Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 декабря 2019 года N Р-138

Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров цифрового образования детей "IT-куб" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. N Р-24 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров цифрового образования "IT-куб"



Во исполнение пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 декабря 2019 г.):

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по созданию центров цифрового образования детей "IT-куб" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".

2. Признать утратившим силу распоряжение Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. N Р-24 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров цифрового образования "IT-куб".

3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
М.Н.Ракова



Приложение



УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 17 декабря 2019 года N Р-138



Методические рекомендации по созданию центров цифрового образования детей "IT-куб" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"



1. Общие положения


Настоящие методические рекомендации по созданию центров цифрового образования детей "IT-куб" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее соответственно - методические рекомендации, Центры, федеральный проект), разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта, в том числе в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта по созданию Центров.

Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования Центров в субъектах Российской Федерации, в том числе в рамках софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта по созданию Центров.

Требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местные органы самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями.

Целью создания Центров является создание среды, обеспечивающей ускоренное освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных и коммуникационных технологий, в том числе за счет создания образовательной инфраструктуры.

Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации Центров осуществляет федеральное государственное автономное учреждение "Фонд новых форм развития образования", являющееся частью ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" (далее - Федеральный оператор).

2. Порядок создания Центра


Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:

- регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий создание и функционирование Центров, включая финансирование услуг дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществление общей межведомственной координации деятельности Центров на территории субъекта Российской Федерации;

- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Центра (далее - комплекс мер) согласно Приложению N 1* к настоящим методическим рекомендациям;

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

- концепцию создания и функционирования Центра (далее - концепция).

Комплексом мер признается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центра, включающий в том числе:

- мероприятия, направленные на создание и открытие Центра;

- мероприятия, направленные на обеспечение функционирования Центра;

- мероприятия по ежегодному непрерывному повышению профессионального мастерства преподавательского состава и руководителей Центра;

- мероприятия, направленные на лицензирование образовательной деятельности Центра.

В концепции отражаются основные характеристики Центра, в том числе:

- организационно-правовая модель Центра. Допускается создание Центра как отдельного юридического лица (в том числе в форме государственного (муниципального) учреждения или иной некоммерческой организации), или создание обособленного структурного подразделения в составе существующей организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам;

- предполагаемое месторасположение Центра (адрес, площадь помещений (не менее 600 кв.м), транспортная доступность для населения), проект зонирования;

- определение не менее шести направлений реализации образовательных программ Центра;

- перечень показателей создания и функционирования Центра в соответствии с Приложением N 2* к настоящим методическим рекомендациям,

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

в том числе:

- охват занятиями по дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым Центром, не менее 400 обучающихся в год за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

- вовлечение не менее 1500 детей в мероприятия и олимпиады, проводимые Центром;

- перечень партнеров Центра (в том числе партнеров в части интеллектуальной деятельности, лидеров технологических индустриальных процессов и иных);

- расчет затрат консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию комплекса мер на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам);

- иные параметры в соответствии с положениями настоящих методических рекомендаций.

При достижении минимальных показателей создания и функционирования Центра, приведенных в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям, организация имеет возможность осуществлять дополнительный прием обучающихся, в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.

3. Организация образовательного процесса Центра


Обязательными направлениями образовательных программ ("кубами") являются:

- "Программирование на Python";

- "Мобильная разработка";

- "Разработка VR/AR-приложений".

Вариативными (определяемыми по выбору) направлениями образовательных программ ("кубами") являются:

- "Системное администрирование";

- "Программирование на Java";

- "Кибергигиена и работа с большими данными";

- "Основы алгоритмики и логики";

- "Программирование роботов".

Перечень вариативных направлений образовательных программ может дополняться Федеральным оператором.

Региональный координатор определяет перечень образовательных программ Центра из трех обязательных программ и не менее трех вариативных программ.

Региональный координатор и (или) Центр вправе инициировать новое направление образовательных программ с учетом специфики субъекта Российской Федерации. При этом реализация образовательной программы в рамках такого направления возможна после разработки и согласования образовательной программы с Федеральным оператором, но не позже чем за три месяца до начала образовательного процесса в Центре.

Центром обеспечивается утверждение образовательных программ в соответствии с выбранными направлениями на основе предоставляемых Федеральным оператором методических материалов ("тулкитов") по каждому направлению.

При наборе обучающихся в группы необходимо учитывать возрастные требования к реализуемым образовательным программам Центра, указываемые в методических материалах ("тулкитах").

Основной формой работы в Центре является индивидуальная деятельность. Групповая деятельность возможна в малых группах в зависимости от реализуемых образовательных проектов.

Минимальная длительность образовательной программы, реализуемой в Центре, определяется методическими материалами ("тулкитами"), но составляет не менее 72-х академических часов.

Методическая поддержка реализации образовательных программ в Центрах осуществляется Федеральным оператором, в том числе на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - айтикуб.рф.

4. Требования к имущественному комплексу Центра


Имущественный комплекс Центра может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности.

Центр должен располагаться на площади не менее 600 кв.м из расчета:

- площади помещений для реализации каждого образовательного направления - не менее 40 кв.м;

- площади иных функциональных зон (в том числе лекторий и/или зоны групповой работы, шахматная зона, входная группа ("ресепшн"), преподавательская), технических помещений (серверная) - не менее 200 кв.м;

- иные помещения, в том числе нефункциональные зоны общего пользования - не менее 160 кв.м.

Помещения Центра должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41, для организаций, в которых реализуются дополнительные общеобразовательные программы; Своду правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"; Своду правил СП 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования" и иным действующим нормативным правовым актам, определяющим требования к организации дополнительного образования детей, в том числе в части формирования специальных условий для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами.

Зонирование и дизайн-проектирование помещений в Центре осуществляется в соответствии со спецификой образовательных направлений, а также с учетом руководства по брендированию Центров, утверждаемого Федеральным оператором.

Дизайн-проект Центра подлежит согласованию с Федеральным оператором.

Обязательным является размещение логотипа Центра на фасаде здания, в зоне входной группы ("ресепшн"), в помещениях, где осуществляется образовательная деятельность, и иных функциональных зонах.

Рекомендуется осуществлять зонирование помещений согласно современным и актуальным стандартам зонирования офисных и общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для написания на стенах и другие).

5. Требования к комплектованию набора средств обучения и воспитания для оснащения Центра


Минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество средств обучения и воспитания для создания и функционирования Центра (далее - инфраструктурный лист) определяются региональным координатором на основе примерного перечня средств обучения и воспитания для создания и функционирования Центра, приведенного в Приложении N 4* к настоящим методическим рекомендациям, а также примерного типового инфраструктурного листа, определяемого федеральным оператором. Количество оборудования должно производиться из расчета 12 учеников и 1 преподаватель для каждого направления образовательных программ.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Региональный координатор обеспечивает согласование инфраструктурного листа с Федеральным оператором в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным оператором.

При проведении закупок средств обучения и воспитания из инфраструктурного листа для оснащения Центра рекомендуется отдавать предпочтение оборудованию отечественных производителей при эквивалентных технологических характеристиках.