РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 декабря 2019 года N Р-136
Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. N Р-21 "Об утверждении рекомендуемого перечня средств обучения для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Минпросвещения России от 13 декабря 2021 года N Р-339
____________________________________________________________________
Во исполнение пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 декабря 2019 г.):
2. Признать утратившим силу распоряжение Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. N Р-21 "Об утверждении рекомендуемого перечня средств обучения для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей".
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
М.Н.Ракова
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 17 декабря 2019 года N Р-136
Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
Настоящие методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей (далее соответственно - методические рекомендации, создание новых мест дополнительного образования детей) в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект) разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта, в том числе в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта в части создания новых мест дополнительного образования детей.
При реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей указывается количество введенных ученико-мест, обеспечивающих повышение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием. За счет средств субсидии из федерального бюджета к концу 2021 года будет создано не менее 900 тыс. новых ученико-мест (нарастающим итогом с 2019 года) в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей.
Требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местные органы самоуправления) при реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей вправе обеспечивать условия, превышающие требования, установленные настоящими методическими рекомендациями.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей осуществляет федеральное государственное автономное учреждение "Фонд новых форм развития образования", входящее в состав ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" (далее - Федеральный оператор).
Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:
- регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий создание новых мест дополнительного образования детей на территории субъекта Российской Федерации;
- комплекс мер ("дорожную карту") по созданию новых мест дополнительного образования в соответствии с Приложением N 1 к настоящим методическим рекомендациям;
- перечень организаций, в которых создаются новые места дополнительного образования детей;
- перечень показателей создания новых мест дополнительного образования детей в соответствии с Приложением N 2 к настоящим методическим рекомендациям.
При формировании перечня организаций, в которых создаются новые места, необходимо учитывать следующие условия:
- необходимость создания новых мест дополнительного образования детей, обеспечивающих увеличение охвата детей дополнительным образованием;
- не допускается переоснащение существующих мест дополнительного образования за счет средств субсидии из федерального бюджета;
- обеспечение равных и общедоступных условий для занятий детей в детских объединениях, вне зависимости от территориальных особенностей расположения образовательных организаций и образовательных потребностей и возможностей детей, в том числе организация доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обеспечения подвоза детей из труднодоступных территорий;
- использование при планировании программного подхода, который включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеразвивающих программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований;
- использования современных технологий, ориентация на использование новых форм и методов обучения по дополнительным общеобразовательным программам;
- обеспечение создания новых мест по всем направленностям дополнительного образования детей (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), при этом общая доля новых ученико-мест для реализации программ технической и естественнонаучной направленностей должна составлять не менее 40% от общего числа создаваемых новых ученико-мест дополнительного образования детей;
- обеспечение полного и эффективного использования закупаемой материальной технической базы, в том числе ее приоритетное использование для реализации долгосрочных дополнительных общеразвивающих программ в очной форме длительностью не менее 9 месяцев, а также совместной урочной и внеурочной деятельности на основании договоров о реализации образовательных программ в сетевой форме с общеобразовательными организациями, проведении мероприятий (в том числе олимпиад и конкурсов);
- обеспечение расчета создания новых ученико-мест дополнительного образования детей в соответствии с разделом 3 настоящих методических рекомендаций.
При расчете планируемого количества ученико-мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ рекомендуется определить планируемое количество ученико-мест, достаточное для обеспечения к 2024 году охвата детей дополнительным образованием не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
Количество создаваемых ученико-мест за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей устанавливается в соглашении о предоставлении субсидии, заключаемого в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.
Планируемое количество создаваемых ученико-мест рассчитывается как произведение планируемого к созданию количества инфраструктурных мест дополнительного образования детей, соответствующего среднему количеству детей в группе (), единовременно использующих соответствующий комплект средств обучения и воспитания при обучении по дополнительной общеразвивающей программе, определяемого с учетом параметров помещений, в которых создаются новые места дополнительного образования детей, в том числе на основании Рекомендуемого состава и площади помещений в организациях дополнительного образования, приведенные в приложении N 1 к СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года N 41 (далее соответственно - инфраструктурные места, СанПиН 2.4.4.3172-14), и среднего числа групп (), которые могут быть набраны на обучение по дополнительной общеразвивающей программе в течение учебного года в соответствующем населенном пункте с учетом социально-демографической ситуации.
Среднее число групп (), которые могут быть набраны на обучение по дополнительной общеразвивающей программе в течение учебного года, рассчитывается как отношение произведения числа задействованных педагогических работников () и нормы часов учебной (преподавательской) работы (Н), выраженного в часах в неделю, к режиму занятий детей в группе (), выраженному в часах в неделю, определяемое исходя из Приложения 3 "Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования" к СанПиН 2.4.4.3172-14.
________________
При полной занятости одного работника Н принимается равным 18 часам.
Таким образом, расчет количества создаваемых ученико-мест должен производиться по формуле:
где:
- количество инфраструктурных мест;
- среднее число групп детей, которые могут быть набраны на обучение по дополнительной общеразвивающей программе в течение учебного года в соответствующем населенном пункте с учетом социально-демографической ситуации, определяемое по формуле:
где:
- число задействованных педагогических работников;
Н - норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю;
- режим занятий детей в группе в неделю.
Созданные новые ученико-места дополнительного образования детей должны быть обеспечены кадровым составом на достаточном уровне для реализации дополнительных общеразвивающих программ при их полной загруженности.
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых на созданных новых местах дополнительного образования детей) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Организации, на базе которых создаются новые места, вправе привлекать к реализации дополнительных общеразвивающих программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки", в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
________________
Пункт 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196
Должности, введенные в штатное расписание, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц должны обеспечивать реализацию соответствующих образовательных программ.
Федеральный оператор ежегодно обеспечивает проведение программ повышения квалификации в формате образовательных сессий, в том числе в дистанционной форме.
В случае создания новых ученико-мест в помещениях организаций, ранее неиспользуемых для реализации дополнительных общеразвивающих программ, организациями должны быть получены соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Помещения, в которых планируется создание новых ученико-мест, за счет средств консолидированных бюджетов соответствующего субъекта Российской Федерации подготавливаются (в том числе должны быть проведены отделочные и (или) ремонтные работы) для их оснащения средствами обучения и воспитания, приобретаемыми за счет средств субсидии.