Действующий

Об утверждении бюджетного прогноза Республики Башкортостан на период до 2036 года и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Башкортостан (с изменениями на 16 февраля 2024 года)



8. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗА


Существенными факторами обеспечения стабильной долгосрочной бюджетной устойчивости Республики Башкортостан во избежание в условиях экономических дисбалансов обострения проблем, уже имеющихся в бюджетной системе, являются возможность оценки бюджетных параметров республики и создание условий для минимизации рисков их несбалансированности.


Общий подход к минимизации бюджетных угроз заключается в возможности обеспечения действующих расходных обязательств Республики Башкортостан и реализации принятых решений наиболее эффективным способом. С учетом этого в целях обеспечения бюджетной сбалансированности в случае сокращения доходов бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов в первую очередь будут сокращены условно утвержденные расходы.


Риски реализации Бюджетного прогноза обусловлены возникновением ряда внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие бюджетной системы Республики Башкортостан в условиях международной финансовой и экономической нестабильности.


Профилактика бюджетных рисков обеспечивается заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков. Основные механизмы профилактики рисков приведены в таблице 4.



Таблица 4


Основные риски реализации Бюджетного прогноза и механизмы их профилактики


N п/п

Описание риска

Источник риска по отношению к бюджету (внешний/внутренний)

Негативные последствия воздействия

Механизмы профилактики рисков реализации Бюджетного прогноза

1

Геополитическая напряженность в мире

внешний

ослабление рубля;

рост потребительских цен;

снижение деловой и потребительской активности;

затруднение доступа российских компаний к мировому рынку капитала;

нарушение сбалансированности бюджета Республики Башкортостан

применение консервативных и достоверных прогнозов социально-экономического развития при бюджетном планировании;

проведение регулярного анализа и уточнение прогноза доходов

2

Невозможность привлечения заемных средств на финансовом рынке

внешний

неисполнение принятых расходных обязательств Республики Башкортостан и муниципальных образований Республики Башкортостан;

снижение реальных доходов населения и покупательской способности

реализация комплекса мер по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан;

поддержание достаточного уровня ликвидности на случай негативной ситуации на финансовом рынке;

проведение регулярного анализа и уточнение прогноза доходов;

привлечение казначейских кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.02.2024 N 32)

3

Превышение прогнозируемого уровня инфляции

внешний

повышение цен на товары;

снижение реальных доходов населения и покупательской способности;

рост социальной напряженности;

снижение экономической активности;

снижение доходов бюджета Республики Башкортостан

умеренное сдерживание индексации объемов финансового обеспечения расходных обязательств

4

Рост процентных ставок по привлекаемым займам (кредитам)

внешний

увеличение расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан

снижение уровня долговой нагрузки как фактора, позволяющего минимизировать зависимость от заемных средств;

отказ от заимствований в неблагоприятный период за счет сохранения достаточного уровня ликвидности

5

Изменения (принятие) федерального законодательства по налогам и сборам и в части разграничения полномочий между уровнями власти

внешний

нарушение сбалансированности бюджета Республики Башкортостан

мониторинг изменений федерального законодательства;

оценка последствий влияния изменений законодательства

6

Изменения (принятие) федерального законодательства по вопросам финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, несвоевременное принятие необходимых подзаконных актов на федеральном уровне

внешний

невыполнение требований бюджетного законодательства о формировании государственных и муниципальных заданий на оказание государственных и муниципальных услуг и работ;

увеличение расходов бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов в результате применения норм, используемых при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятых в целях реализации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих стандарты оказания государственных (муниципальных) услуг

мониторинг федеральных законодательных инициатив и оперативная реализация новаций на территории Республики Башкортостан;

методологическая поддержка главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан и органов местного самоуправления;

применение при расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг коэффициентов выравнивания (поправочных) коэффициентов;

формирование соответствующими главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан предложений в федеральные органы исполнительной власти об установлении оптимальных значений натуральных норм, используемых при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг

7

Наступление условий, в том числе санитарно-эпидемиологических, ограничивающих востребованность в государственных и муниципальных услугах и работах государственных и муниципальных учреждений

внешний

непредвиденное снижение потребности в государственных и муниципальных услугах и работах государственных и муниципальных учреждений, влекущее невыполнение государственного и муниципального заданий, объемов приносящей доход деятельности, неисполнение государственными и муниципальными учреждениями своих обязательств (применение санкций, увеличение издержек)

совершенствование нормативно-правовой и правовой базы, мониторинг за показателями деятельности государственных и муниципальных учреждений и развитие адаптивных методов управления со стороны главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан и органов местного самоуправления

(п. 7 введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.02.2021 N 47)

8

Риск высокой степени неопределенности объемов безвозмездных поступлений

внешний

снижение доходов бюджета Республики Башкортостан;

замедление темпов экономического роста Республики Башкортостан

активизация работы по привлечению в бюджет Республики Башкортостан федеральных средств;

обеспечение максимального участия Республики Башкортостан в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, национальных проектах (программах), федеральных проектах и непрограммных мероприятиях

9

Снижение спроса на товары, работы и услуги основных налогоплательщиков региона

внутренний

уменьшение объемов производства;

ухудшение качества продукции;

снижение производительности труда, отчислений налога на прибыль организаций

мониторинг поступлений в бюджет Республики Башкортостан по видам деятельности и по крупнейшим предприятиям;

анализ достижения целевых индикаторов по доходам

10

Снижение рентабельности основных видов экономической деятельности, сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал

внутренний

снижение финансовых результатов, отчислений налога на прибыль организаций

увеличение объемов инвестиций в основной капитал;

мониторинг поступлений в бюджет Республики Башкортостан по видам деятельности и по крупнейшим предприятиям;

анализ достижения целевых индикаторов по доходам

11

Сокращение численности населения трудоспособного возраста

внутренний

сокращение платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

рост социальной напряженности

реализация мероприятий в области содействия занятости населения

12

Снижение занятости экономически активного населения

внутренний

рост безработицы;

сокращение платежей в бюджет Республики Башкортостан и внебюджетные фонды;

рост социальной напряженности

реализация мероприятий в области содействия занятости населения

13

Неосвоение федеральных средств в полном объеме

внутренний

возврат средств федерального бюджета

исполнение принятых республикой обязательств в соответствии с заключенными соглашениями в установленные сроки

14

Невыполнение контрагентом (концессионером) своих обязательств в рамках инвестиционного проекта (концессионного соглашения)

внутренний

срыв срока ввода объектов и риск неполучения услуг населением

страхование ответственности концессионера и обеспечение исполнения обязательств концессионера

15

Отсутствие платежа принципала по гарантированным обязательствам

внутренний

увеличение расходов бюджетов вследствие необходимости погашения гарантируемых республикой и муниципальными образованиями обязательств принципала

мониторинг финансового состояния принципала

16

Высокий уровень дефицита бюджета Республики Башкортостан и дефицитов местных бюджетов

внутренний

рост государственного и муниципального долга;

зависимость от кредиторов, конъюнктуры финансового рынка;

отвлечение бюджетных средств на процентные выплаты и погашение долга

приоритизация расходных обязательств Республики Башкортостан и муниципальных образований Республики Башкортостан, приведение их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями;

введение моратория на принятие новых расходных обязательств;

активное участие в привлечении средств федерального бюджета, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации;

установление оптимальных значений натуральных норм, используемых при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

17

Низкое качество бюджетного планирования главных администраторов доходов и главных распорядителей бюджетных средств, выраженное в отсутствии достаточно обоснованных и просчитанных показателей при формировании проектов бюджетов

внутренний

нарушение порядка и сроков бюджетного процесса

повышение профессиональной квалификации специалистов;

развитие системы автоматизации процесса бюджетного планирования;

повышение ответственности и результативности деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления

18

Риск недостижения ключевых параметров регионального проекта в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 и от 21 июля 2020 года N 474:

целей, целевых и дополнительных показателей, результатов, задач проекта, эффективности использования средств бюджета проекта, в том числе в связи с:

установлением федеральным органом исполнительной власти высоких значений целевых показателей для Республики Башкортостан;

невыполнением предельного уровня софинансирования из федерального бюджета

внутренний;

внешний

региональный проект не реализован в полном объеме;

возврат средств федерального бюджета;

увеличение расходов бюджета Республики Башкортостан

повышение профессиональной квалификации специалистов;

корректное формирование бюджета проекта, планирование финансового резерва;

повышение ответственности и результативности деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления;

соблюдение установленных графиков заключения с федеральными органами исполнительной власти соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов;

осуществление руководителями региональных проектов мер по принятию обоснованного уровня обязательств по соглашениям с федеральными органами исполнительной власти;

осуществление руководителями региональных проектов мер по соблюдению предельного уровня софинансирования;

выработка и оперативное внедрение эффективных мер по достижению целей, целевых и дополнительных показателей, результатов, задач проекта, в том числе по контролю за исполнением договоров и контрактов со стороны заказчиков

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 19.02.2021 N 47, от 14.02.2023 N 50)

19

Риск увеличения расходов бюджета Республики Башкортостан в будущие периоды в связи с реализацией региональных проектов

внешний

создание объектов инфраструктуры, которые требуют расходов на содержание объекта в последующие годы, без софинансирования из федерального бюджета

в рамках согласования с федеральными органами исполнительной власти паспортов региональных проектов, включение расходов на содержание создаваемого объекта

(п. 19 введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.02.2021 N 47)