Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Ингушетия "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденную Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 5 февраля 2020 г. N 12 "Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Комплексное развитие сельских территорий".
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Ингушетия
В.В.СЛАСТЕНИН
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"
Государственную программу "Комплексное развитие сельских территорий" изложить в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"
Стратегические приоритеты государственной программы
Республики Ингушетия "Комплексное развитие
сельских территорий"
I. Оценка текущего состояния развития сельских территорий
Республики Ингушетия
Государственная программа Республики Ингушетия "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Территория Республики Ингушетия составляет 3,1 тыс. кв.км. Протяженность с севера на юг - 144 км, с запада на восток - 72 км.
Сельские территории Республики Ингушетия являются ключевым ресурсом региона, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития региона.
Численность населения Республики Ингушетия на 1 января 2023 г. составляет 519,1 тыс. человек, в том числе сельское население - 234,0 тыс. человек.
Несмотря на отрицательную динамику прироста сельского населения в целом по стране, демографическая ситуация в регионе характеризуется высокой рождаемостью, низкой общей смертностью и высокой ожидаемой продолжительностью жизни.
В республике проживают представители 71 национальности. Удельный вес городского населения составляет 55,5%, сельского - 44,5%, что на 19,2% выше данного показателя по стране.
На начало 2021 года в республике насчитывалось 36 сельских населенных пунктов, объединенных в 4 муниципальных района. В среднем на 1 муниципальный район приходится примерно 10 сельских поселений и 100 тыс. жителей, а на 1 сельское поселение - 6500 сельских жителей.
Плотность населения в Республике Ингушетия - одна из самых высоких в России, на 01.01.2022 она составляет 145,5 человека на 1 кв.км.
Учитывая малоземелье в регионе необходимо грамотное и эффективное использование потенциала сельских территорий, что может обеспечить устойчивое развитие экономики региона, значительно повысить уровень и качество жизни сельского населения в регионе.
Основной проблемой сельских поселений является недостаточно развитые коммуникационная, транспортная и инженерная инфраструктуры, отсутствуют элементарные условия для развития предпринимательства, прежде всего, малого бизнеса, нет соответствующей современным условиям базы для оказания сельскому населению образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг.
По итогам 2022 года, по информации службы государственной статистики, достигнуты следующие результаты:
общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя в сельских населенных пунктах региона, составила 13,2 кв. метра на человека;
удельный вес общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованных всеми видами благоустройства, составил 80,1 процента, что выше среднего по стране - 37,5;
удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием, связанные с сетью автомобильных дорог, по данным Федерального дорожного агентства, составил 71,9 процента;
ожидаемая продолжительность жизни при рождении сельского населения составила 78,5 года, что выше федерального планового показателя - 72,7 года;
уровень занятости сельского населения составил 52,2 процента при федеральном плановом значении 62,3 процента;
соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств составило 99,01 процента при плановом значении по стране в 70,9 процента.
Одним из важнейших экономических показателей уровня жизни на селе является средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. За 2022 год, по данным статистики, - 25267 рублей, что на 40% ниже среднемесячной зарплаты в целом по экономике - 32800 рублей.
На 2020 год (начало реализации государственной программы) для улучшения уровня жизни и создания благоприятных условий жизни населения в сельской местности, согласно сведениям органов местного самоуправления, требовалось строительство (реконструкция) следующих объектов:
12 учреждений здравоохранения (фельдшерско-акушерские пункты, офисы врача общей практики, амбулатории);
общеобразовательных учреждений на 10644 ученических места;
дошкольных учреждений на 3040 мест;
более 150 км автомобильных дорог;
учреждений культурно-досугового типа на 2400 мест;
плоскостных спортивных сооружений на 25000 кв. метров;
16 физкультурно-оздоровительных комплексов;
более 439,9 км водопроводов.
На учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий состоят более 3000 семей специалистов, проживающих и работающих в сельской местности.
Указанные проблемные вопросы для сельского населения частично решаются за счет реализации Государственной программы.
Общие итоги Государственной программы за период ее реализации с 2020 г. характеризуются следующими результатами:
по показателю "Доля сельского населения в общей численности населения Республики Ингушетия" - 44,29 процента при федеральном плановом значении 25,2 процента;
по показателю "Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств" - 99,0 процента при федеральном плановом значении 63 процента;
по показателю "Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах" - 78,4 процента при федеральном плановом значении 33,4 процента.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации государственной программы
Цели и задачи социально-экономического развития Республики Ингушетия, в том числе в части их реализации на сельских территориях, отражены в следующих стратегических документах:
Стратегия социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2009 - 2020 годы и на период до 2030 года утвержденная Распоряжением Правительства Республики Ингушетия N 49 от 16 февраля 2009 г.
Приоритетами Государственной программы являются:
создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения;
создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях;
развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.
В основу Государственной программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно развивать сельские территории и сельские агломерации, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал.
Эффективным механизмом работы органов исполнительной власти Республики Ингушетия и муниципальных образований также должен стать проектный принцип работы, в том числе в части привлечения финансирования.
Государственной программой установлены три цели, достижение которых планируется к 2031 году:
доля сельского населения в общей численности населения должна составить 45,16 процента;
соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств должно возрасти до 99,09 процента;