МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 ноября 2019 года N 1031

Об утверждении Методических рекомендаций по проведению мониторинга качества финансового менеджмента

(с изменениями на 22 октября 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минфина России от 22 октября 2020 года N 991.

____________________________________________________________________



В соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 31, ст.4466) и в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета мониторинга качества финансового менеджмента,

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов Российской Федерации
А.Г.Силуанов



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 14 ноября 2019 года N 1031



Методические рекомендации по проведению мониторинга качества финансового менеджмента

(с изменениями на 22 октября 2020 года)


I. Общие положения

     

1. Методические рекомендации по проведению мониторинга качества финансового менеджмента (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 31, ст.4466) в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), а также главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренного пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101).

2. Методические рекомендации направлены на оказание финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) и главным администраторам бюджетных средств, которые проводят мониторинг качества финансового менеджмента, содействия по вопросам проведения мониторинга качества финансового менеджмента, разработки порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренного пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также определения случаев и порядка передачи полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.

3. Методические рекомендации не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм, носят рекомендательный характер и могут учитываться при проведении мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе могут быть использованы при подготовке нормативных правовых актов и ведомственных (внутренних) актов, определяющих порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента.

4. В настоящих Методических рекомендациях:

под финансовым менеджментом понимается организация и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий;

под бюджетными процедурами понимаются процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;

под операцией (действием) по выполнению бюджетной процедуры понимается одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры;

под значением показателя качества финансового менеджмента понимается величина, характеризующая результат выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

под целевым значением показателя качества финансового менеджмента понимается целевой ориентир значения показателя качества финансового менеджмента, достижение которого свидетельствует о высоком качестве финансового менеджмента. Качество финансового менеджмента определяется по результатам проведения мониторинга качества финансового менеджмента;

под мониторингом качества финансового менеджмента понимается проводимый субъектом мониторинга анализ и оценка исполнения объектом мониторинга бюджетных полномочий, в том числе результатов выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, а также управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

под субъектом мониторинга понимается финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) и главный администратор бюджетных средств, которые проводят мониторинг качества финансового менеджмента;

под объектом мониторинга понимается главный администратор средств соответствующего бюджета, подведомственный ему администратор бюджетных средств, в отношении которых проводится мониторинг качества финансового менеджмента;

под главным администратором средств соответствующего бюджета понимаются органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, органы местной администрации, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета, и иные организации, которые в обязательном порядке осуществляют бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, а также могут осуществлять бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со статьями 158, 160.1 и 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 16, ст.1825). В частности, в отношении территориального органа федерального органа исполнительной власти, являющегося главным администратором доходов бюджета субъекта Российской Федерации и не являющегося главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации не проводит мониторинг качества финансового менеджмента;

под бюджетным риском понимается возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.

5. Мониторинг качества финансового менеджмента во исполнение требований пункта 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проводится:

1) финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в установленном им порядке в отношении главных администраторов средств соответствующего бюджета;

2) главным администратором бюджетных средств в установленном им порядке в отношении подведомственных ему администраторов бюджетных средств.

6. Мониторинг качества финансового менеджмента проводится в целях:

определения качества финансового менеджмента объектов мониторинга;

предупреждения, выявления и пресечения бюджетных нарушений, определенных статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101);

выявления объектами мониторинга бюджетных рисков;

подготовки и реализации объектами мониторинга мер, направленных на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, повышение качества финансового менеджмента, в том числе на достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.

7. Представленные Методические рекомендации носят обобщенный характер, и каждый субъект мониторинга исходя из особенностей осуществления бюджетных полномочий объектами мониторинга и в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать в том числе:

1) вид правового акта, которым устанавливается порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента;

2) правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, в частности, дополнять, исключать и (или) уточнять приведенные в Методических рекомендациях показатели качества финансового менеджмента, формулы и подходы (критерии), используемые для их расчета и анализа, а также устанавливать целевые значения показателей качества финансового менеджмента;

3) правила формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга, в частности, определять источники информации, сроки предоставления необходимых сведений и формы этих сведений, особенности взаимодействия субъектов и объектов мониторинга при обмене информацией;

4) правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, в частности, определять форму и содержание этого отчета, периодичность и особенности его публикации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также способы использования информации, содержащейся в отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента;

5) иные положения, необходимые для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, в частности, определять случаи и порядок передачи полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.

8. Субъект мониторинга при подготовке порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента вправе руководствоваться Порядком проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 июня 2020 г. N 112н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 августа 2020 г., регистрационный N 59471) (далее - Порядок проведения мониторинга КФМ), а также Формой сведений о качестве финансового менеджмента для целей размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и Порядком формирования федеральными органами исполнительной власти сведений о качестве финансового менеджмента для целей размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 июля 2018 г. N 158н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 октября 2018 г., регистрационный N 52366) (далее - приказ N 158н).

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 22 октября 2020 года N 991. - См. предыдущую редакцию)

9. Мониторинг качества финансового менеджмента рекомендуется проводить на основании бюджетной отчетности объектов мониторинга, общедоступных (размещенных на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") сведений (в том числе информации из Единого портала бюджетной системы Российской Федерации), а также сведений, содержащихся в информационных системах субъекта мониторинга, и необходимой для расчета показателей качества финансового менеджмента информации, представляемой объектами мониторинга (далее - источники информации).

10. Мониторинг качества финансового менеджмента может состоять из годового мониторинга качества финансового менеджмента и (или) мониторинга качества финансового менеджмента, проводимого с иной периодичностью, в частности, за полугодие, ежеквартально, ежемесячно.

Периодичность и сроки проведения мониторинга качества финансового менеджмента устанавливаются субъектом мониторинга самостоятельно.

11. Мониторинг качества финансового менеджмента рекомендуется проводить с учетом результатов внешней проверки контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) годовой бюджетной отчетности главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (в части информации о выявленных в объектах мониторинга бюджетных нарушениях).

12. Результатом проведения мониторинга качества финансового менеджмента является отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.

II. Расчет и анализ значений показателей качества финансового менеджмента

     

13. При проведении мониторинга качества финансового менеджмента субъекту мониторинга рекомендуется рассчитывать с использованием данных из источников информации по каждому объекту мониторинга:

целевые значения показателей качества финансового менеджмента;

значения показателей качества финансового менеджмента, характеризующие результаты выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (в том числе характеризующие качество управления расходами и доходами бюджета, ведения учета и составления бюджетной отчетности, организации и осуществления внутреннего финансового аудита), а также управление активами, осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

отклонения значений показателей качества финансового менеджмента от целевых значений показателей качества финансового менеджмента;

итоговую оценку качества финансового менеджмента.

14. При расчете целевых значений показателей качества финансового менеджмента и итоговой оценки качества финансового менеджмента рекомендуется руководствоваться подходами (формулами), указанными в приложении N 1 к Порядку проведения мониторинга КФМ.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 22 октября 2020 года N 991. - См. предыдущую редакцию)

15. При расчете значений показателей качества финансового менеджмента рекомендуется руководствоваться подходами (формулами), указанными в приложениях NN 2-6 к Порядку проведения мониторинга КФМ, а также направлениями мониторинга качества финансового менеджмента, указанными в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 22 октября 2020 года N 991. - См. предыдущую редакцию)

16. При проведении мониторинга качества финансового менеджмента рекомендуется применять показатели качества финансового менеджмента, отражающие наличие фактов бюджетных нарушений, выявляемых органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении объектов мониторинга, а также отражающие исполнение представлений и предписаний органов государственного (муниципального) финансового контроля.

III. Формирование и представление отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, реализация результатов его проведения

     

17. На основании расчета показателей качества финансового менеджмента субъекту мониторинга рекомендуется сформировать отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента и пояснительную записку к нему (при необходимости).

В отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента субъекту мониторинга рекомендуется указывать следующие сведения:

а) целевые значения показателей качества финансового менеджмента;

б) значения итоговой оценки качества финансового менеджмента по объектам мониторинга и значения показателей качества финансового менеджмента, используемых для ее расчета;

в) перечень показателей качества финансового менеджмента, значения оценок по которым отклоняются от их целевых значений в отрицательную сторону, по каждому объекту мониторинга;

г) рейтинг качества финансового менеджмента объектов мониторинга (например, сформированный по четырем группам: высокое, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное качество финансового менеджмента).

18. Субъекту мониторинга рекомендуется направлять отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента объектам мониторинга и (или) публиковать его на официальном сайте субъекта мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

19. Субъект мониторинга при определении формы отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента вправе руководствоваться подготавливаемым в соответствии с Порядком проведения мониторинга КФМ Отчетом Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 22 октября 2020 года N 991. - См. предыдущую редакцию)

________________

Отчет Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета размещается на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.minfin.ru): Минфин России/Деятельность/Бюджет/Качество финансового менеджмента в государственном секторе/Результаты мониторинга.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»