(с изменениями на 24 апреля 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Ингушетия от 10.06.2021 N 77, от 20.05.2022 N 75, от 24.04.2023 N 66)
Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Ингушетия "Комплексное развитие сельских территорий".
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия разместить утвержденную государственную программу "Комплексное развитие сельских территорий" на своем официальном сайте в 2-недельный срок со дня подписания настоящего Постановления.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Ингушетия
В.В.СЛАСТЕНИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Ингушетия от 10.06.2021 N 77, от 20.05.2022 N 75, от 24.04.2023 N 66)
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 24.04.2023 N 66)
Ответственный исполнитель государственной программы | - | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия |
Соисполнители государственной программы | - | Министерство автомобильных дорог Республики Ингушетия; Министерство здравоохранения Республики Ингушетия; Министерство образования и науки Республики Ингушетия; Министерство строительства Республики Ингушетия; Министерство промышленности и цифрового развития Республики Ингушетия; органы местного самоуправления |
Подпрограммы государственной программы | - | подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения"; подпрограмма 2 "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях"; подпрограмма 3 "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" |
Цели государственной программы | - | доля сельского населения в общей численности населения Республики Ингушетия: в 2019 году (базовый год) - 44,13 процента; в 2020 году - 44,35 процента; в 2021 году - 44,29 процента; в 2022 году - 44,23 процента; в 2023 году - 44,23 процента; в 2024 году - 44,23 процента; в 2025 году - 44,23 процента; соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств: в 2019 году (базовый год) - 114,3 процента; в 2020 году - 96,96 процента; в 2021 году - 99,0 процента; в 2022 году - 99,01 процента; в 2023 году - 99,02 процента; в 2024 году - 99,03 процента; в 2025 году - 99,04 процента; доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах: в 2017 году (базовый год) - 68,9 процента; в 2020 году - 78,4 процента; в 2021 году - 80,0 процента; в 2022 году - 80,4 процента; в 2023 году - 80,8 процента; в 2024 году - 81,21 процента; в 2025 году - 81,61 процента; количество сельских населенных пунктов, транспортная доступность которых улучшена: в 2020 году - 1 единица; в 2021 году - 2 единицы; в 2022 году - 0 единиц; в 2023 году - 3 единицы; в 2024 году - 3 единицы; в 2025 году - 0 единиц |
Задачи государственной программы | - | повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения; создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения; снижение уровня безработицы сельского населения; обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни |
Целевые показатели государственной программы | - | площадь введенного (приобретенного) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях; количество площадок, расположенных на сельских территориях, обустроенных инженерной инфраструктурой и благоустроенных под компактную жилищную застройку; количество реализованных проектов комплексного развития сельских территорий; количество реализованных общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий; уровень занятости сельского населения, в том числе прошедшего дополнительное обучение (переобучение); уровень безработицы сельского населения трудоспособного возраста |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | 2020 - 2025 годы, государственная программа реализуется в один этап |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | общий прогнозируемый объем ресурсного обеспечения реализации государственной программы составляет 5 218 291,763 тыс. руб., из них: за счет федерального бюджета - 4 897 118,026 тыс. руб., в т.ч. по годам: 2020 год - 432 883,026 тыс. руб.; 2021 год - 150 112,500 тыс. руб.; 2022 год - 10 976,800 тыс. руб.; 2023 год - 620 901,800 тыс. руб.; 2024 год - 1 896 012,300 тыс. руб.; 2025 год - 1 786 231,600 тыс. руб.; за счет средств республиканского бюджета - 74 176,480 тыс. руб., в т.ч. по годам: 2020 год - 22 783,334 тыс. руб.; 2021 год - 3 974,81 тыс. руб.; 2022 год - 110,877 тыс. руб.; 2023 год - 6 271,736 тыс. руб.; 2024 год - 20 969,807 тыс. руб.; 2025 год - 19 860,910 тыс. руб.; за счет муниципального бюджета - 50 568,752 тыс. руб., в т.ч. по годам: 2020 год - 3 022,366 тыс. руб.; 2021 год - 1 629,920 тыс. руб.; 2022 год - 193,105 тыс. руб.; 2023 год - 521,111 тыс. руб.; 2024 год - 22 681,091 тыс. руб.; 2025 год - 22 521,159 тыс. руб.; за счет внебюджетных источников - 196 633,515 руб., в т.ч. по годам: 2020 год - 76 292,899 тыс. руб.; 2021 год - 17 812,440 тыс. руб.; 2022 год - 6325,111 тыс. руб.; 2023 год - 29 633,664 тыс. руб.; 2024 год - 34 166,602 тыс. руб.; 2025 год - 32 402,799 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | ввод (приобретение) 4,8 тыс. кв. метров жилья для сельских семей; улучшение жилищных условий 50 семей, проживающих на сельских территориях, путем предоставления социальных выплат и ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке; повышение уровня благоустройства не менее 500 сельских домовладений; реализация 115 общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий; обустройство инженерной инфраструктурой и благоустройство не менее 4 площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку; обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности: доведение доли сельских населенных пунктов, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 95 процентов: обеспечить ввод в эксплуатацию не менее 50 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции |
Государственная программа Республики Ингушетия "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления, необходимые для развития сельских территорий, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Перечень основных мероприятий государственной программы приведен в таблице 3.
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 20.05.2022 N 75)
Государственная программа базируется на положениях Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, концепции развития сельских территорий на период до 2025 года.
Государственная программа по своему содержанию является формой планирования и организации деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия, в рамках которой консолидируются мероприятия по достижению целей и решению поставленных задач, и отражает намерения органа исполнительной власти по осуществлению указанных мероприятий и соответствующую финансовую оценку их реализации.
Реализация мероприятий ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в рамках которой существенно были улучшены условия жизни в сельской местности, также показала слабые места, в направлении которых необходимо провести работу. Основным принципом государственной программы является комплексный подход в развитии сельских территорий.
Основными проблемами сельских территорий Республики Ингушетия являются:
большой объем ветхого и аварийного жилья в сельской местности;
медленные темпы социального развития сельских территорий;
высокий уровень безработицы, обусловленной высокой рождаемостью и отсутствием рабочих мест. Крайне слабо создаются новые рабочие места;
отсутствие полноценной инженерной и социальной инфраструктур, являющихся ключевым фактором для привлечения частных инвестиций, благодаря которым возможно создание новых рабочих мест в селе.
Сельские территории Республики Ингушетия обладают мощным природным, демографическим и историко-культурным потенциалом. Однако комплекс накопившихся проблем в социально-экономическом, экологическом и демографическом развитии села препятствует его переходу к динамичному устойчивому развитию.
Современное состояние существующей социальной, инженерной и транспортной инфраструктур характеризуется низким качеством существующих объектов, их несоответствием потребностям сельского населения, снижением объемов капитальных вложений в создание новых объектов, а также необходимостью замены устаревшего оборудования.
На начало 2019 года сельское население Республики Ингушетия составляет 221,5 тыс. человек (44,6% населения региона).
Сельское население проживает на территории 4 муниципальных районов в 36 сельских поселениях Республики Ингушетия.
Основной проблемой сельских поселений является недостаточно развитые коммуникационная, транспортная и инженерная инфраструктуры, отсутствуют элементарные условия для развития предпринимательства, прежде всего, малого бизнеса, нет соответствующей современным условиям базы для оказания сельскому населению образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг. Несмотря на положительную динамику, наметившуюся в данном направлении за последние 10 лет в рамках реализации различных государственных программ, сельские территории все же характеризуются высоким уровнем безработицы и бедности. На 1 января 2019 года уровень безработицы на сельских территориях - 9,6%, что в два раза превышает уровень безработицы в городе (4,3%). По общероссийским показателям регион занимает одно из лидирующих мест по ветхому и аварийному жилью.
По информации, представленной органами местного самоуправления Республики Ингушетия, для значительного улучшения уровня жизни в сельской местности:
требуется построить 12 учреждений здравоохранения (фельдшерско-акушерские пункты, офисы врача общей практики, амбулатории);
общеобразовательные учреждения на 10644 ученических места;
дошкольные учреждения на 3040 мест;
требуется построить более 150 км автомобильных дорог;
создать учреждения культурно-досугового типа на 2400 мест;
создать плоскостные спортивные сооружения на 25000 кв. метров;
построить 16 физкультурно-оздоровительных комплексов;
построить более 439,9 км водопроводов;
нуждаются в улучшении жилищных условий более 3000 семей специалистов, проживающих и работающих в сельской местности;
реализовать более 130 проектов местных инициатив граждан, направленных на благоустройство сельских поселений.
Реализация государственной программы позволит на основе системного стратегического подхода определить общие и секторальные ориентиры внутреннего развития региона, учесть интересы сельских поселений Республики Ингушетия, оценить и задействовать ресурсный, инфраструктурный и геоэкономический потенциал, получив таким образом синергетический эффект для развития региона на период до 2025 года.
Важное значение для успешной реализации государственной программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением цели, решением задач государственной программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
При реализации государственной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков ее реализации и повышение уровня гарантированности достижения, предусмотренных в ней конечных результатов.
В процессе реализации государственной программы могут появиться риски, связанные с наличием объективных и субъективных факторов:
1) отсутствие или недостаточное достижение ожидаемых конечных результатов государственной программы;
2) неактуальность планирования, запаздывание согласования и исполнения мероприятий;
3) недостаточные гибкость и адаптируемость государственной программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
4) несогласованность действий межведомственного характера при реализации мероприятий государственной программы;
5) финансовый риск реализации государственной программы, связанный с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования мероприятий государственной программы из средств федерального и республиканского бюджетов;
6) значительная стоимость работ по разработке проектной и сметной документации;
7) правовые риски, связанные с изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации государственной программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий государственной программы.