Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 487

12.1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы подпрограммы 3 с указанием основных проблем и прогноз развития сферы реализации подпрограммы


Согласно данным Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, в Российской Федерации ежегодно образуется 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, из них 55-60 млн. тонн ТКО.

На территории Санкт-Петербурга в настоящее время образуется 8846 тыс.куб.м (1703 тыс. тонн) ТКО в год.

Результаты прогнозирования роста образования отходов к 2023 году позволяют утверждать, что в Санкт-Петербурге ожидается образование 10777 тыс.куб.м (2075 тыс. тонн) ТКО.

В настоящее время около 20% ТКО, образуемых в Санкт-Петербурге, перерабатывается в том числе по технологии обезвреживания путем аэробного биокомпостирования, широко распространенной и хорошо себя зарекомендовавшей, в том числе в странах Европейского союза. Данная технология реализована на ГУП "Завод "МПБО". При этом мощности указанного завода загружены не полностью. Оставшаяся часть отходов размещается на полигонах по захоронению.

01.06.2017 подписано Соглашение о взаимодействии между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом по вопросу обращения с отходами производства и потребления, которое направлено на синхронизацию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также на обеспечение создания объектов, достаточных для обработки, обезвреживания и размещения ТКО, в том числе образующихся на территории Санкт-Петербурга.

В целях увеличения доли обработанных, утилизированных, обезвреженных ТКО в общем объеме образовавшихся отходов в Санкт-Петербурге осуществляется реализация ряда мероприятий.

Утвержден инвестиционный проект в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.05.2017 N 411 "О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга "Строительство объектов хранения и обезвреживания отходов, а также объектов обработки и обезвреживания твердых коммунальных отходов (мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов) на территории Санкт-Петербурга", который в качестве стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга реализуется обществом с ограниченной ответственностью "Автопарк N 6 "Спецтранс".

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.08.2017 N 670 "О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга "Строительство мусоросортировочного и мусороперерабатывающего комплексов на территории Санкт-Петербурга" обществом с ограниченной ответственностью "Анабасис" осуществляется работа по реализации инвестиционного проекта.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.12.2006 N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" и в целях развития системы коммунального хозяйства Санкт-Петербурга и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 N 1264 "О заключении соглашения о создании и последующей эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав завода по переработке твердых бытовых отходов" реализуется соглашение с обществом с ограниченной ответственностью "Левашово. Мусоропереработка. Проект" (далее - ООО "Левашово. Мусоропереработка. Проект"). Соглашением, заключенным в соответствии с указанным постановлением (далее - Соглашение), предусмотрено строительство мусороперерабатывающего завода в пос.Левашово. В настоящее время прорабатываются предложения по техническому решению Соглашения, которые позволят обеспечить более глубокую переработку поступающих отходов, а также пересматривается финансовая модель Соглашения.

Санкт-Петербургом совместно с ООО ""Левашово. Мусоропереработка. Проект" подписано Дополнительное соглашение N 2 к Соглашению о создании и последующей эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав завода по переработке твердых бытовых отходов, от 16.05.2011, в котором урегулированы вопросы в части, касающиеся переноса даты окончательного срока реализации Соглашения.

С 2010 года в Санкт-Петербурге действует система сбора опасных отходов, образуемых населением Санкт-Петербурга. Проведенные специальные исследования свидетельствуют о необходимости размещения пунктов (оборудования) приема (сбора) опасных отходов с учетом удобства расположения мест сбора для всех категорий населения Санкт-Петербурга.

В 2018 году КБ обеспечено функционирование системы сбора опасных отходов из состава ТКО, образованных населением Санкт-Петербурга, в составе 7 экомобилей (предусмотрено 9790 стоянок в 111 внутригородских муниципальных образованиях Санкт-Петербурга (далее - МО) - по 2 адреса в каждом из 111 МО) и 381 экотерминала.

В настоящее время в Санкт-Петербурге отсутствует единая система обращения с отходами, ориентированная на предотвращение и снижение текущего негативного воздействия образуемых ТКО на здоровье жителей Санкт-Петербурга и окружающую среду и обеспечение экологически безопасного обращения с отходами.

Решением данной проблемы станет переход на новую систему обращения с отходами, предусмотренный в том числе нормами Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Санкт-Петербург в составе 27 пилотных регионов перейдет на новую систему обращения с отходами до 01.01.2019.

КБ в 2018 году был проведен конкурсный отбор на присвоение статуса регионального оператора по обращению с ТКО и на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО. В январе 2018 года заключены соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО (в зоне деятельности регионального оператора N 1 и зоне деятельности регионального оператора N 2).

Таким образом, основными проблемами, на решение которых будет направлена реализация подпрограммы 3, являются:

увеличение объема производимых отходов;

дефицит перерабатывающих мощностей;

ухудшение экологической обстановки в связи с недостаточным использованием существующих объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО;

потеря ценных ресурсов, вызванная низким процентом вовлечения ТКО в повторный хозяйственный оборот.

Прогноз развития сферы реализации подпрограммы 3 разработан с учетом положений комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 N 298, Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 N 2074-р, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Результаты расчетов показывают, что использование существующих мощностей мусороперерабатывающих заводов по обезвреживанию ТКО обеспечивает снижение экологической опасности от образуемых населением ТКО. Реализация инвестиционных проектов в области переработки ТКО к 2022 году позволит увеличить долю обработанных, утилизированных, обезвреженных ТКО в общем объеме образовавшихся отходов.

В случае роста объемов бюджетного финансирования сферы обращения с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга экологическая и санитарная обстановка в Санкт-Петербурге будет иметь устойчивую тенденцию к улучшению.

В этом случае к 2022 году возможно развитие инфраструктуры по переработке ТКО, что позволит существенно увеличить долю обработанных, утилизированных, обезвреженных ТКО в общем объеме образовавшихся отходов.

Филиал ГУП "Завод МПБО" полигон "Новоселки" функционирует с 1972 года. В настоящее время разработан проект рекультивации полигона "Новоселки". По указанному проекту получено положительное заключение государственной экологической экспертизы от 08.10.2015 N 201, утвержденное приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 09.10.2015 N 341. Кроме того, получено положительное заключение о проверке сметной документации проекта рекультивации, утвержденное государственным автономным учреждением "Управление государственной экспертизы Ленинградской области" от 17.12.2015 N 47-1-7-0543-15.

В рамках реализации проекта рекультивации полигона "Новоселки" планируется строительство станции активной дегазации за счет средств инвестора - акционерного общества "ТДФ Экотех СПб" (далее - АО ""ТДФ Экотех СПб"). Между ГУП "Завод МПБО" и АО ТДФ Экотех СПб" заключено соглашение от 13.07.2011, согласованное КБ, которым предусмотрено строительство станции активной дегазации с выработкой электрической энергии для коммунальных нужд за счет внебюджетных средств.

КБ прорабатываются варианты по увеличению доли переработки ТКО на двух производственных площадках (на мусороперерабатывающих заводах), которые входят в состав ГУП "Завод МПБО". В 2018 году планируется приобретение оборудования для увеличения мощности действующих мусороперерабатывающих заводов.

Реализация мероприятий по модернизации действующих мусороперерабатывающих заводов, реализация инвестиционных проектов в области обращения с ТКО, а также реализация совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволят максимально снизить негативное воздействие образуемых ТКО на здоровье жителей Санкт-Петербурга и окружающую среду.