МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 октября 2024 года № 437
Об утверждении методических указаний по проведению мониторинга качества финансового менеджмента
В соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические указания по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.
2. Установить, что положения настоящего приказа применяются при организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента начиная с 2025 года по мере организационной и технологической готовности, но не позднее 1 января 2026 года.
3. Признать утратившими силу:
Министр
А.Г.Силуанов
Методические указания по проведению мониторинга качества финансового менеджмента
1. Настоящие Методические указания разработаны в целях обеспечения единых подходов для финансовых органов (органов управления государственными внебюджетными фондами), главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее при совместном упоминании - субъект мониторинга качества финансового менеджмента) при установлении порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
2. Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента устанавливается путем издания ведомственного (внутреннего) акта:
________________
Пункт 6 статьи 160_2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
а) финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в отношении главных распорядителей средств соответствующего бюджета, главных администраторов доходов соответствующего бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита соответствующего бюджета;
б) главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета в отношении подведомственных ему:
распорядителей и получателей бюджетных средств, указанных в перечне подведомственных главному распорядителю бюджетных средств распорядителей и получателей бюджетных средств, сформированном в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением получателей бюджетных средств, подведомственных распорядителям бюджетных средств, находящимся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, и получателя бюджетных средств, являющегося одновременно главным распорядителем бюджетных средств соответствующего бюджета;
администраторов доходов бюджета, указанных в перечне подведомственных главному администратору доходов бюджета администраторов доходов бюджета, сформированном в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 160_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением администратора доходов бюджета, являющегося одновременно главным администратором доходов соответствующего бюджета;
администраторов источников финансирования дефицита бюджета, указанных в перечне подведомственных главному администратору источников финансирования дефицита бюджета администраторов источников финансирования дефицита бюджета, сформированном в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 160_2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением администратора источников финансирования дефицита бюджета, являющегося одновременно главным администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
3. Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента определяет в том числе:
________________
Пункт 7 статьи 160_2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
а) правила расчета значений показателей качества финансового менеджмента;
б) правила анализа значений показателей качества финансового менеджмента;
в) правила формирования и представления информации, необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
г) правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.
В порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента также предлагается определять срок и (или) периодичность проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
4. Показатели качества финансового менеджмента, в отношении которых определены правила, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящих Методических указаний, включают в себя показатели качества:
________________
Абзац первый пункта 6 статьи 160_2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
а) исполнения бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджетов, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов (далее при совместном упоминании - объект мониторинга качества финансового менеджмента) в соответствии со статьями 158, 160_1, 160_2, 160_2-1 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;
б) управления активами, включая объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества;
в) осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, самостоятельно осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств как государственными (муниципальными) заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5. В отношении главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), являющихся одновременно получателями средств бюджета другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и (или) администраторами доходов бюджета другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и (или) администраторами источников финансирования дефицита бюджета другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента:
а) устанавливаемый финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), включает в себя правила расчета и анализа значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
________________
Подпункт 1 пункта 6 и подпункт 1 пункта 7 статьи 160_2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
б) устанавливаемый главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, включает в себя правила расчета и анализа значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий получателей средств соответствующего бюджета, администраторов доходов соответствующего бюджета, администраторов источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, качества управления активами и качества осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
________________
Подпункт 2 пункта 6 и подпункт 1 пункта 7 статьи 160_2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
6. Правила расчета значений показателей качества финансового менеджмента могут включать в себя:
а) наименования показателей качества финансового менеджмента, в том числе при необходимости направлений оценки показателей качества финансового менеджмента и (или) групп (подгрупп) показателей качества финансового менеджмента;
б) срок и (или) периодичность расчета значений показателей качества финансового менеджмента;
в) описание фактического алгоритма (и (или) формулы) расчета субъектом мониторинга качества финансового менеджмента значений показателей качества финансового менеджмента, включая значение итоговой (сводной, суммарной) оценки качества финансового менеджмента (далее - итоговая оценка), и при необходимости значение или описание фактического алгоритма (и (или) формулы) расчета веса значения показателей качества финансового менеджмента в итоговой оценке (направлении оценки показателей качества финансового менеджмента, группе (подгруппе) показателей качества финансового менеджмента);
г) описание переменных (и (или) источников информации), используемых для расчета значений показателей качества финансового менеджмента.
7. При определении положений, установленных подпунктом "б" пункта 6 настоящих Методических указаний, целесообразно учитывать:
а) количество объектов мониторинга качества финансового менеджмента;
б) обеспеченность субъекта мониторинга качества финансового менеджмента трудовыми и техническими ресурсами;
в) наличие прикладных программных средств и (или) информационных систем, с использованием которых проводится мониторинг качества финансового менеджмента.
8. При определении положений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 6 настоящих Методических указаний, предлагается обеспечивать сопоставимость расчета значений показателей качества финансового менеджмента объектов мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе путем применения одного или нескольких из следующих подходов:
а) определение нескольких итоговых оценок по показателям качества исполнения бюджетных полномочий, качества управления активами и качества осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, рассчитываемых по объектам мониторинга качества финансового менеджмента, которыми исполняются соответствующие полномочия;
б) пропорциональное перераспределение веса оценки по показателю качества финансового менеджмента в итоговой оценке (направлении оценки показателей качества финансового менеджмента, группе (подгруппе) показателей качества финансового менеджмента):
в случае отсутствия у объекта мониторинга качества финансового менеджмента информации, используемой для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе по причине неосуществления полномочий, указанных в пункте 4 настоящих Методических указаний;
в случае несопоставимости сведений, используемых для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе наличия у отдельных объектов мониторинга качества финансового менеджмента бюджетных данных, отнесенных к сведениям, составляющим государственную тайну, в размере не менее 45%;
в) определение групп (подгрупп) показателей качества финансового менеджмента по видам расходов и доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иным данным и способам их классификации, установленным нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами);
г) исключение из расчета значений показателей качества финансового менеджмента информации (данных, сведений), приводящей к заведомо неравным условиям расчета значения показателя качества финансового менеджмента в отношении отдельного объекта мониторинга качества финансового менеджмента, обусловленного особенностями его деятельности;
д) применение разных показателей качества финансового менеджмента для объектов мониторинга качества финансового менеджмента и (или) коэффициентов, определяемых путем установления значения или фактического алгоритма (и (или) формулы) исходя в том числе из типа и (или) наличия (количества) подведомственных объекту мониторинга качества финансового менеджмента государственных (муниципальных) учреждений, доли расходов объекта мониторинга качества финансового менеджмента в объеме расходов субъекта мониторинга качества финансового менеджмента (сводной бюджетной росписи соответствующего бюджета) или участия объектов мониторинга качества финансового менеджмента в государственной (муниципальной) программе (других документах стратегического планирования);
е) отказ от расчета значений показателей качества финансового менеджмента в случае начала деятельности вновь созданного объекта мониторинга качества финансового менеджмента в течение периода, за который проводится мониторинг качества финансового менеджмента.
9. При определении переменных (и (или) источников информации), используемых для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, предлагается обеспечить однократность ввода и исключение дублирования процедур сбора информации об объектах мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе путем обеспечения информационного взаимодействия информационных систем, определенных статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в которых производится расчет значений показателей качества финансового менеджмента и представляется (направляется, утверждается, доводится) информация (данные, сведения), используемая для расчета значений показателей качества финансового менеджмента.
10. Правила анализа значений показателей качества финансового менеджмента могут включать в себя подход к оценке значений показателей качества финансового менеджмента, позволяющей определить качество финансового менеджмента в объекте мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе путем применения одного или нескольких из следующих подходов:
а) определение значения или описания фактического алгоритма (и (или) формулы) максимального (целевого) значения показателей качества финансового менеджмента (итоговой оценки, оценки по направлению оценки показателей качества финансового менеджмента, оценки по группе (подгруппе) показателей качества финансового менеджмента), в том числе с учетом целевых значений показателей государственных программ и других документов стратегического планирования;