МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 декабря 2019 года N Р-137
Об утверждении методических рекомендаций по созданию ключевых центров дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы, в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. N Р22 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы"
Во исполнение пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведённых в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 декабря 2019 г.):
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
М.Н.Ракова
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 17 декабря 2019 года N Р-137
Методические рекомендации по созданию ключевых центров дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы, в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
Настоящие методические рекомендации по созданию ключевых центров дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы (далее соответственно - методические рекомендации, Центр, образовательная организация высшего образования) в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", в том числе в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта по созданию Центров.
С учетом необходимости формирования единых организационных и методических условий реализации мероприятий настоящими методическими рекомендациями определяется, что создание и функционирование Центров проводится в форме создания и функционирования сети центров "Дом научной коллаборации".
Центр создается как структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующей в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающей деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы. Создание Центров направлено на:
повышение эффективности использования инфраструктуры высшего образования для развития обучающихся;
привитие обучающимся ценности саморазвития на протяжении всей жизни через реализацию проектного подхода в образовании;
формирование новой роли профессорского-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования как наставников детских проектных команд;
реализацию дополнительных общеобразовательных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации;
________________
В соответствии с п 20 Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".
создание условий для ранних профессиональных проб обучающихся, а также получение ими опыта взаимодействия в разновозрастной команде;
создание материально-технических и организационных условий для реализации в сетевой форме общеобразовательных программ по предметной области "Технология";
разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) международных и российских научных организаций и компаний.
Требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местные органы самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания и функционирования в субъектах Российской Федерации Центров осуществляет федеральное государственное автономное учреждение "Фонд новых форм развития образования", являющееся частью ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" (далее - Федеральный оператор).
Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:
- регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий создание и функционирование Центров, включая финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществление общей межведомственной координации деятельности Центров на территории субъекта Российской Федерации;
- комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию Центра (далее - комплекс мер) согласно Приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям;
- концепцию создания и функционирования Центра.
Комплексом мер признается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центра, включающий в том числе:
- мероприятия, направленные на создание и открытие Центра, включая заключение соглашения между региональным координатором и организацией, на базе которой создается Центр;
- мероприятия, направленные на обеспечение функционирования центра;
- мероприятия по ежегодному непрерывному повышению профессионального мастерства преподавательского состава и руководителей Центра;
- мероприятия, направленные на лицензирование образовательной деятельности Центра;
- мероприятия, направленные на утверждение высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ на базе Центра, в том числе через предоставление гранта в форме субсидии на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Организации высшего образования, на базе которой создается Центр, во исполнение комплекса мер рекомендуется издать локальный распорядительный акт, утверждающий Положение о Центре и План мероприятий по созданию и функционированию указанного Центра.
В концепции создания и функционирования Центра отражаются основные характеристики Центра, в том числе:
- присвоение Центру имени известного российского ученого;
________________
Например, "Дом научной коллаборации имени С.П.Королева".
- предполагаемое месторасположение Центра (адрес, площадь помещений, транспортная доступность для населения), проект зонирования;
- перечень показателей создания и функционирования Центра в соответствии с Приложением N 2 к настоящим методическим рекомендациям;
- перечень партнеров Центра (в том числе партнеров в части интеллектуальной деятельности, лидеров технологических индустриальных процессов и иных);
- расчет затрат консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию комплекса мер на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам);
- иные параметры в соответствии с положениями настоящих методических рекомендаций.
При достижении минимальных показателей создания и функционирования Центра, приведенных в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям, организация высшего образования, на базе которой создан Центр, имеет возможность осуществлять дополнительный прием обучающихся, в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственных средств и внебюджетных источников.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются Центром в формате следующих образовательных направлений:
- "Детский университет" - дополнительные общеобразовательные программы для детей, обучающихся по программам основного общего образования (5-9 классы) по приоритетным научным направлениям развития организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также субъекта Российской Федерации, на территории которого она расположена.
"Малая академия" - дополнительные общеобразовательные программы для детей, обучающихся по программам среднего общего образования (10-11 классы) и среднего профессионального образования - потенциальных абитуриентов, реализуемые по углубленным программам, соответствующим приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
- "Урок технологии", "Урок биологии", "Урок физики", "Урок химии", "Урок информатики" - дополнительные общеобразовательные программы, засчитываемые в рамках основной общеобразовательной программы в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и (или) части (модули) учебного предмета "Технология" ("Биология", "Физика", "Химия" соответственно), реализуемого в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования, реализуемые на базе Центра.
- "Педагог К-21" - дополнительные профессиональные программы для педагогических кадров и иных сотрудников системы общего и дополнительного образования детей субъекта Российской Федерации, реализуемые в целях обновления содержания и технологий преподавания учебных предметов, а также развития профессионального мастерства педагогических работников.
При реализации всех указанных направлений следует учитывать приоритетность реализации образовательных программ, соответствующих Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, обратив при этом особое внимание на развитие передовых геномных исследований и генетических технологий в Российской Федерации.
________________
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. N Пр-656 в целях реализации.
Основной формой работы в Центре является проектная деятельность в групповом (командном) режиме.
Региональный координатор и (или) Центр вправе инициировать новое направление образовательных программ с учетом специфики субъекта Российской Федерации. При этом реализация образовательной программы в рамках такого направления возможна после разработки и согласования образовательной программы с Федеральным оператором, но не позже, чем за три месяца до начала образовательного процесса в Центре.
Центром обеспечивается утверждение образовательной организацией высшего образования образовательных программ в соответствии с выбранными направлениями на основе предоставляемых Федеральным оператором методических материалов ("тулкитов") по каждому направлению.
При наборе обучающихся в группы необходимо учитывать возрастные требования к реализуемым образовательным программам Центра, указываемые в методических материалах.