа состоит из аналитической части, плана мероприятий по профилактике нарушений на один год и проекта плана мероприятий по профилактике нарушений на последующие 2 года, отчетных показателей на один год и проекта отчетных показателей на последующие 2 года.

11. В аналитическую часть Программы включаются:

а) виды осуществляемого государственного контроля (надзора);

б) обзор по каждому виду государственного контроля (надзора), включая подконтрольные субъекты, обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), количество подконтрольных субъектов, данные о проведенных мероприятиях по контролю, мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах, анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) анализ и оценка причиненного ущерба;

в) основанные на описании подконтрольной среды цели и задачи Программы, направленные на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) ущерба.

12. Ответственными за подготовку подпрограмм являются структурные подразделения центрального аппарата, осуществляющие соответствующий вид надзора, и территориальные органы Ростехнадзора.

В случае если один вид надзора осуществляется несколькими структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора, подпрограммы подготавливаются для каждого из таких структурных подразделений.

13. При разработке подпрограммы учитываются достигнутые результаты профилактической работы, результаты осуществления контрольно-надзорной деятельности в целом, цели, задачи и ключевые показатели эффективности и результативности по совершенствованию исполнения контрольных (надзорных) функций.

14. Подпрограмма должна включать в себя:

а) цели и задачи проведения профилактической работы в рамках соответствующего вида контроля (надзора);

б) краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды, включая описание видов и типов подконтрольных субъектов (объектов);

в) описание ключевых наиболее значимых рисков (их распределение в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности и др. и динамику их изменений);

г) описание текущих и ожидаемых трендов и тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды;

д) описание текущего уровня развития профилактических мероприятий;

е) отчетные показатели за один год, а также проект отчетных показателей на последующие 2 года;

ж) перечень должностных лиц (с контактами), ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий в структурном подразделении центрального аппарата (территориальном органе) Ростехнадзора;

з) план мероприятий по профилактике нарушений на один год и проект плана мероприятий по профилактике нарушений на последующие 2 года;

и) ссылку на официальный сайт Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), на котором размещается Программа, а также информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях.

15. План мероприятий по профилактике нарушений включает в себя:

а) мероприятия по профилактике нарушений, проведение которых предусмотрено частью 2 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - основные мероприятия по профилактике нарушений);

б) специальные мероприятия по профилактике нарушений, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведение которых предусмотрено федеральными законами, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора).

16. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых проверяется при надзоре, осуществляемом в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках одного из вышеперечисленных видов надзора, включаются в подпрограмму по соответствующему виду надзора.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»