МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 марта 2020 года N 130
Об утверждении единой методики мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации
В соответствии с пунктом 43 стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 17, ст.2145),
приказываю:
Утвердить прилагаемую единую методику мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации.
Министр
М.Г.Решетников
Единая методика мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации
1. Настоящая единая методика предназначена для проведения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации (далее - Мониторинг) в рамках раздела VI стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 17, ст.2145) (далее - Стандарт).
2. Мониторинг осуществляется в целях:
выявления проблемных вопросов в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;
выявления потенциала развития экономики субъекта Российской Федерации;
выявления рынков, характеризующихся значительными проблемами в сфере развития конкуренции, для их последующего включения в перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации и разработки соответствующих мероприятий (в том числе системных) по содействию развитию конкуренции.
3. Ответственным за организацию проведения Мониторинга в субъектах Российской Федерации является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный содействовать развитию конкуренции, определяемый в соответствии с разделом II Стандарта (далее - уполномоченный орган).
4. Рекомендуется утверждение на уровне субъекта Российской Федерации порядка взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении ежегодного Мониторинга.
Рекомендуется при заключении органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления соглашений (меморандумов) о внедрении Стандарта закрепить за органами местного самоуправления обязанность по содействию в проведении Мониторинга, в том числе по предоставлению информации для проведения Мониторинга по соответствующему запросу уполномоченного органа.
5. Мониторинг включает в себя следующие этапы:
сбор информации (проведение опросов населения и субъектов предпринимательской деятельности, сбор статистических данных, направление запросов и др.);
обработка и систематизация полученной информации;
анализ данных;
составление аналитического отчета, со структурированными выводами и наглядным представлением результатов Мониторинга в виде диаграмм различных видов, графиков, матриц, таблиц.
6. Уполномоченный орган вправе самостоятельно проводить Мониторинг или выбрать стороннюю организацию для проведения Мониторинга (подведомственную организацию, победителя по результатам проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 декабря 2019 г., N 0001201912280015), заказ научно-исследовательской работы в рамках государственного задания и т.д.).
7. Анкеты, представленные в приложениях N 1*, N 2* и N 3* к настоящей единой методике, являются примерными. При проведении соответствующих опросов указанные анкеты могут быть при необходимости расширены или сокращены.
________________
* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
При проведении опросов населения и субъектов предпринимательской деятельности рекомендуется использовать один или несколько способов анкетирования:
интервью по телефону с возможностью записи разговора с предварительным получением согласия респондента на такую запись (по месту работы или жительства респондента);
личный опрос (глубинное интервью, экспертный опрос, социологический опрос);
раздача опросных листов (в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, центров занятости населения, бюджетных учреждений, организаций частной формы собственности, при проведении массовых мероприятий и конференций);
почтовые опросы (в том числе посредством электронной почты);
CAWI-опросы (использование сервисов для проведения онлайн-опросов (например, Google Fonns и др.), размещение ссылок на анкеты и информационных баннеров о начале проведения опросов на официальных сайтах высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа и других исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на региональном инвестиционном портале, на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Под глубинным интервью для целей настоящей единой методики понимается неструктурированная разновидность личного интервью, при котором интервьюер в длительной беседе один на один опрашивает респондента. Личная беседа дает возможность свободно обсудить различные вопросы, без сторонних свидетелей, которые могут оказать влияние на респондента или вызвать его скованность. Глубинное интервью характеризуется минимальным уровнем стандартизации, вопросы не так жестко определены, как при анкетировании.
Под экспертным опросом для целей настоящей единой методики понимается разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты - квалифицированные специалисты в определенной области деятельности.
Под социологическим опросом для целей настоящей единой методики понимается метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определенных мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования, путем устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (респонденты).
Под CAWI-опросами для целей настоящей единой методики понимается количественный метод сбора информации, когда опросы проходят через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
8. Мониторинг состоит из:
а) мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкуренции субъектами предпринимательской деятельности;
б) мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на рынках субъекта Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции;
в) мониторинга удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством (в том числе уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой уполномоченным органом и муниципальными образованиями;
г) мониторинга деятельности субъектов естественных монополий на территории субъекта Российской Федерации;
д) мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов;
е) мониторинга удовлетворенности населения деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации;
ж) мониторинга доступности для населения финансовых услуг, оказываемых на территории субъекта Российской Федерации;
з) мониторинга цен (с учетом динамики) на товары, входящие в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 30, ст.4103; 2016, N 13, ст.1841) (далее - постановление N 530);
и) мониторинга логистических возможностей субъекта Российской Федерации с учетом логистических возможностей субъектов Российской Федерации, имеющих с ним общие территориальные границы;
к) мониторинга развития передовых производственных технологий и их внедрения, а также процесса цифровизации экономики и формирования ее новых рынков и секторов.
9. Мониторинг проводится ежегодно, результаты мониторинга включаются в ежегодный доклад о состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации и направляются в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации в соответствии с пунктом 48 Стандарта.
10. В рамках проведения Мониторинга орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации использует следующие источники информации:
опросы субъектов предпринимательской деятельности, экспертов, потребителей товаров, работ, услуг, проводимых уполномоченным органом, общероссийскими общественными организациями (в том числе Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", Общероссийской общественной организацией "Российский союз промышленников и предпринимателей", Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), ассоциациями (союзами) и организациями, представляющими интересы потребителей;
обращения субъектов предпринимательской деятельности, экспертов, потребителей товаров, работ, услуг, касающиеся состояния конкуренции, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, политические и общественные организации, в частности, организации, представляющие интересы субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ, услуг;
информация о результатах деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
информация научных, исследовательских, аналитических и проектных организаций, в том числе структурных подразделений федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" в субъекте Российской Федерации (при наличии), экспертные оценки состояния товарных рынков и отраслей экономики субъекта Российской Федерации, информация хозяйствующих субъектов об их деятельности, а также иные данные, в том числе данные, опубликованные в средствах массовой информации;
информация о результатах мониторинга, организация проведения которого планируется в рамках соглашения (меморандума) о внедрении в субъекте Российской Федерации Стандарта и может стать частью мероприятий, предусмотренных планом мероприятий ("дорожной картой") по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации;
показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы каждого муниципального образования субъекта Российской Федерации;
информация о результатах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;
информация о результатах анализа правоприменительной практики территориальных органов Федеральной антимонопольной службы;
информация территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, в том числе распространяемая в рамках выявления практик по содействию развитию конкуренции и по нарушению антимонопольного законодательства Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
информация территориального учреждения Банка России;
информация, публикуемая на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
данные исполнительных органов государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации, получаемые в рамках соглашений между субъектами Российской Федерации по внедрению Стандарта;
иные источники информации, определяемые самостоятельно уполномоченным органом, с указанием таких источников.
11. При проведении опросов населения и представителей субъектов предпринимательской деятельности субъекта Российской Федерации выборочная совокупность определяется таким образом, чтобы максимально обеспечить ее репрезентативность и получить наиболее достоверные результаты.
12. Минимальное количество респондентов, принявших участие в опросах:
для потребителей - не менее 1000 человек для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 1 млн человек;
не менее 0,1% от числа проживающих в субъекте Российской Федерации для субъектов Российской Федерации с численностью от 500 тыс. человек до 1 млн человек;
не менее 500 человек для субъектов Российской Федерации с численностью населения менее 500 тыс. человек;
при этом по каждому рынку, на котором осуществляется мониторинг, рекомендуемое число опрошенных составляет не менее 20% от общего числа опрошенных;
для предпринимателей - не менее 10 субъектов предпринимательской деятельности на каждом анализируемом рынке для субъектов Российской Федерации с численностью населения более или равном 1 млн человек;
не менее 5 субъектов предпринимательской деятельности на каждом анализируемом рынке для субъектов Российской Федерации с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек;
не менее 3 субъектов предпринимательской деятельности на каждом анализируемом рынке для субъектов Российской Федерации с численностью населения менее 500 тыс. человек.
13. Для проведения опроса в рамках проведения Мониторинга рекомендуется использовать квотные выборки: исследователь задает пропорции респондентов по присущим им характеристикам, которые необходимо соблюсти при проведении опроса.
14. При проведении оценки результатов опроса потребителей рекомендуется разделять выборочную совокупность населения субъекта Российской Федерации по:
муниципальным образованиям (городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения);
социальному статусу (работающий, безработный, студент (учащийся), пенсионер и др.);