ПРИКАЗ
от 9 декабря 2019 года N 777/пр
Об утверждении методических рекомендаций по синхронизации мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, с мероприятиями в сфере обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения, цифровизации городского хозяйства, а также мероприятиями в рамках некоторых национальных проектов и Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года*
(с изменениями на 8 апреля 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 апреля 2024 года N 244/пр. - См. предыдущую редакцию.
В целях обеспечения реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3, в соответствии с подпунктом "д" пункта 10 приложения 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации",
приказываю:
утвердить прилагаемые методические рекомендации по синхронизации мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, с мероприятиями в сфере обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения, цифровизации городского хозяйства, а также мероприятиями в рамках некоторых национальных проектов и Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 апреля 2024 года N 244/пр. - См. предыдущую редакцию)
Министр
В.В.Якушев
Методические рекомендации по синхронизации мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, с мероприятиями в сфере обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения, цифровизации городского хозяйства, а также мероприятиями в рамках некоторых национальных проектов и Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года*
(с изменениями на 8 апреля 2024 года)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 апреля 2024 года N 244/пр. - См. предыдущую редакцию.
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (далее - НП "Жилье и городская среда").
1.2. Настоящие Методические рекомендации рекомендуется использовать при разработке (актуализации) государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее соответственно - государственные программы, муниципальные программы) в целях обеспечения синхронизации мероприятий, реализуемых в их рамках, с мероприятиями иных национальных и федеральных проектов и программ, для достижения максимального социально-экономического эффекта для территории (далее соответственно - синхронизация, мероприятия по синхронизации), а также при формировании перечня городов (агломераций), в которых начиная с 2020 года приоритетное финансирование мероприятий, направленных на повышение качества городской среды, будет осуществляться в комплексе с мероприятиями иных национальных проектов ("Образование", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Культура", "Экология", "Туризм и индустрия гостеприимства" и соответствующих федеральных проектов), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 3268-р (далее - Стратегия).
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 апреля 2024 года N 244/пр. - См. предыдущую редакцию)
1.3. При формировании (актуализации) государственных (муниципальных) программ рекомендуется проводить анализ мероприятий государственных (муниципальных) программ, реализуемых в рамках иных национальных и федеральных проектов и программ, а также инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и субъектов естественных монополий, в целях формирования перечня мероприятий по синхронизации для последующего включения в государственную (муниципальную) программу.
1.4. Мероприятия по синхронизации государственных программ рекомендуется разрабатывать на основании перечня государственных программ субъекта Российской Федерации, сформированного в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере социально-экономического развития региона и задачами, утвержденными в Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
1.5. Мероприятия по синхронизации муниципальных программ рекомендуется разрабатывать на основании перечня муниципальных программ муниципального образования, сформированного в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере социально-экономического развития муниципального образования и задачами, утвержденными в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
1.6. В процессе формирования мероприятий по синхронизации для достижения стратегической цели государственной (муниципальной) программы рекомендуется связать задачи государственной (муниципальной) программы с задачами государственных (муниципальных) программ, реализуемых в рамках иных национальных и федеральных проектов и программ, в целях обеспечения максимальной эффективности от вложенных финансовых и иных ресурсов.
1.7. Включение в государственную (муниципальную) программу мероприятий по синхронизации рекомендуется осуществлять исходя из следующих условий:
мероприятия по синхронизации направлены на достижение целей и целевых показателей Национального проекта по кардинальному повышению комфортности городской среды и обеспечивают комплексное развитие городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;
сроки реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ синхронизированы со сроками реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ, реализуемых в рамках иных национальных и федеральных проектов и программ, сроками реализации мероприятий инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и субъектов естественных монополий, прямо или косвенно влияющих на достижение показателей Национального проекта;
мероприятия по синхронизации направлены на повышение экономической эффективности мероприятий, реализуемых в рамках государственных (муниципальных) программ, в том числе за счет достижения кумулятивного эффекта от взаимосвязи с мероприятиями государственных (муниципальных) программ, реализуемых в рамках иных национальных и федеральных проектов и программ, мероприятий инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и субъектов естественных монополий, а также исключения избыточных и дублирующих мероприятий.
1.8. Требования к региональным и муниципальным программам установлены приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - Правила предоставления федеральной субсидии).
1.9. Формирование индекса качества городской среды осуществляется в соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 года N 510-р (далее - ИКГС).
(Наименование в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 апреля 2024 года N 244/пр. - См. предыдущую редакцию)
2.1. Синхронизацию мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями государственных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - капитальный ремонт) рекомендуется осуществлять с учетом сроков и объемов планируемых к проведению работ по капитальному ремонту.
2.2. Проведение мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий, прилегающих к многоквартирным домам, подлежащим капитальному ремонту, рекомендуется осуществлять не ранее завершения таких работ по капитальному ремонту, за исключением случаев, когда единовременное и (или) последующее проведение работ по капитальному ремонту не повлияет на ход проведения и итоговые результаты работ по благоустройству территории, а также не повлечет за собой необходимость устранения негативных последствий, вызванных последующим проведением работ по капитальному ремонту.
2.3. При выборе территорий для благоустройства рекомендуется синхронизировать сроки проведения работ по благоустройству со сроками проведения работ по капитальному ремонту в том, чтобы проведение ближайших плановых работ по капитальному ремонту многоквартирных домов предшествовало благоустройству дворовой территории и (или) прилегающей к многоквартирным домам общественной территории и не оказало негативного воздействия на результаты проведенного благоустройства.
2.4. Синхронизацию с мероприятиями инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (далее - инвестиционные программы), рекомендуется осуществлять с учетом сроков и объемов планируемых к проведению в рамках инвестиционных программ мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры в границах проектируемой для благоустройства территории.
2.5. В целях недопущения случаев проведения плановых мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры на ранее благоустроенной территории, проведение которых может привести к полному или частичному ухудшению качества проведенных работ по благоустройству, а также необходимости восстановления (ремонта) объектов благоустройства, органам местного самоуправления рекомендуется ежегодно формировать сводный план-график предусмотренных инвестиционными программами сроков проведения мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры в границах муниципального образования в целях синхронизации указанных мероприятий с мероприятиями по благоустройству общественных и дворовых территорий.
2.6. Не рекомендуется планировать и осуществлять мероприятия по благоустройству общественных и (или) дворовых территорий, расположенных на территории, прилегающей к многоквартирным домам, включенным в перечень непригодного для проживания жилищного фонда, и подлежащих расселению в рамках мероприятий федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и (или) последующему сносу, в том числе в рамках иных государственных (муниципальных) программ.
2.7. Синхронизацию мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями Стратегии целесообразно осуществлять в рамках решения задач, на решение которых направлена Стратегия по таким направлениям, как:
комплексное развитие территорий;
новое жилищное строительство;
комплексная программа модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
программа капитального ремонта.
(Пункт дополнительно включен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 апреля 2024 года N 244/пр)
3.1. Синхронизацию мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями национального проекта "Безопасные и качественные дороги" рекомендуется осуществлять в рамках решения задач, которые стоят перед федеральными проектами, входящими в данный национальный проект.
3.2. Федеральным проектом "Дорожная сеть" предусмотрено такое мероприятие, которое при подготовке проектов благоустройства общественных территорий может быть синхронизировано с мероприятиями по созданию комфортной городской среды, как выполнение дорожных работ на сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций в целях приведения их в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации).
4.1. Синхронизацию мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями национального проекта "Демография" рекомендуется осуществлять в рамках решения задач, которые стоят перед федеральными проектами, входящими в данный национальный проект.
4.2. Федеральным проектом "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" предусмотрено такое мероприятие, которое может быть синхронизировано с мероприятиями по созданию комфортной городской среды, как создание дополнительных мест в дошкольных организациях путем строительства зданий (пристройки к зданию), приобретения (выкупа) зданий (пристройки к зданию) и помещений дошкольных организаций (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации и потребностей данной социальной группы).
4.3. Федеральным проектом "Старшее поколение" предусмотрены следующие мероприятия, которые могут быть синхронизированы с мероприятиями по созданию комфортной городской среды:
создание региональных гериатрических центров и (или) геронтологических отделений (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации и потребностей данной социальной группы);
строительство (реконструкция) объектов капитального строительства стационарных организаций социального обслуживания субъектов Российской Федерации (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации и потребностей данной социальной группы);
организация занятий физической культурой граждан пожилого возраста на спортивных объектах шаговой доступности, на спортивных площадках во дворах, в парках, бассейнах, на базе организаций социального обслуживания и медицинских организаций (синхронизация в части установки соответствующих спортивных площадок, подходящих для занятий физической культурой граждан пожилого возраста, в том числе (в случае необходимости) в непосредственной близости от организаций социального обслуживания).
4.4. Федеральным проектом "Укрепление общественного здоровья" предусмотрены следующие мероприятия, которые могут быть синхронизированы с мероприятиями по созданию комфортной городской среды:
создание на базе существующих центров здоровья, центров общественного здоровья (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации и потребностей данной социальной группы);
разработка и внедрение стратегии работы с общепитом, корпоративным сектором и муниципальными властями, включая участие в планировании городской среды (синхронизация в части совместной работы и планирования городской среды).
4.5. Федеральным проектом "Спорт - норма жизни" предусмотрены следующие мероприятия, которые могут быть синхронизированы с мероприятиями по созданию комфортной городской среды:
строительство физкультурно-оздоровительных центров и комплексов в регионах (не менее одного за весь период реализации федерального проекта) (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенного объекта с учетом требований законодательства Российской Федерации);
оборудование малых спортивных площадок на базе центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (в каждом муниципальном районе) (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенного объекта с учетом требований законодательства Российской Федерации);
создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовке спортивного резерва (синхронизация в части создания на благоустраиваемой территории дополнительных объектов, приспособленных для занятий физической культурой и спортом (игровые и спортивные площадки, спортивно-развивающие комплексы, велодорожки, скейт-площадки, мини-скалодромы, сезонные катки и т.п.), что позволит обеспечить рост показателей индикатора ИКГС "Обеспеченность спортивной инфраструктурой").
5.1. Синхронизацию мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями в сфере обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения рекомендуется осуществлять в рамках решения задач государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
5.2. В качестве цели мероприятий по синхронизации рекомендуется рассматривать достижение показателя данной государственной программы по обеспечению равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, что позволит обеспечить повышение показателя индикатора ИКГС "Уровень доступности городской среды для инвалидов и иных и маломобильных групп населения".
5.3. В рамках мероприятий по синхронизации целесообразно предусматривать на застраиваемых и (или) благоустраиваемых территориях решения, которые обеспечивают их доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения.
6.1. Синхронизацию с мероприятиями ведомственного проекта "Умный город" рекомендуется осуществлять с учетом Методических рекомендаций по цифровизации городского хозяйства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 235/пр, и Базовыми и дополнительными требованиями к умным городам (стандарт "Умный город"), утвержденными Минстроем России 4 марта 2019 г.