ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 ноября 2019 года N ДК-П7-9914
[О Плане мероприятий ("дорожная карта") развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года]
Минпромторг России (Д.В.Мантурову)
Минобороны России (С.К.Шойгу)
Минобрнауки России (М.М.Котюкову)
Минтруд России (М.А.Топилину)
Росстандарт (А.В.Абрамову)
Федеральным органам исполнительной власти (по списку)
Прошу обеспечить выполнение Плана мероприятий ("дорожной карты") развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года.
Д.Козак
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие реализацию Плана мероприятий ("дорожной карты") развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года (далее - план мероприятий), в части национальной системы стандартизации - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в части стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) - Министерство обороны Российской Федерации.
Цели плана мероприятий:
совершенствование государственного регулирования в сфере стандартизации, а также методологии стандартизации;
совершенствование инфраструктуры национальной системы стандартизации, создание национального института стандартизации;
сокращение сроков разработки и принятия документов по стандартизации, а также расширение их видов;
внедрение и развитие информационных технологий разработки (актуализации) документов по стандартизации и их информационного обеспечения;
перевод отдельных видов документов национальной системы стандартизации в "машиночитаемый формат", обеспечивающий их преобразование и обработку для применения машинами (производственными системами и комплексами);
совершенствование информационного обеспечения заинтересованных лиц документами по стандартизации на основе лучших международных практик и обеспечение доступа к документам по стандартизации;
актуализация Федерального информационного фонда стандартов;
мониторинг результативности и эффективности применения документов по стандартизации производителями (потребителями) продукции, включая степень их реализации в достижении запланированных результатов;
совершенствование ресурсного обеспечения работ по стандартизации, включая кадровое и научное.
Целевые показатели плана мероприятий:
снижение до 7 лет среднего возраста документа по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов;
сокращение до 7 месяцев среднего срока разработки национального стандарта;
увеличение до 57 процентов доли межгосударственных (региональных) документов по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов;
увеличение до 75 процентов доли утверждаемых в течение года стандартов, разработка которых финансируется за счет внебюджетных источников и собственных средств, предприятий малого и среднего бизнеса;
перевод не менее 80 процентов документов Федерального информационного фонда стандартов в машиночитаемый формат (с учетом стандартов, представленных в машиночитаемом формате);
достижение полноправного участия Российской Федерации в технических органах Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), что потребует вхождения в группу "1" и в группу "А" указанных международных организаций по стандартизации соответственно.
Значимые результаты реализации плана мероприятий по направлениям.
По первому направлению "Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере стандартизации и методологии стандартизации" достичь следующих результатов:
подготовка необходимых изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы, которые направлены на:
совершенствование государственного регулирования в сфере стандартизации, в том числе применение стандартов для установления обязательных функциональных и потребительских свойств продукции (работ, услуг);
распространение на организации - разработчиков государственных военных стандартов мер стимулирующего и компенсационного характера, которые установлены статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации для разработчиков международных стандартов, межгосударственных стандартов и национальных стандартов Российской Федерации;
повышение результативности и эффективности функционирования технических комитетов (проектных технических комитетов) по стандартизации;
актуализацию основополагающих документов по стандартизации, отраслевых стандартов (используемых для установления требований к оборонной продукции (работам, услугам) путем перевода в иные документы по стандартизации), положения которых не отвечают современным научно-технологическим вызовам и приоритетам научно-технологического развития и сдерживают вывод на рынок новых товаров и услуг;
совершенствование методологии стандартизации.
По второму направлению "Совершенствование функционирования национальной системы стандартизации" достичь следующих результатов:
сформировать эффективные механизмы реализации согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области национальной стандартизации;
обеспечить: опережающими темпами разработку стандартов для выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции; ежегодную актуализацию Федерального информационного фонда стандартов и проведение оценки эффективности деятельности национальных технических комитетов по стандартизации;
обеспечить выполнение пунктов 4, 6, 9 и 10 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий, в части сокращения среднего возраста стандарта, увеличения доли межгосударственных документов по стандартизации, входящих в состав Федерального информационного фонда стандартов, увеличения количества технических органов Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), в которых Российская Федерация ведет секретариаты.
По третьему направлению "Совершенствование функционирования системы стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)" достичь следующих результатов:
обеспечить: переход на информационное обеспечение организаций оборонно-промышленного комплекса документами по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) с использованием автоматизированной информационно-аналитической системы стандартизации; ежегодную актуализацию Фонда документов по стандартизации оборонной продукции с учетом приоритетных направлений развития стандартизации; координацию работы федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, являющихся участниками деятельности по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) по реализации годового плана стандартизации военной продукции, программ стандартизации на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;
обеспечение привлечения генеральных конструкторов по созданию вооружения, военной и специальной техники и руководителей приоритетных технологических направлений к оценке научно-технического уровня документов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг);
определить головные организации по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) по незакрепленным группам изделий вооружения, военной и специальной техники.
По четвертому направлению "Международное сотрудничество в сфере стандартизации" достичь следующих результатов:
обеспечить проведение (ежегодно) оценки эффективности деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации, которые ведет Российская Федерация;
реализовать мероприятия, направленные на повышение роли Российской Федерации в области международной и межгосударственной стандартизации;
провести 43-ю Генеральную ассамблею Азиатско-Тихоокеанского совета по стандартизации (PASC);
обеспечить выполнение пунктов 9 и 10 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий.
По пятому направлению "Совершенствование инфраструктуры стандартизации" достичь следующих результатов:
разработать "матрицу компетенций" подведомственного Росстандарту объединенного института по стандартизации;
внедрить возможности "цифровой среды" в деятельность по стандартизации.
По шестому направлению "Подготовка кадров и их переподготовка" предполагается достичь следующих результатов:
актуализировать профессиональные стандарты по востребованным специальностям в области стандартизации;
провести профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ в области стандартизации;
сформировать и обеспечить реализацию единой методологии стандартизации;
обеспечить подготовку научных кадров в области стандартизации.
По седьмому направлению "Государственно-частное партнерство, сотрудничество с бизнесом в сфере стандартизации" достичь следующих результатов:
сократить сроки разработки (актуализации, пересмотра, отмены) документов по стандартизации в целях обеспечения ввода в обращение инновационной продукции;
обеспечить выполнение пунктов 1 и 5 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий, в части увеличения количества утверждаемых (ежегодно) стандартов, разработка которых финансируется за счет бизнеса и сокращения среднего срока разработки стандарта;
внести изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, в части включения в состав государственных программ Российской Федерации разделов (критериев) по стандартизации.
По восьмому направлению "Популяризация стандартизации" достичь следующих результатов:
обеспечить: регулярный обзор материалов российских и зарубежных средств массовой информации о достижениях в области стандартизации; свободный доступ для руководителей организаций, специалистов в области стандартизации, студентов образовательных учреждений высшего образования к материалам о достижениях в области стандартизации и об актуальных аспектах стандартизации;
обеспечить проведение региональных и отраслевых конференций (семинаров) по актуальным аспектам стандартизации, а также конкурсов и олимпиад для молодых специалистов и ученых по тематикам стандартизации.
По девятому направлению "Ресурсное обеспечение работ по стандартизации" достичь следующих результатов:
определить критерии оценки экономической эффективности стандартов для определения приоритетов в их разработке с учетом потребностей рынка в конкретной продукции (работах, услугах), а также критерии весомости отбора предложений технических комитетов и иных участников работ по стандартизации по разработке документов национальной системы стандартизации за счет средств федерального бюджета;
обеспечить предоставление (ежегодно) юридическим лицам субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с разработкой международных, региональных стандартов (включая межгосударственные стандарты, в разработке которых участвует Российская Федерация) и национальных документов в области стандартизации, обеспечивающих применение и исполнение требований технических регламентов, международных соглашений и нормативных правовых актов Российской Федерации.
По десятому направлению "Мониторинг реализации плана мероприятий" - обеспечить проведение мониторинга результатов реализации плана мероприятий и подготовку (при необходимости) его изменений и дополнений к нему.
Наименование мероприятия | Вид документа | Ожидаемый результат | Срок | Исполнитель |
1. Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере стандартизации и методологии стандартизации | ||||
1. Подготовка изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации", направленных на совершенствование деятельности в сфере стандартизации, в том числе в части: | проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" | создание эффективного механизма оценки эффективности технических и проектных технических комитетов по стандартизации и повышение их результативности, внедрение "цифровых технологий" в разработку национальных стандартов, актуализация перечня документов по стандартизации, которые составляют Федеральный информационный фонд стандартов | ноябрь 2019 г. | Минпромторг России, |
б) уточнения порядка формирования технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации в целях повышения результативности их деятельности; | ||||
в) внедрения и развития информационных технологий, связанных с разработкой (актуализацией) документов по стандартизации, а также модернизацией "цифровой платформы" Росстандарта по обеспечению автоматизации планирования и контроля исполнения программы национальной стандартизации; | ||||
г) отнесения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств к документам по стандартизации Российской Федерации и включения их в Федеральный информационный фонд стандартов в целях расширения возможностей их применения для оценки (подтверждения) соответствия экспортируемой отечественной продукции требованиям указанных стандартов и внедрения современных зарубежных технологий; | ||||
г) актуализации порядка разработки стандартов, обеспечивающего существенное сокращение сроков разработки и утверждение национальных стандартов (предварительных национальных стандартов), а также упрощение процедур их разработки; | ||||
д) определения порядка включения (на добровольной основе) стандартов организаций и технических условий в Федеральный информационный фонд стандартов для создания условий, касающихся снижения случаев введения потребителей в заблуждение о потребительских и функциональных свойствах продукции (работ, услуг); | ||||
е) уточнения полномочий Минпромторга России, Росстандарта и других участников работ по стандартизации в части формирования и реализации приоритетных направлений; | регулирование отношений в сфере выработки и реализации | в части подпунктов | Минпромторг России, | |
з) включения в число участников системы стандартизации эксперта по стандартизации, а также определения его обязанностей, полномочий и оснований для привлечения к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; | ТПП России | |||
и) совершенствования деятельности в сфере стандартизации по результатам практики применения указанного Федерального закона | ||||
2. Подготовка изменений в часть 5 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации в части включения в перечень видов затрат, включаемых в состав расходов на производство товаров и услуг, затрат, связанных с разработкой наряду с международными, региональными и национальными стандартами, документов по стандартизации оборонной продукции | проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в часть 5 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации" | распространение на разработчиков документов по стандартизации оборонной продукции мер стимулирующего и компенсационного характера, предусмотренных для разработчиков международных стандартов, региональных и национальных стандартов | май 2020 г. | Минпромторг России, |
3. Подготовка изменений в "Положение о генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники", утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2015 г. N 18, направленных на повышение роли генерального конструктора в формировании и реализации мероприятий по стандартизации разрабатываемого вооружения, военной и специальной техники | проект указа Президента Российской Федерации | повышение роли генерального конструктора по созданию вооружения, военной и специальной техники в формировании планов и программ стандартизации, касающихся разработки и актуализации государственных военных стандартов и иных документов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) | октябрь 2020 г. | Минпромторг России, |
4. Разработка правил предоставления из средств федерального бюджета субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат, связанных с разработкой государственных военных стандартов | проект постановления Правительства Российской Федерации | создание регулирования, направленного на предоставление юридическим лицам из средств федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат, связанных с разработкой государственных военных стандартов за счет собственных средств | по истечении 6 месяцев после вступления в силу федерального закона, | Минпромторг России, |
5. Подготовка изменений в "Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1567, в части: | проект постановления Правительства Российской Федерации | устранение неопределенностей правового регулирования в сфере стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), определение обязанностей, полномочий и оснований привлечения к ответственности экспертов по стандартизации и экспертных организаций в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) в соответствии с | июнь 2021 г. | Минобороны России, |
а) уточнения функций и полномочий участников работ по стандартизации по результатам практики применения указанного Положения; | законодательством Российской Федерации, повышение результативности деятельности по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) | |||
б) включения в число участников системы стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) экспертов по стандартизации и экспертных организаций в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг); | ||||
г) определения оснований для привлечения экспертов по стандартизации и экспертных организаций в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; | ||||
д) повышения роли головных организаций по стандартизации оборонной продукции в части планирования, разработки документов по стандартизации оборонной продукции и информационного обеспечения; | ||||
е) установления правил межведомственной передачи фонда отраслевых документов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) в случае изменения ведомственной принадлежности держателя их подлинников (в соответствии с закрепленными объектами стандартизации) | ||||
6. Подготовка изменений в госпрограмму "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328, в части дополнения отдельной подпрограммой "Развитие системы стандартизации" в целях решения задач, направленных на: | постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328" | обновление фонда стандартов; | июнь 2020 г. | Минпромторг России, |
а) совершенствование инфраструктуры национальной системы стандартизации; | развития стандартизации на 5-10 лет планируемого периода | |||
б) реализацию программ национальной стандартизации Российской Федерации; | ||||
в) поддержку организаций в области стандартизации; | ||||
г) проведение ежегодного конкурса "Стандартизатор года"; | ||||
д) проведение мероприятий по популяризации стандартизации; | ||||
ж) актуализацию сведений о межгосударственных и национальных стандартах, устанавливающих | ||||
в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования к продукции, подлежащей сертификации и декларированию, требования к которой не установлены техническими регламентами Евразийского экономического союза; | ||||
з) проведение исследований и изучение международного и межгосударственного опыта в области стандартизации; | ||||
к) решение задач опережающей стандартизации на основе сценариев социально-экономического развития Российской Федерации | ||||
7. Подготовка изменений в основополагающие национальные стандарты ГОСТ Р 1.1 "Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности" и ГОСТ Р 1.2 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. | приказ Росстандарта | установление требований по разработке "машиночитаемых стандартов"; сокращение сроков разработки стандартов; повышение эффективности функционирования технических комитетов по стандартизации, своевременное обеспечение организаций промышленности стандартами, отвечающими современному научно-техническому уровню | ноябрь 2020 г. | Росстандарт, |
а) разработки и применения "машиночитаемых стандартов"; | ||||
б) оптимизации функционирования технических комитетов по стандартизации и правил оценки их деятельности; | ||||
в) сокращения сроков разработки документов по стандартизации, в том числе, упрощенного порядка актуализации (пересмотра, отмены) стандартов, принятых до 1992 года (по результатам оценки научно-технического уровня) с учетом их применения в качестве документов по стандартизации оборонной продукции; | ||||
г) установления порядка перевода предварительных национальных стандартов в национальные стандарты; | ||||
д) определения порядка согласования с Минобороны России пересматриваемых межгосударственных и национальных стандартов с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции и изменений к ним | ||||
8. Подготовка согласованных предложений об установлении административной ответственности российских юридических лиц и предпринимателей, выполняющих функции изготовителей (поставщиков) и (или) уполномоченных изготовителем в соответствии с договором, за невыполнение требований национального стандарта в случае публичного заявления указанными лицами о соответствии продукции заявленным требованиям к качеству (потребительским и функциональным свойствам), установленным таким стандартом | доклад в Правительство Российской Федерации | формирование правовых основ административной ответственности за невыполнение требований к качеству продукции, предъявляемых национальным стандартом | март 2020 г. | Минпромторг России, |
9. Подготовка методических рекомендаций о применении федеральными органами исполнительной власти ссылок в нормативных правовых актах на стандарты, устанавливающие требования к продукции (работам, услугам) | приказ Росстандарта | устранение правовой неопределенности применения в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти ссылок на стандарты | в течение 6 месяцев после исполнения | Минпромторг России, |
10. Подготовка методических рекомендаций о применении стандартов федеральными органами исполнительной власти и отдельными юридическими лицами для формирования требований к объектам закупки при осуществлении государственных и муниципальных закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" | приказ Росстандарта | создание условий для применения стандартов для формирования требований к объектам закупок федеральными органами исполнительной власти и отдельными юридическими лицами для их нужд в обеспечение качества закупаемых в рамках государственных и муниципальных закупок товаров (работ, услуг) на уровне, не ниже требований к качеству, установленных стандартами | в течение 6 месяцев после | Росстандарт, |
11. Подготовка комплекса мер, направленных на стимулирование участия российских организаций в сфере промышленности и услуг: | распоряжение Правительства Российской Федерации | создание условий для участия российских организаций в работах по стандартизации | июнь 2021 г. | Минпромторг России, |
12. Подготовка изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на обеспечение правовой охраны исключительных прав в отношении документов национальной системы стандартизации | проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части установления правовых основ, обеспечивающих правовую охрану исключительных прав в отношении документов национальной системы стандартизации | установление правовых основ, позволяющих обеспечить в Российской Федерации правовую охрану исключительных прав в отношении документов национальной системы стандартизации | декабрь 2021 г. | Минпромторг России, |
2. Совершенствование функционирования национальной системы стандартизации | ||||
13. Подготовка согласованных предложений: | доклад в Правительство Российской Федерации | обеспечение единого порядка формирования государственной политики в сфере стандартизации, а также решению актуальных вопросов стандартизации в Российской Федерации, МГС, Евразийской экономической комиссии | ежегодно до 1 марта | Минпромторг России, |
б) об обеспечении опережающей стандартизации для реализации выпуска российской инновационной и высокотехнологичной продукции; | ||||
в) о проведении научно-исследовательских работ в интересах Минпромторга России, Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС) и Евразийской экономической комиссии; | ||||
г) о совершенствовании деятельности Совета руководителей национальных органов по стандартизации государств-членов Евразийского экономического союза | ||||
14. Подготовка согласованных предложений по внесению изменений в программы стандартизации (включая отраслевые и перспективные), в части включения в них мероприятий по актуализации (пересмотру и отмене): | доклад в Правительство Российской Федерации в составе ежегодного государственного доклада о состоянии работ в сфере стандартизации | актуализация Федерального информационного фонда стандартов в соответствии с целевыми показателями, предусмотренными Планом мероприятий | ежегодно до 1 марта | Росстандарт, |
б) отраслевых стандартов, устанавливающих требования к оборонной продукции (работам, услугам) и методам испытаний (исследований) такой продукции | ||||
15. Проведение анализа выполнения программ по разработке межгосударственных стандартов для включения в перечни стандартов, формирующих доказательную базу технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) | перечень | определение научно-технического уровня межгосударственных стандартов, применяемых для формирования доказательной базы технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) | февраль 2021 г. | Минпромторг России, |
16. Подготовка согласованных предложений в Евразийскую экономическую комиссию по корректировке программ по разработке межгосударственных стандартов для включения в перечни стандартов, формирующих доказательную базу технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) | протокол | формирование позиции российской Стороны по результатам анализа реализации программ по разработке межгосударственных стандартов | апрель 2021 г. | Минпромторг России, |
17. Перевод национальных стандартов в "машиночитаемый формат" | приказ Росстандарта | обеспечение возможности создания, редактирования и применения документов по стандартизации автоматизированной системой и обмена документами между системами; | не менее | Росстандарт |
18. Подготовка порядка внедрения механизма разработки цифровых стандартов ("СМАРТ"), областью применения которых является, в том числе, централизованная система передачи показаний приборов учета и использования устройств ввода информации | акт Правительства Российской Федерации | доступность | декабрь 2023 г. | Минпромторг России, |
19. Обеспечение ежегодного темпа обновления документов национальной системы стандартизации, включенных в Федеральный информационный фонд стандартов, на уровне не ниже 10-15 процентов | доклад в Правительство Российской Федерации | снижение среднего возраста стандарта в соответствии с пунктом 4 значения целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий | ежегодно до 31 марта | Росстандарт, |
20. Проведение анализа реализации утвержденных отраслевых программ по стандартизации по приоритетным направлениям и принятие решений о внесении в них необходимых изменений и дополнений | изменения (дополнения) в программы стандартизации | обоснованные данные для корректировки отраслевых программ по стандартизации | ежегодно до 31 марта | Росстандарт, |
3. Совершенствование функционирования системы стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) | ||||
21. Разработка программ стандартизации, направленных на разработку (актуализацию) государственных военных стандартов в соответствии с приоритетными направлениями стандартизации вооружения, военной и специальной техники, а также на обеспечение реализации инструментами стандартизации Государственной программы вооружения, в том числе: | программы стандартизации, государственные военные стандарты | формирование единой технической политики в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) | ежегодно, в соответствии | Минобороны России, |
а) внедрение передовых технологий и результатов достижений научно-технического прогресса при разработке и производстве военной техники; | ||||
б) оптимизацию и унификацию номенклатуры оборонной продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости; | ||||
в) обеспечение единства измерений, достижение требуемой точности, достоверности и сопоставимости результатов измерений при выполнении государственного оборонного заказа; | ||||
г) обеспечение качества и повышение надежности оборонной продукции; | ||||
д) содействие инновационному развитию военных технологий, техническому переоснащению и модернизации организаций оборонно-промышленного комплекса | ||||
22. Создание центра стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) с использованием инфраструктуры ФГБУ "46 ЦНИИ" Минобороны России | приказ Минобороны России | научное и методологическое сопровождение стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) | июнь 2021 г. | Минобороны России |
23. Проведение оценки возможности применения национальных и межгосударственных стандартов в качестве документов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) и по результатам такой оценки принятие решений о целесообразности включении их в Сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции | Сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции | включение национальных и межгосударственных стандартов в Сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции, исключение дублирования национальных стандартов и государственных военных стандартов, имеющих аналогичную предметную область применения | январь | Минобороны России, |
24. Подготовка стандартов, устанавливающих: | документы по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) | определение правового статуса экспертов по стандартизации, устранение неопределенности проведения экспертизы государственных военных стандартов | май 2020 г. | Минобороны России, |
в) требования к проведению экспертизы государственных военных стандартов; | ||||
25. Определение головных организаций по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) с закреплением за ними групп изделий вооружения, военной и специальной техники, которые не закреплены | приказ Минпромторга России, доклад в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации | совершенствование деятельности по формированию и ведению фонда документов по стандартизации оборонной продукции | март 2020 г. | Минпромторг России, |
4. Международное сотрудничество в сфере стандартизации | ||||
26. Проведение оценки эффективности деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации, возглавляемых Российской Федерацией | приказ Росстандарта | определение неэффективных технических комитетов по стандартизации для подготовки Росстандартом предложений для их реорганизации и проведения корректирующих мероприятий | октябрь 2020 г. | Росстандарт, |
27. Принятие мер по увеличению количества технических органов региональных организаций по стандартизации, в которых принимают участие российские эксперты (ведут секретариаты) в целях продвижения интересов Российской Федерации на зарубежных региональных площадках и создание условий для интеграции России в мировую экономику, расширения рынков российской продукции и услуг, | приказ Росстандарта о назначении российских представителей в органы управления, координационные, совещательные и наблюдательные органы региональных организаций по стандартизации | увеличение полноправного членства российских экспертов в деятельности технических органов региональных организаций по стандартизации | в соответствии | Росстандарт |
в том числе: | ||||
а) в Азиатско-Тихоокеанском Конгрессе по стандартизации (PASC); | ||||
28. Подготовка комплекса мер, направленных на обеспечение возврата Российской Федерации: | решение коллегии Росстандарта | комплекс мер, направленных на обеспечение возврата Российской Федерации в группу государств - членов международных организаций по стандартизации (ИСО/МЭК), участвующих в формировании стратегии и технической политики международной стандартизации | Росстандарт | |
а) в "1" группу международной организации по стандартизации (ИСО) и в группу "А" Международной электротехнической комиссии (МЭК) | доклад в Правительство Российской Федерации | возврат Российской Федерации в группу "I" Международной организации по стандартизации (ИСО) и в группу "А" Международной электротехнической комиссии (МЭК) | в соответствии | Минпромторг России |
б) в руководящие органы Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК) (Совет ИСО, техническое руководящее Бюро ИСО, Бюро совета МЭК, Руководящее бюро по стандартизации МЭК и др.) | доклад в Правительство Российской Федерации | вхождение в группу государств-лидеров в международных организациях по стандартизации в целях участия в определении и реализации технической политики | в соответствии | |
29. Проведение 43-й Генеральной ассамблеи Азиатско-Тихоокеанского совета по стандартизации (PASC) (г.Владивосток, 17-21 мая 2020 г.) | распоряжение Правительства Российской Федерации | укрепление сотрудничества с Китаем, Вьетнамом, ЮАР по разработке стандартов в передовых областях, в том числе в вопросах цифровизации, как объекта стандартизации | январь 2020 г. | Росстандарт, |
5. Совершенствование инфраструктуры стандартизации | ||||
30. Подготовка предложений об организационно-правовой форме, направлениях и видах деятельности, а также структуре и функциях подведомственного Росстандарту объединенного института по стандартизации | доклад в Правительство Российской Федерации | проработка согласованных предложений по повышению эффективности деятельности подведомственного Росстандарту объединенного института по стандартизации | март 2020 г. | Минпромторг России, |
31. Подготовка изменений в функциональные возможности информационной системы в сфере стандартизации Росстандарта (управление разработкой стандартов и планов стандартизации), которые позволят: | рекомендации по стандартизации | сокращение сроков разработки национальных стандартов, обеспечение прозрачности деятельности технических комитетов по стандартизации, за счет применения информационной платформы разработки стандартов и | декабрь 2021 г. | Росстандарт |
а) участвовать организациям промышленности и бизнес-сообщества в разработке, обсуждении и экспертизе проектов национальных стандартов (предварительных национальных стандартов) с минимальными временными и финансовыми затратами; | обмена знаниями между экспертами по стандартизации | |||
б) осуществлять оперативное взаимодействие технических комитетов по стандартизации с организациями промышленности и бизнес-сообществом по разработке современных стандартов; | ||||
в) осуществлять обмен знаниями между экспертами по стандартизации | ||||
6. Подготовка кадров и их переподготовка | ||||
32. Проведение по предложениям Минпромторга России и Росстандарта актуализации профессиональных стандартов по востребованным специальностям в области стандартизации | приказ Минтруда России | актуализированные профессиональные стандарты по востребованным специальностям в области стандартизации | август 2023 г. | Минтруд России, |
33. Подготовка программы обучения специалистов в области стандартизации для их аттестации в качестве "эксперта в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)" и программы повышения квалификации специалистов в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) | программа обучения кандидатов в "эксперты в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)", | создание "института" экспертов в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) из числа наиболее подготовленных специалистов организаций промышленности | декабрь 2020 г. | Росстандарт, |
34. Проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области стандартизации | рейтинг | сформированный информационный ресурс о результатах профессионально- | август 2023 г. | работодатели (ООР "СоюзМаш России", |
35. Проведение актуализации образовательного стандарта по направлению "стандартизация" | приказ Минобрнауки России | повышение качества образовательного стандарта | июль | Минобрнауки России, |
36. Осуществление подготовки экспертов по стандартизации для органов государственной власти, государственных корпораций, организаций малого и среднего бизнеса | реестр экспертов по стандартизации | повышение доверия к экспертам по стандартизации и признание результатов их деятельности | май 2021 г. | Росстандарт, |
7. Государственно-частное партнерство, сотрудничество с бизнесом в сфере стандартизации | ||||
37. Обеспечение разработки и утверждения (ежегодно) национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств организаций промышленности и организаций в сфере услуг | доклад в Правительство Российской Федерации | в соответствии с пунктом 1 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий | ежегодно до 31 марта | Росстандарт, |
8. Популяризация стандартизации | ||||
38. Обеспечение размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подведомственного Росстандарту объединенного института по стандартизации информации о сроках проведения конкурсов и олимпиад с областью знаний по стандартизации | раздел "Конкурсы и олимпиады" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подведомственного Росстандарту объединенного института по стандартизации | доступность для молодых специалистов информации о проводимых конкурсах и олимпиадах с областью знаний по стандартизации | до 30 декабря | Росстандарт, |
39. Осуществление публикаций в средствах массовой информации материалов, отражающих: | печатные издания средств массовой информации | доступность для руководителей организаций, специалистов в области стандартизации, студентов высших учебных заведений материалов о достижениях в области стандартизации и актуальных | ежемесячно, | Росстандарт, |
б) разработку и принятие национальных стандартов, межгосударственных и международных стандартов; | доклад в Правительство | проблемах стандартизации | ежегодно, начиная с марта | |
40. Возобновление издания журнала "Стандартизация военной техники" | номер журнала | публикация материалов по актуальным вопросам стандартизации военной техники, обмен опытом между специалистами, информационное и методическое обеспечение работ по стандартизации оборонной продукции | январь | Росстандарт, |
41. Подготовка и проведение: | сборник статей о стандартизации оборонной продукции | обмен опытом между специалистами в области стандартизации, информационное обеспечение работ по стандартизации оборонной продукции | ежегодно, | Минобороны России, |
б) региональных и отраслевых конференций (семинаров) по актуальным аспектам стандартизации; | публикации материалов по актуальным вопросам | обмен опытом деятельности в области стандартизации между участниками работ по стандартизации | ежегодно до 31 марта | Минпромторг России |
в) научных конференций, посвященных государственному деятелю В.В.Бойцову, внесшему значительный вклад в развитие национальной стандартизации | сборник статей о стандартизации | участие молодых специалистов в демонстрации научных статей в области стандартизации | ежегодно до 31 марта | Росстандарт, |
42. Подготовка изменений в приказ Минпромторга России от 30 ноября 2017 г. N 4189 "О ведомственных наградах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации", в части учреждения ведомственных наград: | приказ Минпромторга России | повышение престижа профессии специалиста по стандартизации | ноябрь 2021 г. | Минпромторг России, |
43. Организация и проведение конкурса "Стандартизатор года" | приказ Минпромторга России | поощрение специалистов по стандартизации по итогам календарного года | ежегодно, начиная с 2020 г. | Минпромторг России, |
9. Ресурсное обеспечение работ по стандартизации | ||||
44. Разработка по согласованию с Минфином России, Минпромторгом России и ФАС России: | методические рекомендации | рыночный инструмент оценки значимости стандарта | август 2020 г. | Росстандарт, |
б) изменений в критерии отбора предложений технических комитетов по стандартизации и иных участников работ по стандартизации о разработке документов национальной системы стандартизации за счет средств федерального бюджета, предусмотренных ежегодно Росстандарту, с учетом сложившейся практики и приоритетных направлений стандартизации | приказ Росстандарта об утверждении основополагающего стандарта | эффективный инструмент отбора предложений технических комитетов по стандартизации о разработке документов национальной системы стандартизации за счет средств федерального бюджета | август 2020 г. | Росстандарт, |
45. Предоставление в установленном порядке юридическим лицам субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с разработкой международных, региональных стандартов (включая межгосударственные стандарты, в разработке которых участвует Российская Федерация) и национальных документов в области стандартизации, обеспечивающих применение и исполнение требований технических регламентов, международных соглашений и нормативных правовых актов Российской Федерации | соглашение о | повысить | ежегодно до 31 марта | Росстандарт |
46. Подготовка предложений по разработке и утверждению федеральной целевой программы "Развитие стандартизации оборонной продукции" | доклад в Правительство Российской Федерации | обеспечение финансирования мероприятий по стандартизации оборонной продукции, в части планирования, ведения Сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции, проведения оценки научно-технического уровня документов по стандартизации оборонной продукции | февраль 2021 г. | Минобороны России, |
47. Подготовка изменений в действующие государственные программы в части мероприятий, направленных на развитие стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) и применение инструментов стандартизации для их реализации | проекты постановлений Правительства Российской Федерации | ресурсное обеспечение мероприятий по развитию стандартизации оборонной продукции | ежегодно до 31 марта | Минобороны России, |
10. Мониторинг реализации плана мероприятий | ||||
48. Осуществление контроля за реализацией плана мероприятий | доклад в Правительство Российской Федерации | контроль за реализацией плана мероприятий | ежеквартально, начиная с 2020 года | Росстандарт с участием подведомственного ему объединенного института по стандартизации |