ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 апреля 2011 года N 62


Об утверждении Концепции создания туристско-рекреационных зон на территории Кировской области



В целях реализации плана действий по обеспечению устойчивого функционирования экономики Кировской области в 2010 году с учетом приоритетов первого этапа Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года":


1. Утвердить Концепцию создания туристско-рекреационных зон на территории Кировской области. Прилагается.


2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Казаковцева О.А.



Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Правительства области
от 12 апреля 2011 г. N 62



КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН НА ТЕРРИТОРИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Концепция создания туристско-рекреационных зон на территории Кировской области (далее - Концепция) разработана в целях реализации плана действий по обеспечению устойчивого функционирования экономики Кировской области в 2010 году с учетом приоритетов первого этапа Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 N 33/432) (далее - Стратегия).


Концепция представляет систему взглядов на предпосылки создания, ресурсное обеспечение, методологические подходы при создании туристско-рекреационных зон как одного из инновационных элементов развития туристской отрасли, а также определяет направления государственной поддержки субъектов индустрии туризма, осуществляющих деятельность на территории туристско-рекреационных зон.


Основные положения настоящей Концепции базируются на положениях Стратегии, проекта Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, а также Концепции градостроительного развития Кировской области, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 08.07.2009 N 187 "Об утверждении Концепции градостроительного развития Кировской области".


В настоящей Концепции используются понятия, закрепленные Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ).



Введение


Основной целью социально-экономического развития Российской Федерации на современном этапе является повышение уровня жизни населения России. Руководством страны неоднократно отмечалась необходимость развития отраслей экономики, которые непосредственно влияют на качество жизни россиян. Одна из таких отраслей - туризм.


Задача поддержания и укрепления здоровья людей, восстановления работоспособности, создания мотиваций и условий для здорового образа жизни является одной из важнейших для государства. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов физического и духовного оздоровления нации.


Туризм является действенным средством патриотического, нравственного, эстетического воспитания граждан.


Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния людей.


В настоящее время туризм является одним из важных направлений развития экономики и источником наполнения бюджетов. Туристы оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на регион пребывания. Прямое воздействие - это объем расходов туристов на приобретение товаров и услуг местных предприятий и организаций. Не менее важен мультипликативный эффект туризма - его косвенное (стимулирующее) воздействие на смежные отрасли экономики. Туризм оказывает стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство. Рост расходов, осуществляемых туристами, влечет рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организаций, которые реализуют туристам товары и услуги.


Анализ туристских ресурсов Кировской области позволяет сделать вывод о возможности создания на их основе конкурентоспособного туристского продукта в разных видах туризма, который при правильной организации маркетинга территории будет востребован разными группами потребителей.


Однако сами по себе природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает Кировская область, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма.


Эффективное и рациональное использование туристских ресурсов при одновременном развитии туристской индустрии и региональной инфраструктуры, широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности регионального туристского продукта в среднесрочной и долгосрочной перспективе.


Максимальная эффективность мер по развитию туризма в Кировской области может быть обеспечена за счет концентрации усилий в наиболее перспективных муниципальных образованиях области путем создания в них туристско-рекреационных зон с использованием кластерного подхода.


В Стратегии в числе приоритетных направлений развития области названы туризм и рекреация, поставлена задача создания туристско-рекреационного кластера.


Центральным звеном туристско-рекреационного кластера являются туристские ресурсы. Им принадлежит решающая роль в развитии туризма, поскольку они, как правило, являются основным побуждающим мотивом участия людей в туристских поездках.


В состав кластера также входят туристские фирмы, главными задачами которых является создание привлекательных туристских продуктов.


Основными элементами кластера являются поставщики специализированных туристских услуг. К ним относятся коллективные средства размещения, предприятия общественного питания, учреждения культуры, центры досуга, деловые центры, лечебно-оздоровительные учреждения.


В состав туристского кластера входят отрасли, оказывающие туристам сопутствующие услуги. К ним относятся финансовые и медицинские услуги, розничная торговля, включая продажу сувениров и туристского снаряжения, инженерная (бытовая) инфраструктура, обеспечение безопасности и так далее. Данные предприятия и организации функционируют на рынке товаров и услуг вне зависимости от туризма, но их вовлечение в состав кластера создаст более привлекательные условия для развития и увеличения объемов услуг. Устойчивое развитие обслуживающих отраслей и их активное взаимодействие с туристскими фирмами и поставщиками туристских услуг - это залог успешного функционирования всего кластера.



1. Основные характеристики туристско-рекреационной зоны


Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, определяет образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природными и климатическими условиями в качестве одного из проявлений инновационного и социального направления долгосрочного социально-экономического развития страны.


Под туристско-рекреационной зоной (далее - ТРЗ) понимается территория, на которой развитие туристской индустрии и туристская деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма являются приоритетными видами экономической деятельности.


Территория, на которой расположена ТРЗ, должна обладать мощным курортным, этнографическим, историко-культурным и рекреационным потенциалом, иметь уникальные преимущества для привлечения туристов, а также для организации отдыха местных жителей.


ТРЗ - это территория, на которой сосредоточены объекты показа и другие объекты, привлекающие туристов, а также организации, предоставляющие туристам услуги.


На территории ТРЗ целесообразно сочетать разные виды отдыха и туризма, что обеспечит интерес различных групп населения, в том числе местных жителей, и повысит конкурентоспособность территории.


В ТРЗ формируется туристский продукт, включающий такие элементы, как осмотр достопримечательностей, посещение музеев, театров, фестивалей, отдых (активный и пассивный), посещение сувенирных магазинов, спортивных сооружений, а также услуги размещения, питания, оздоровительные и транспортные услуги.


Вид и функциональные особенности ТРЗ зависят от особенностей туристского потенциала территории.


ТРЗ должна быть транспортно доступной. ТРЗ, расположенная в городе, должна быть доступной также для пешеходов.


ТРЗ может быть расположена на территории одного либо нескольких муниципальных образований. В то же время на территории одного муниципального образования могут располагаться несколько туристско-рекреационных зон разных видов.


В соответствии с частью 6 статьи 7 Закона Кировской области от 02.07.2010 N 537-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области" формой создания ТРЗ на территории Кировской области является рекреационный (туристско-рекреационный) парк.


Рекреационный (туристско-рекреационный) парк - часть территории Кировской области, предназначенная для размещения и функционирования объектов, отнесенных к объектам туризма и массового отдыха, объектов санаторно-курортного типа, а также иных объектов, имеющих рекреационное и оздоровительное значение, и инфраструктуры рекреационного парка.


Главная цель создания ТРЗ - создание условий для организованного массового туризма и отдыха, продолжительного пребывания и высокого уровня обслуживания российских и иностранных гостей, а также жителей Кировской области.


Основные задачи создания ТРЗ:


повышение эффективности использования туристского потенциала области;


сохранение природного ландшафта, биологического разнообразия флоры и фауны Кировской области и его использование в целях организованного туризма;


сохранение культурного наследия Кировской области и его использование в целях организованного туризма;


увеличение налоговых поступлений от туристской деятельности в бюджеты всех уровней;


создание условий для реализации инвестиционных проектов, обеспечение притока инвестиций и создание новых рабочих мест;


повышение благосостояния и обеспечение комфортной среды проживания жителей области;


содействие физическому, нравственному, эстетическому, патриотическому воспитанию граждан.


Результатом развития ТРЗ станет создание в Кировской области современной высокоэффективной индустрии туризма и отдыха, способной удовлетворить потребности жителей области, а также туристов из Республики Коми, Нижегородской, Пермской, Московской, Архангельской, Вологодской областей, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Республики Чувашия, Республики Марий-Эл и других регионов России и туристов из-за рубежа, как взрослых, так и школьников.


Создание и развитие ТРЗ будет способствовать формированию позитивного имиджа Кировской области.


Для изучения предпосылок создания туристско-рекреационных зон необходим анализ туристских ресурсов территории, учет целей и приоритетов каждого муниципального образования относительно развития туризма, а также анализ целевой аудитории, для которой будет формироваться конкретный туристский продукт.



2. Предпосылки создания ТРЗ на территории Кировской области


Результаты социологического опроса 46 руководителей предприятий туристской индустрии Кировской области и результаты маркетинговых исследований 2800 потребителей туристских услуг Кировской области, проведенных в 2010 году, показали, что наиболее перспективными для создания ТРЗ, по мнению респондентов, являются город Киров, Советский, Котельничский, Белохолуницкий, Куменский, Юрьянский, Вятскополянский, Уржумский районы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»