СОВЕТ ПО АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОТОКОЛ
заочного голосования
от 20 ноября 2019 г. N 50
О проекте Основных направлений развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года
В соответствии с Регламентом Совета по аудиторской, утвержденным Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2011 г. (протокол N 2), по состоянию на 19 ноября 2019 г. поступило12 опросных листов от членов Совета по аудиторской деятельности:
Члены Совета по аудиторской деятельности, представившие опросные листы: | Р.Е.Артюхин, М.Е Киселев, |
Члены Совета по аудиторской деятельности, опросные листы которых признаны действительными при принятии решения | Р.Е.Артюхин, М.Е.Киселев, |
Результаты заочного голосования определены 20 ноября 2019 г.
О проекте Основных направлений развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года
1. Принять к сведению информацию Минфина России по данному вопросу.
2. Одобрить Основные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года согласно приложению.
Распределение голосов членов Совета по аудиторской деятельности:
"ЗА" - 11 голосов,
"ПРОТИВ" - 1 голос,
"ВОЗДЕРЖАЛСЯ" - 0 голосов.
В соответствии с пунктом 43 Регламента Совета по аудиторской деятельности решение Совета по аудиторской деятельности принято.
Председатель Совета
по аудиторской деятельности
И.В.Ломакин-Румянцев
Секретарь Совета
по аудиторской деятельности
Л.З.Шнейдман
Основные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года
Основные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года (далее - Основные направления) разработаны в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. в целях обеспечения дальнейшего исполнения поручения Президента Российской Федерации от 19 декабря 2015 г., а также решения задачи повышения надежности системы независимого аудита, предусмотренной Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.
Основные направления разработаны в качестве отраслевого документа стратегического планирования в сфере аудиторской деятельности (далее также - институт аудита), определяющего развитие этой сферы в Российской Федерации на период до 2024 г. Основные направления раскрывают цель, основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности, механизмы, меры и действия по их реализации в интересах повышения роли этой деятельности в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов. Основные направления призваны обеспечить:
1) оценку текущего состояния института аудита и основных проблем его развития;
2) определение основной долгосрочной целевой модели организации, регулирования, надзора и осуществления аудиторской деятельности;
3) реализацию потенциала института аудита как важного элемента инфраструктуры финансовой системы Российской Федерации;
4) определение ключевых действий по достижению цели дальнейшего развития аудиторской деятельности.
Реализация Основных направлений будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство Российской Федерации, разработки и издания соответствующих регулирующих актов, осуществления организационных, образовательных, просветительных, информационных мероприятий.
Положения Основных направлений не распространяются на деятельность по осуществлению аудита органами государственного (муниципального) финансового контроля и администраторами бюджетных средств, службами внутреннего аудита организаций, а также по оказанию услуг, отличных от аудиторских услуг в смысле Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Деятельность аудиторских организаций, аудиторов, их институтов, органов регулирования и надзора на аудиторском рынке направлена, в первую очередь, на защиту такой охраняемой законом ценности, как право граждан и юридических лиц на получение информации (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации). Исходя из этого, главная цель дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации - формирование и поддержание доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг. При этом целевая модель организации, регулирования, надзора и осуществления аудиторской деятельности основывается на современных международно признанных стандартах.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основных задач:
1) повышение качества аудиторских услуг;
2) повышение конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;
3) повышение престижа аудиторской профессии.
Решение указанных задач предполагает целенаправленное осуществление комплекса регуляторных, организационных и иных мер по:
1) развитию рынка аудиторских услуг;
2) совершенствованию системы регулирования аудиторской деятельности;
3) консолидации аудиторской профессии;
4) повышению квалификации аудиторов;
5) совершенствованию системы мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также практики применения мер ответственности;
6) повышению вовлеченности аудиторской профессии в международное сотрудничество.
Реализация мер по всем направлениям развития обеспечивает достижение главной цели дальнейшего развития аудиторской деятельности. Реализация мер по конкретному направлению развития может непосредственно влиять на решение одной или нескольких задач и опосредованно - на решение других.
В процессе развития особую актуальность приобретает обеспечение стабильности института аудита. Первостепенное значение в этом имеет своевременное выявление рисков развития: отставание от экономической ситуации, неоправданное форсирование изменений, непоследовательность регулирования, однобокость развития, др. Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления скоординированных действий уполномоченных органов государства, институтов аудиторской профессии и иных заинтересованных организаций. При этом изменения института аудита должны происходить с учетом как потребностей и готовности государства, делового сообщества, финансового рынка, так и возможностей, потребностей и готовности аудиторской профессии.
Ситуация на рынке аудиторских услуг в большой степени определяется общими экономическими условиями в Российской Федерации.
По состоянию на 1 ноября 2019 г. в сфере аудиторской деятельности задействовано 4 тыс. аудиторских организаций и 19,2 тыс. аудиторов, в том числе 0,6 тыс. индивидуальных аудиторов. Основное количество аудиторских организаций и аудиторов сосредоточено в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Около 80% аудиторских организаций осуществляют деятельность свыше пяти лет. Более 90% аудиторских организаций относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В 2018 г. аудиторские организации, индивидуальные аудиторы оказали услуг на общую сумму 59,8 млрд.руб. На протяжении 2011-2018 гг. отмечался ежегодный (за исключением 2017 г.) прирост объема услуг, оказанных субъектами аудиторской деятельности (от 0,5 до 5,5% в год). В указанном объеме услуг 50,1% приходится на услуги по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, 6,1% - на сопутствующие аудиту услуги, 43,8% - на прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.
Рынок аудиторских услуг характеризуется стабильно высокой концентрацией деятельности. На долю первых 50 аудиторских организаций по величине дохода приходится более 68% объема оказанных услуг, порядка 16% обслуживаемых клиентов, в том числе порядка 31% общественно значимых клиентов. Аудиторские организации, расположенные в Москве (более 34% общего количества аудиторских организаций), обеспечивают 78% общего объема оказанных услуг по проведению аудита.
Среди основных факторов, оказывающих негативное влияние на данный сегмент рынка, - состояние деловой и инвестиционной среды, в том числе сокращение притока новых клиентов и отток имеющихся клиентов; малые бюджеты на привлечение аудиторов и консультантов у клиентов; снижение или фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги; снижение платежеспособности клиентов; ценовой демпинг; сложившаяся практика проведения конкурсов по закупкам аудиторских услуг.
По-прежнему низким остается уровень востребованности качественных аудиторских услуг. Основными причинами этого являются: недооценка субъектами экономической деятельности, собственниками и инвесторами ценности аудиторских услуг; низкий интерес к аудиторскими услугам со стороны государства; ограниченный круг услуг, предлагаемых аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами; введение обязательного аудита вне связи с потребностями пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Экономические субъекты в большинстве случаев продолжают рассматривать аудит как излишнее административное обременение, навязываемое государством. На состояние института аудита отрицательное воздействие оказывают также продолжающиеся попытки необоснованного сужения деятельности, традиционно осуществляемой аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. При этом аудиторское сообщество, в частности саморегулируемые организации аудиторов, и государственные органы не предпринимают активные целенаправленные действия по разъяснению значения и ценности аудиторских услуг для эффективного ведения экономической деятельности и устойчивого развития финансовой системы пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, потребителям аудиторских услуг и иным лицам.
Совершенствование основ функционирования рынка аудиторских услуг и поддержание его стабильности являются определяющими условиями дальнейшего развития института аудита. Решение вопросов содержательного наполнения и границ аудиторской деятельности, конкуренции в этом сегменте рынка, взаимодействия аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг является ключевым для повышения качества аудиторских услуг, конкурентоспособности субъектов аудиторской деятельности, престижа аудиторской профессии. При этом институт аудита должен развиваться в тесной связи с развитием бухгалтерского учета, корпоративной отчетности, а также системы корпоративного управления.
В целях совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг должны быть осуществлены:
а) актуализация содержательного наполнения аудиторской деятельности исходя из современных потребностей заказчиков аудиторских услуг, уровня развития науки и практики аудиторской деятельности, в том числе посредством расширения предмета аудиторской деятельности, определения новых направлений аудита, концептуального осмысления соотношения профессионального и предпринимательского элементов в аудиторской деятельности;
б) совершенствование технологии аудита и оказания других аудиторских услуг, в том числе посредством применения электронных технологий анализа данных, интенсификация процесса оказания аудиторских и связанных с ними услуг, в том числе посредством стандартизации аудиторских бизнес-процессов;
в) поэтапное введение расширенного формата аудиторского заключения по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для разных групп аудируемых лиц;
г) диверсификация оказываемых аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами услуг, в частности, расширение практики выполнения заданий, обеспечивающих уверенность, в отношении публичной нефинансовой отчетности и иной информации;
д) совершенствования практики выполнения аудиторскими организациями дополнительной работы при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, в частности, проверки заявлений руководства таких организаций об эффективности созданных и поддерживаемых ими систем управления рисками и систем внутреннего контроля (на основе нормативно устанавливаемых критериев создания таких систем), проверки соответствия деятельности таких организаций их стратегическим документам (на основе нормативно устанавливаемых критериев такого соответствия);
е) дифференциация требований к субъектам аудиторской деятельности в зависимости от общественной значимости информации об обслуживаемых ими аудируемых лицах, в частности, повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим общественно значимые организации (прежде всего, общественно значимые организации на финансовом рынке), совершенствование процедур регистрации таких аудиторских организаций;
ж) введение в законодательство Российской Федерации понятия "руководитель задания по аудиту" и установление требований к лицам, назначаемым руководителями заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций;
з) совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности аудиторских организаций, аудиторов перед заказчиками аудиторских услуг и иными заинтересованными лицами;
и) повышение эффективности государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающего, в том числе, аудиторские заключения об этой отчетности (в случае проведения обязательного аудита);
к) конкретизация понятий общественно значимых организаций и общественно значимых организаций на финансовом рынке;
л) пересмотр сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также иных форм обязательной сертификации информации, проводимой в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, исходя из общественных интересов, имея при этом в виду, что административные меры по увеличению количества аудируемых лиц могут привести к дискредитации института аудита, росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;
м) расширение практики ротации аудиторских организаций при обслуживании общественно значимых организаций, имея при этом в виду, что такая ротация и подходы к осуществлению ее (периодичность ротации, продолжительность периода до наступления момента, когда аудиторская организация вновь получает право обслуживать то же аудируемое лицо, случаи, когда ротация может не проводиться, др.) не должны приводить к излишним затратам аудируемых лиц, нарушать преемственность в проведении аудита, препятствовать аудиторской организации накапливать необходимые и достаточные знания об аудируемом лице;
н) повышение вовлеченности аудиторской профессии в национальную антиотмывочную систему, а также в борьбу с коррупцией, в том числе подкупом иностранных должностных лиц;
о) усиление ответственности экономических субъектов за достоверность их бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уклонение от проведения обязательного аудита этой отчетности.
Пользователи финансовой и нефинансовой информации, потребители аудиторских услуг, государственные органы, а также аудиторские организации, аудиторы заинтересованы в обеспечении добросовестного поведения на рынке аудиторских услуг. Важнейшие факторы обеспечения такого поведения - своевременное выявление случаев недобросовестного поведения и неотвратимость соразмерного наказания в отношении недобросовестных аудиторских организаций, аудиторов. Создание условий для добросовестного поведения на рынке аудиторских услуг и активное противодействие недобросовестным аудиторским организациям, аудиторам позволят укрепить доверие к аудиторскому рынку, повысить престиж аудиторской профессии, а также будут способствовать обеспечению справедливой конкуренции на рынке аудиторских услуг, его стабильному функционированию и развитию. С целью улучшения условий конкуренции на рынке аудиторских услуг необходимо:
а) повысить эффективность взаимодействия комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) общественно значимых организаций с аудиторскими организациями;
б) обеспечить прозрачность деятельности аудиторских организаций, в частности, предусмотреть в законодательстве Российской Федерации об аудиторской деятельности для аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации, требование раскрывать сведения о своей деятельности на своих официальных Интернет-сайтах;
в) ввести для общественно значимых организаций, которым оказываются аудиторские услуги, требование раскрывать сведения о вознаграждениях, выплаченных аудиторской организации, в том числе по видам оказанных услуг;