СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 января 2020 года N 6-р


Об утверждении Концепции развития государственно-частного партнерства в Республике Крым на 2020 - 2025 годы



В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" с целью оптимизации механизма государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты, реализуемые на основе государственно-частного партнерства:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития государственно-частного партнерства в Республике Крым на 2020 - 2025 годы (далее - Концепция).


2. Исполнительным органам государственной власти Республики Крым руководствоваться Концепцией при реализации проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства на территории Республики Крым.


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Совета министров Республики Крым - министра финансов Республики Крым Кивико И.В.



Председатель Совета министров
Республики Крым
Ю.ГОЦАНЮК



Приложение
к распоряжению
Совета министров
Республики Крым
от 14.01.2020 N 6-р



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА 2020 - 2025 ГОДЫ



1. Общие положения


Инфраструктурные инвестиции являются одним из самых результативных инструментов стимулирования экономического развития.


Механизм государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) является эффективным инструментом привлечения инвестиций, объединяя государственные и частные интересы в целях эффективной реализации инфраструктурных проектов.


В экономике Крыма выделяются сильные стороны: выгодное экономико-географическое положение - выход к Черному и Азовскому морям, действует режим Свободной экономической зоны, имеются благоприятные агроклиматические ресурсы, присутствуют различные санаторно-курортные, природно-рекреационные, культурные потенциалы.


В Республике Крым также существуют и объективные препятствия в развитии, связанные с недостаточностью водных ресурсов, зависимостью промышленных производителей от поставок сырья, внешнеэкономическими ограничениями, ограниченным доступом к рынку капитала, высокой стоимостью финансовых ресурсов, низким уровнем инновационной активности предприятий Республики Крым, высоким уровнем износа основных фондов в социальной и экономической сфере Республики Крым, сезонностью функционирования предприятий сферы услуг.


В Законе Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года" указано, что развитие государственно-частного партнерства является одной из стратегических задач для Республики Крым.


Предусматривается развитие государственно-частного партнерства в следующих сферах: социальной, транспортной, образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, информационно-телекоммуникационных технологий, спорта.


Отраслями специализации экономики Республики Крым являются санаторно-курортный и туристический комплексы, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, виноделие, рыболовство, производство товаров неорганической химии (соды, соли, диоксида титана), судостроение.


Реализация проектов в Республике Крым на основе принципов государственно-частного партнерства даст возможность устранить инфраструктурные ограничения для экономического роста. Развитие государственно-частного партнерства даст возможность потенциальным инвесторам привлекать долгосрочные инвестиции с четко обозначенными рисками, а также будет способствовать улучшению инвестиционной привлекательности Республики Крым.


Настоящая Концепция направлена на организацию правового регулирования общественных отношений в области развития государственно-частного партнерства в Республике Крым с учетом действующего федерального законодательства, полномочий и финансовых возможностей органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления в Республике Крым.


В целях формирования государственной политики Республики Крым в сфере развития государственно-частного партнерства и правового регулирования отношений в области реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства, необходимо:


определить основные формы государственно-частного партнерства для Республики Крым;


определить приоритетные направления использования механизмов государственно-частного партнерства;


сформировать единую систему государственного управления проектами;


организовать функционирование проектного офиса государственно-частного партнерства на базе АО "Корпорация развития Республики Крым";


организовать функционирование совещательно-консультативного и координационного органа при Совете министров Республики Крым в сфере развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства;


обеспечить снижение рисков реализации проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства;


создание условий для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства, для потенциальных инвесторов.



2. Понятие, сущность и основные формы государственно-частного партнерства в Республике Крым


Для целей настоящей Концепции под государственно-частным партнерством понимается механизм привлечения частных инвестиций в создание объектов общественной инфраструктуры, обеспечения эффективного управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, а также повышения качества оказываемых на его базе социально значимых услуг населению.


Государственно-частное партнерство - один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.


Целью государственно-частного партнерства с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.


С юридической точки зрения государственно-частное партнерство - взаимоотношения публично-правовых образований (Российской Федерации, Республики Крым, муниципального образования Республики Крым) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашениях о государственно-частном партнерстве или концессионных соглашениях, заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.


Участие сторон в государственно-частном партнерстве основывается на принципах:


- законности;


- открытости и доступности информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;


- обеспечения конкуренции;


- отсутствия дискриминации, равноправия сторон соглашения и равенства их перед законом;


- добросовестного исполнения сторонами соглашения обязательств по соглашениям;


- справедливого распределения рисков и обязательств между сторонами соглашений;


- свободы заключения соглашений;


- защиты общественных интересов.


Формы государственно-частного партнерства - это основные правовые механизмы совместной реализации исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления и юридическими или физическими лицами инвестиционных проектов.


Основными формами участия Совета министров Республики Крым и муниципальных образований Республики Крым в государственно-частном партнерстве могут выступать:


- концессионные соглашения;


- соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве).


Модели государственно-частного партнерства, в рамках которых возможна реализация проектов:


- частная сторона осуществляет строительство/реконструкцию объекта, передает объект в собственность публичного партнера, осуществляет эксплуатацию объекта и получает доход от эксплуатации;


- частная сторона осуществляет строительство/реконструкцию объекта, получает право собственности на объект, осуществляет эксплуатацию объекта и получает доход от эксплуатации, передает в собственность публичного партнера по окончании соглашения;


- частная сторона осуществляет проектирование и/или строительство/реконструкцию объекта, осуществляет эксплуатацию объекта в течение согласованного с публичной стороной срока и получает доход от эксплуатации, сохраняя право собственности по истечении срока соглашения;


- частная сторона осуществляет проектирование и/или строительство/реконструкцию объекта, осуществляет эксплуатацию объекта в течение согласованного с публичной стороной срока и получает доход от эксплуатации, а затем передает объект в собственность публичной стороны;


- частная сторона осуществляет проектирование и/или строительство/реконструкцию объекта, который передается в собственность публичной стороны за вознаграждение.



2.1. Правовое регулирование государственно-частного партнерства


Специальное законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве состоит из Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Республики Крым.


Общим законодательством, на котором основывается законодательство о государственно-частном партнерстве, является Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации.


В целях регулирования отношений между исполнительными органами государственной власти Республики Крым и субъектами предпринимательской деятельности в области реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства, в Республике Крым приняты следующие нормативные правовые акты:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»