МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 июля 2019 года N 21641-МР/Д05и

О методических рекомендациях



Во исполнение пунктов 3.3 и 7 Комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. N 703-р, Минэкономразвития России совместно с членами Межведомственной рабочей группы по эффективному взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разработало и направляет для использования методические рекомендации по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

М.А.Расстригин



Приложение



Методические рекомендации по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Раздел I

Общие положения

     

1. Методические рекомендации по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях методологического обеспечения деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также унификации подходов к организации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

2. При разработке Методических рекомендаций учтены приоритетные направления государственной политики, определенные в Указах Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", от 13 мая 2010 г. N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

3. При использовании Методических рекомендаций необходимо исходить из приоритета норм действующего законодательства Российской Федерации; результат применения Методических рекомендаций не должен приводить к нарушению действующего законодательства Российской Федерации и иным неблагоприятным последствиям.

Раздел II

Основные методические подходы к организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

     

1. В целях настоящих Методических рекомендаций работа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых, технических, информационных и других мероприятий, направленных на развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации при осуществлении деятельности, связанной с использованием энергетических ресурсов в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, включая деятельность, направленную на:

1) формирование системы управления энергосбережением на территории субъекта Российской Федерации;

2) создание условий стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) внедрение энергосберегающих технологий на территории субъектов Российской Федерации.

В качестве основных целей работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности могут быть рекомендованы следующие: решение проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации, определение основных направлений развития энергосбережения и повышению энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации и мероприятий, содействующих развитию энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

2. При организации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности рекомендуется придерживаться следующих принципов:

1) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) комплексный подход к решению проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который предусматривает учет всех факторов (социально-экономических, демографических, экологических, культурных, организационно-административных и др.), оказывающих влияние на состояние и развитие энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также формирование системообразующих элементов инфраструктуры энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их функциональной взаимосвязи;

4) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий;

6) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

7) приоритет применения на территории субъекта Российской Федерации энергосберегающих и экологически чистых производственных технологий, повышения энергоэффективности производственных процессов, внедрения перспективных энергоэффективных технологий;

8) четкое разграничение сфер ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов;

9) контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;

10) эффективное использование ресурсов, направляемых на организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Раздел III

Этапы организации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

     

1. При организации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности необходимо учитывать, что при оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов учитываются показатели, отражающие эффективность их деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности рекомендуется осуществлять по следующим этапам:

1) принятие решения об организации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации;

2) определение приоритетов государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

3) определение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) назначение ответственного заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

5) формирование уполномоченных органов субъекта Российской Федерации, ответственных за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и определение объема их полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) создание регионального центра энергосбережения, подведомственного уполномоченному органу субъекта Российской Федерации, ответственному за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (далее - РЦЭ);

7) назначение уполномоченных лиц муниципальных образований, ответственных за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

8) формирование уполномоченных органов муниципальных образований, ответственных за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и определение объема их полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

9) разработка и принятие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

10) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

11) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

12) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

13) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

14) разработка и реализация программ отдельных хозяйствующих субъектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

15) инициирование и реализация проектов (комплексных), а также отдельных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

16) управление реализацией, контроль за реализацией, координация программ, мероприятий и проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

17) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

18) обеспечение взаимодействия с научными, общественными и иными организациями и сообществами в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

19) информационное обеспечение мероприятий и проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

20) государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

21) представление сведений для включения в ежегодный государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации.

Раздел IV

Примерные направления реализации этапов работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

     

1. При принятии решения об организации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации необходимо исходить из необходимости обеспечения на федеральном, региональном и местном уровнях взаимоувязки и сбалансированности реализации государственной политики, стратегий, государственных программ, муниципальных программ, программ хозяйствующих субъектов, проектов и отдельных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

2. В целях определения стратегии энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации межведомственного взаимодействия, осуществления координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации может быть создан постоянно действующий коллегиальный совещательный межведомственный координационный орган по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

2.1. В состав постоянно действующего коллегиального совещательного межведомственного координационного органа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности целесообразно включить представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, РЦЭ, организаций инженерно-энергетического комплекса, организаций, осуществляющих научную, инновационную и образовательную деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

3. При определении полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо учитывать разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Определение приоритетов государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации должно осуществляться на основе анализа состояния и основных проблем энергосбережения в субъекте Российской Федерации с учетом географических, климатических, стратегических, социально-экономических, ресурсных, инфраструктурных, экологических и иных особенностей.

5. При назначении заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, должностных лиц муниципальных образований, ответственных за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, при формировании соответствующих органов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и определении их полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности возможно объединение данных функций с аналогичными функциями в смежных отраслях (энергетика, ЖКХ, и т.д.). Таким образом, создание специальных должностей и органов с исключительной компетенцией в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности не обязательно.

6. При создании РЦЭ необходимо исходить из того, что данные центры создаются в целях:

мониторинга и содействия в координации и реализации мероприятий программ и проектов в области энергосбережения;

научно-технического и методического обеспечения деятельности организаций в сфере энергосбережения;

внедрения энергосберегающих, в том числе возобновляемых, безотходных и ресурсосберегающих, технологий;

организации проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, наладочных, ремонтных, проектных и эксплуатационных работ на объектах хозяйства в части, касающейся энергосбережения;

поиска и внедрения новых эффективных методов планирования и контроля за ходом проведения работ при реализации программ и проектов в области энергосбережения.

6.1. Рекомендуемые направления деятельности РЦЭ:

участие в разработке и реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в их актуализации;

участие в разработке органами государственной власти (органами местного самоуправления) проектов нормативных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

информационно-просветительская и образовательная деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

обеспечение функционирования и сопровождение информационных систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями по вопросам разработки и реализации программ и проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

оказание услуг в сфере обследований, измерений, испытаний в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

разработка методических материалов и рекомендаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе на основании проведенных испытаний;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»