Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 мая 2019 года N 184

Об утверждении методических рекомендаций по переходу предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и государственным внебюджетным фондам, на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения

(с изменениями на 15 сентября 2021 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минцифры России от 18 января 2023 года N 21
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минцифры России от 15 сентября 2021 года N 979.

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 13 плана перехода в 2016-2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р

приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации по переходу предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и государственным внебюджетным фондам, на использование отечественного программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.В.Соколова.

Министр
К.Ю.Носков



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 8 мая 2019 года N 184



Методические рекомендации по переходу предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и государственным внебюджетным фондам на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения

(с изменениями на 15 сентября 2021 года)



I. Общие положения

     

1. Настоящие методические рекомендации по переходу предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и государственным внебюджетным фондам на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, (далее - методические рекомендации) разработаны в целях реализации пункта 13 плана перехода в 2016-2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р (далее соответственно - распоряжение, План перехода), а также во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N МА-П10-3673.

2. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи предприятиям, учреждениям и организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и государственным внебюджетным фондам (далее - подведомственные организации), при переходе на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения (далее - отечественное ПО).

3. В соответствии с законодательством Российской Федерации под программным обеспечением, происходящим из Российской Федерации, (далее - отечественное программное обеспечение) понимаются программы для электронных вычислительных машин или базы данных, сведения о которых включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения).

________________

Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

4. В соответствии с законодательством Российской Федерации под программным обеспечением, происходящим из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, (далее - евразийское программное обеспечение) понимаются программы для электронных вычислительных машин и базы данных, сведения о которых включены в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - единый реестр евразийского программного обеспечения).

________________

Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

5. В соответствии с законодательством Российской Федерации к офисному программному обеспечению относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

________________

Пункт 3 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325.


Офисное программное обеспечение состоит из автономного и (или) сетевого программного обеспечения и клиентского программного обеспечения. Офисное программное обеспечение может представлять собой совокупность взаимосвязанных программных продуктов, соответствующих классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

________________

Пункт 3 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325.

6. Офисное программное обеспечение обеспечивает работу пользователей на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа (далее - автоматизированное рабочее место пользователей) и абонентских устройствах радиоподвижной связи без подключения к локальным вычислительным сетям, и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме, создания, доступа, обработки, хранения и удаления электронных документов ("облачная" технология), и (или) с использованием локальных вычислительных сетей доступа пользователей к обеспечению, установленному на серверном оборудовании.

________________

Пункт 4 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325.

7. Переход на преимущественное использование отечественного программного обеспечения рекомендуется осуществлять в отношении классов программ для электронных вычислительных машин и баз данных, перечень которых установлен приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22.09.2020 N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минцифры России от 15 сентября 2021 года N 979. - См. предыдущую редакцию)



II. Переход подведомственных организаций на преимущественное использование отечественного ПО

     

8. При переходе подведомственных организаций на преимущественное использование отечественного ПО рекомендуется обеспечить совокупность процессов, действий и организационно-технических мероприятий, осуществляемых подведомственными организациями и связанных с заменой ранее закупленного и используемого ими ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения (далее - программное обеспечение, происходящее из иностранных государств; иностранное программное обеспечение), на отечественное ПО в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, с учетом установленных запретов и (или) ограничений на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также в части касающейся с учетом законодательства Российской Федерации, устанавливающего приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

________________

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".

При этом допускается при переходе на использование отечественного ПО использование евразийского программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр евразийского программного обеспечения.

9. В целях организации эффективного перехода подведомственных организаций на преимущественное использование отечественного ПО рекомендуется определить уполномоченное должностное лицо подведомственной организации, занимающего должность не ниже заместителя руководителя, ответственного за реализацию мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного ПО, а также за достижение установленных подведомственной организацией целевых показателей и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного ПО (далее - ответственное должностное лицо).

10. Подведомственным организациями рекомендуется внести изменения в программы, планы развития и деятельности организации на краткосрочный, среднесрочный период и на долгосрочную перспективу, в том числе в долгосрочную программу развития, программу инновационного развития, и иные документы, предусматривающие краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий, предусмотрев включение положений и (или) мероприятий, направленных на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе положений и (или) мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного ПО.

11. Переход подведомственных организаций на преимущественное использование отечественного ПО, рекомендуется осуществлять с использованием программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, соответствующего дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (далее - Дополнительные требования), а также иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к соответствующим классам (типам) программного обеспечения, в том числе требованиям в сфере обеспечения информационной безопасности.

12. При наличии технической возможности с учетом архитектурных особенностей функционирования прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем, используемых подведомственными организациями, а также наличии нормативной правовой базы, регулирующей вопросы оказания подведомственным организациям "облачных" услуг, в том числе услуг по предоставлению программного обеспечения по "облачной" технологии, предоставление отечественного программного обеспечения пользователям по "облачной" технологии, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется осуществлять с применением инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

По решению подведомственной организации для предоставления программного обеспечения пользователям по "облачной" технологии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, может быть использована иная внешняя программно-аппаратная и телекоммуникационная инфраструктура, соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о защите информации, о защите персональных данных и о связи, а также обеспечивающая предоставление пользователям программного обеспечения с применением "облачной" технологии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»