____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 08.11.2021 N 36-01-03-62.
____________________________________________________________________
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 2324-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 17 мая 2016 г. N 934-р", Постановлением Правительства Пермского края от 20 декабря 2017 г. N 1011-п "Об утверждении Методики оценки результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности исполнительных органов государственной власти Пермского края" приказываю:
Внести изменения в Паспорт ключевого показателя результативности регионального государственного экологического надзора "А2. Материальный ущерб, причиненный природной среде в результате хозяйственной и иной деятельности, на валовой региональный продукт Пермского края", утвержденный Приказом Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 2 сентября 2019 г. N СЭД-36-01-03-63 "Об утверждении паспорта ключевого показателя результативности регионального государственного экологического надзора, осуществляемого Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края", изложив его в редакции согласно приложению к настоящему Приказу.
Начальник инспекции
В.Г.ЛАЗЕПНЫЙ
"УТВЕРЖДЕН
Приказом
Государственной инспекции
по экологии и природопользованию
Пермского края
от 02.09.2019 N СЭД-36-01-03-63
ПАСПОРТ КЛЮЧЕВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА "А2. МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ПЕРМСКОГО КРАЯ"
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края | ||||||||||||
I. Общая информация по показателю | ||||||||||||
Номер (индекс) | Наименование цели | Наименование задачи | Наименование показателя | Базовое значение 2015 г. | Международное сопоставление показателя | |||||||
А.2 | Предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды | Снижение итоговой величины материального ущерба, причиненного природной среде в результате хозяйственной и иной деятельности, к базовому показателю 2015 года | Материальный ущерб, причиненный природной среде в результате хозяйственной и иной деятельности, на валовой региональный продукт Пермского края | 1 | Аналогичные показатели отсутствуют | |||||||
Формула расчета показателя | ||||||||||||
(В.1.10.1 + В.1.10.2) / ВРП x 100% | ||||||||||||
Расшифровка (данных) переменных | Источники (данных) переменных, в том числе информационные системы (реквизиты статистических форм, номера строк, наименования и реквизиты информационных систем) | |||||||||||
В.1.10.1 | Размер ущерба водным объектам за отчетный период | Источник: данные из информационной системы "Интегрированный банк природоохранных данных Пермского края" (далее - ИС ИБПД ПК) | ||||||||||
В.1.10.2 | Размер ущерба почвам как объекту окружающей среды за отчетный период | Источник: ИС ИБПД ПК | ||||||||||
ВРП | Валовой региональный продукт Пермского края | Пермский край в цифрах: Краткий статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (официальный сайт Пермьстата http://permstat.eks.ru) | ||||||||||
II. Методика расчета переменных, используемых для расчета показателя | ||||||||||||
Наименование документа, содержащего методику расчета переменных, используемых для расчета показателя В.1.10.1 | Приказ Минприроды России от 13.04.2009 N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства". Исчисление размера вреда производится с учетом факторов, влияющих на его величину и к которым относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, и осуществляется независимо от того, проводятся мероприятия по устранению нарушения и его последствий непосредственно вслед за фактом нарушения или будут проводиться в дальнейшем в соответствии с программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также программами социально-экономического развития края. Методика применяется для расчета вероятного ущерба, который может быть нанесен водным объектам в результате наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, в том числе связанных со сбросом загрязняющих веществ в водные объекты, включая аварийные разливы нефти, в результате которых возможно загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов | |||||||||||
Наименование документа, содержащего методику расчета переменных, используемых для расчета показателя В.1.10.2 | Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды". Данный показатель исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате загрязнения почв, в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах, несанкционированного размещения отходов производства и потребления, порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами | |||||||||||
III. Состояние показателя | ||||||||||||
Описание основных обстоятельств, характеризующих базовое значение показателя | ||||||||||||
Базовое значение показателя | Значение показателя "А.2" зависит от уровня потенциального ущерба компонентам окружающей среды по контролируемым видам рисков применительно к таким компонентам природной среды, как атмосфера, водные объекты, земельные ресурсы. Базовый показатель взят на уровне значений, полученных за 2015 год. Доля нанесенного материального ущерба поднадзорными субъектами составила 1 (100%). Базовый показатель рассчитан как отношение установленного в ходе контрольно-надзорных мероприятий вреда, причиненного окружающей среде в результате хозяйственной и иной деятельности, к валовому региональному продукту за 2015 год. При расчете базового показателя использованы следующие показатели 2015 года: Сумма вреда (В.1.10.1 + В.1.10.2) = 11,2 + 10,5= 21,7 млн. руб. ВРП = 880264,4 млн. руб. Таким образом, базовое расчетное значение составляет 0,000024 млн. руб., что принимается равным 100%, что, в свою очередь, составляет базовое значение показателя, равное 1 | |||||||||||
Описание стратегической цели показателя | ||||||||||||
Наименование цели и ее описание | Стратегической целью показателя является предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами. Снижение показателя по сравнению с базовым периодом отражает снижение величины материального ущерба, причиненного природной среде в результате хозяйственной и иной деятельности, в процентном выражении. Снижение числа случаев причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера при осуществлении природопользователями хозяйственной и иной деятельности по контролируемым видам рисков. Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков. Показатель отражает результативность регионального государственного экологического надзора | |||||||||||
Целевые значения показателя по годам | ||||||||||||
При расчете целевых значений используется следующее: Целевое значение показателей (У (%)) равно частному произведения X млн. руб. на 100 к базовому показателю: (У (%)) = X млн. руб. x 100 (%) / 0,0000024). Прогнозные значения устанавливаются в процентах и отражают снижение относительно базового показателя | ||||||||||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |||
1 | 0,99 | 0,98 | 0,97 | 0,97 | 0,96 | 0,96 | 0,95 | 0,95 | 0,94 | |||
Описание задач по достижению целевых значений показателя | ||||||||||||
Положительная динамика по снижению количества массовых нарушений, влекущих непосредственный вред охраняемым законом ценностям, отмечается в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, отрицательная - в области обращения с отходами производства и потребления. Фактически все указанные нарушения, квалифицируемые как нарушения высокого риска причинения вреда, в большинстве случаев допускаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Представляется необходимым усилить профилактическую работу Инспекции межведомственного характера путем проведения мероприятий совместно с Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю и Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Учитывая типовые причины, способствующие нарушению обязательных требований, основным видом профилактических мероприятий в данной сфере является непосредственная работа с природопользователями (разъяснительная и консультационная работа, информирование по вопросам соблюдения обязательных требований) | ||||||||||||
Описание рисков недостижения целевых значений показателя | ||||||||||||
Основными рисками недостижения целевых значений показателя, в том числе прогнозируемой величины, является увеличение нагрузки на окружающую среду; увеличение размера вреда компонентам природной среды неустановленными лицами; игнорирование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований природоохранного законодательства, а также увеличение числа случаев причинения вреда компонентам окружающей среды физическими лицами. Основными мерами для устранения недостатков и/или предупреждения рисков является реализация перечня типовых профилактических мероприятий, в том числе проведение профилактических работ с гражданами, общественный экологический контроль, проведение разъяснительных бесед с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, применение таких мер административного воздействия, в случае отсутствия причинения вреда компонентам окружающей среды, как предупреждение, а также выдача предостережений | ||||||||||||
IV. Методика сбора и управления данными | ||||||||||||
Методы сбора и управления статистическими и иными данными, необходимыми для расчета показателя, включая механизмы и сроки их совершенствования/опубликования | ||||||||||||
Наименование необходимых данных для расчета переменных (первичный учет) | Результаты контрольно-надзорных мероприятий, установленные факты, в том числе доказанные в судебном порядке. Источниками данных выступают: "Размер ущерба водным объектам": Приказ Минприроды России от 13.04.2009 N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства"; "Размер ущерба почвам": Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" | |||||||||||
Источники исходных данных | Данные отчетности в области охраны окружающей среды и открытые данные Росстата, данные по результатам осуществления контрольно-надзорных мероприятий ГИЭП ПК | |||||||||||
Характеристики, отражающие специфику сбора данных | Нормативный подход к оценке ущерба проявляется в том, что практически все действующие методики оценки ущерба различным природным средам и объектам ориентированы на использование законодательно установленных стоимостных показателей и применение в расчетах фиксированных величин, заменяющих оценки реальных затрат на ликвидацию негативных последствий и причиненных убытков. Такой подход позволяет лишь рассчитывать некую величину, признаваемую ущербом на основе ограниченного круга зафиксированных стоимостных или натуральных показателей. Процедура применения таких параметров крайне облегчена, не требует больших затрат на сбор исходной информации, проведение экономических расчетов и их обоснование. Правовой статус утвержденных методик облегчает применение юридических процедур взыскания ущерба в силу законодательной признанности применяемых стоимостных величин. Однако, как показывает практика, оценки подобного рода дают недостоверные результаты с точки зрения их соответствия размеру и характеру реального ущерба природным ресурсам. В связи с этим возникают серьезные трудности в обосновании размера ущерба при оформлении исковых требований. Требования/руководства по сбору данных: расчет осуществляется в соответствии с Методикой и должен предшествовать наступлению события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды. Условиями для проведения расчета являются: - выявление потенциально опасных угроз (обнаружение их причин) на контролируемом объекте (объектах) или его составных частях; - установление объективных факторов, указывающих на вероятность наступления неблагоприятных последствий для природной среды в результате: случайных технических отказов (повреждений) оборудования, техногенных аварий; неумышленных ошибочных действий обслуживающего персонала, в том числе при отсутствии квалификации или недостаточной квалификации работников, осуществляющих работы (услуги) по гражданско-правовым договорам; - оценка последствий (ущерба) в случае наступления события | |||||||||||
Ограничения данных | Методика расчета потенциального ущерба компонентам окружающей среды по контролируемым видам рисков разработана применительно к таким компонентам природной среды, как атмосфера, водные объекты, почва как компонент среды. Возможными источниками причинения вреда здоровью граждан и окружающей природной среде может быть загрязнение водных объектов, атмосферного воздуха, почв вредными веществами в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы. Основное содержание законодательства по возмещению вреда заключается в том, что должен быть установлен факт вреда для перечисленных выше субъектов права в результате загрязнения объектов окружающей среды (или иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды), определена величина этого вреда в денежном исчислении и эта сумма должна быть передана либо соответствующему гражданину, либо юридическому лицу, в собственности которого находится пострадавшая часть окружающей природной среды. Таким образом, утверждаемые таксы и методики должны учитывать величину затрат на восстановление пострадавших объектов. При применении Методики следует учитывать, что под экологическим риском в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Методика применяется в случаях, когда юридический факт в виде события, а именно причинение вреда природной среде, ее компонентам, не наступил в результате обстоятельств, не связанных с волей человека (юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей), отсутствуют виновные основания причинения вреда окружающей среде, в том числе материального ущерба. Методика применяется к ненаступившим, имеющим вероятностный характер событиям. При этом под событием (юридическим событием) понимаются обстоятельства, наступление которых не зависит от воли человека в отличие от действий (юридических действий) | |||||||||||
Процедуры обеспечения качества данных | Качество данных обеспечивается аналогично процедурам, применяемым при сборе информации о результатах контрольно-надзорной деятельности. Качество данных обеспечивается ответственностью государственных инспекторов, в обязанности которых входит своевременно внесение данных в автоматизированные системы Инспекции ИС ИБПД ПК. Результаты расчета должны быть оформлены в письменной форме. Расчет может содержать приложения с результатами исследований объектов окружающей среды, включая акватории водных объектов, водохозяйственные участки, с описанием антропогенных воздействий, изменяющих качественные характеристики рассматриваемых объектов. В приложениях могут быть представлены также: учредительные и регистрационные документы хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты повышенной опасности; схемы, снимки и другие графические материалы расположения объектов, земельных участков, акватории водных объектов, в том числе прилегающих территорий; проектные материалы, выкопировки из схем территориального планирования, правил землепользования и застройки; генеральные планы поселений, городских округов, муниципальных районов и других административных образований; описания зданий, строений, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры, расположенных в пределах и за пределами рассматриваемого земельного участка (территории). Итоговая величина расчета должна быть выражена в рублях. Данные расчета направляются должностными лицами Инспекции ответственному лицу для отражения в ИС ИБПД ПК | |||||||||||
Надзор за данными | Данные собираются и анализируются с использованием ведомственного информационного ресурса Инспекции ИС ИБПД ПК, ведение которой регламентировано Приказом Инспекции от 15.06.2016 N СЭД-36-01-03-39 "Об утверждении Положения об информационной системе Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края "Интегрированный банк природоохранных данных Пермского края" | |||||||||||
Сроки представления окончательных результатов | Результаты мониторинга показателей результативности и эффективности размещаются на официальном сайте Инспекции не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным (Приказ Инспекции от 31.01.2018 N СЭД-36-01-03-2 "Об утверждении Порядка оценки результативности и эффективности надзорной деятельности Инспекции и Порядка стимулирования сотрудников Инспекции") | |||||||||||
Механизм внешнего аудита данных | Аудит данных может быть проведен через механизм типового облачного решения по автоматизации основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций (далее - ТОР КНД), который предоставляет возможность автоматизировать профильную деятельность в указанной выше части. Благодаря полной интеграции с системами инфраструктуры электронного правительства достижимы лучшие показатели деятельности, а именно - автоматизированная подготовка плана проверки на основе имеющихся баз данных, сокращение сроков согласования плана проверки с прокуратурой через государственную информационную систему "Единый реестр проверок" посредством отправки запросов в СМЭВ, а также отображение результатов проверки в личном кабинете юридического лица на Едином портале государственных услуг (функций) и ПТО "УНВООС". В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой Инспекцией, создан Общественный совет при Инспекции, в работе которого могут принять участие общественные организации, представители бизнес-сообщества, в целях выстраивания сбалансированного и эффективного взаимодействия, в том числе и для правильности проведения анализа ключевого показателя результативности деятельности |
"