Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2019 года N 546


Об утверждении государственной программы Алтайского края "Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае"

(с изменениями на 30 августа 2021 года)

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 18.11.2020 N 495, от 30.08.2021 N 317)




Учитывая актуальность угрозы экстремистских проявлений на территории Алтайского края, необходимость повышения эффективности системы мер по профилактике экстремизма и идеологии терроризма среди населения, Правительство Алтайского края постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае".


2. Признать утратившими силу:


постановление Администрации Алтайского края от 31.12.2014 N 602 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае";


постановление Администрации Алтайского края от 22.04.2016 N 137 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 31.12.2014 N 602";


постановление Правительства Алтайского края от 04.04.2017 N 111 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 31.12.2014 N 602";


постановление Правительства Алтайского края от 10.09.2018 N 359 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 31.12.2014 N 602";


постановление Правительства Алтайского края от 24.05.2019 N 184 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 31.12.2014 N 602".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2020.



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение



Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 31 декабря 2019 г. N 546



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 18.11.2020 N 495, от 30.08.2021 N 317)




Паспорт государственной программы Алтайского края "Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае"

Ответственный исполнитель программы

управление молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края

Соисполнитель программы

отсутствует

Участники программы

Министерство образования и науки Алтайского края;

Министерство спорта Алтайского края;

Министерство культуры Алтайского края;

управление печати и массовых коммуникаций Алтайского края;

департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по взаимодействию с федеральными органами государственной власти;

департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики;

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (по согласованию);

Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю (по согласованию);

Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Алтайскому краю (по согласованию);

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (по согласованию);

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю (по согласованию);

Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации в г. Барнауле (по согласованию);

Совет ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай (по согласованию)

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 18.11.2020 N 495, от 30.08.2021 N 317)

Подпрограммы программы

отсутствуют

Программно-целевые инструменты программы

отсутствуют

Цель программы

организация эффективной системы мер антиэкстремистской направленности для профилактики угроз распространения радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма и мотивированной конфликтности на территории Алтайского края

Задачи программы

повышение уровня межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, институтов гражданского общества в сфере противодействия экстремизму и идеологии терроризма, профилактики конфликтности этнической, национальной и религиозной направленности;

профилактика распространения экстремизма и радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма в этноконфессиональной среде региона;

профилактика распространения экстремизма и радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма в миграционной среде региона;

реализация информационной политики антиэкстремистской направленности;

формирование в молодежной среде неприятия экстремизма и радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма;

методическое обеспечение субъектов, реализующих мероприятия в области противодействия экстремизму и идеологии терроризма

Индикаторы и показатели программы

число лиц от субъектов противодействия экстремизму и идеологии терроризма, посетивших семинары-совещания по вопросам противодействия экстремизму, профилактики его распространения в этноконфессиональной и миграционной средах;

количество тематических семинаров-совещаний по вопросам противодействия экстремизму, межэтнической, межнациональной и межрелигиозной конфликтностям, распространению радикальной идеологии, в том числе идеологии терроризма в миграционной среде с участием сотрудников надзорных и правоохранительных органов, представителей СМИ;

количество муниципальных образований, руководители/секретари муниципальных комиссий по противодействию экстремизму которых посетили курсы повышения квалификации по вопросам реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере профилактики экстремизма и радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма;

доля лиц, участвующих или готовящихся к участию в протестных мероприятиях, в общем количестве опрошенных по данным социологических исследований;

количество информационных сообщений: публикаций, теле- и радиосюжетов в СМИ региона (в том числе в интернет-изданиях) с целью информирования населения о мерах, принимаемых территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму;

число субъектов противодействия экстремизму и идеологии терроризма, обеспеченных методическими пособиями в сфере противодействия экстремистской деятельности и распространению идеологии терроризма

Сроки и этапы реализации программы

2020 - 2024 годы без деления на этапы

Объемы финансирования программы

общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае" (далее - "Программа") за счет средств краевого бюджета составляет 4000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2020 год - 800,0 тыс. рублей;

в 2021 год - 800,0 тыс. рублей;

в 2022 год - 800,0 тыс. рублей;

в 2023 год - 800,0 тыс. рублей;

в 2024 год - 800,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период

Ожидаемые результаты реализации программы

основными результатами реализации Программы к 2024 году станут:

увеличение до 250 человек числа лиц от субъектов противодействия экстремизму и идеологии терроризма, посетивших семинары-совещания по вопросам противодействия экстремизму, профилактики его распространения в этноконфессиональной и миграционной средах;

увеличение до 8 единиц количества тематических семинаров-совещаний по вопросам противодействия экстремизму, межэтнической, межнациональной и межрелигиозной конфликтностям, распространения радикальной идеологии, в том числе идеологии терроризма в миграционной среде с участием сотрудников надзорных и правоохранительных органов, представителей СМИ;

увеличение до 40 единиц количества муниципальных образований, руководители/секретари муниципальных комиссий по противодействию экстремизму которых посетили курсы повышения квалификации по вопросам реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере профилактики экстремизма и радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма;

сохранение на уровне 30% доли лиц, участвующих или готовящихся к участию в протестных мероприятиях, в общем количестве опрошенных по данным социологических исследований;

увеличение до 100 единиц количества информационных сообщений: публикаций, теле- и радиосюжетов в СМИ региона (в том числе в интернет-изданиях) с целью информирования населения о мерах, принимаемых территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму;

увеличение до 120 единиц числа субъектов противодействия экстремизму и идеологии терроризма, обеспеченных методическими пособиями в сфере противодействия экстремистской деятельности и распространению идеологии терроризма



1. Общая характеристика сферы реализации Программы


Алтайский край - один из приграничных регионов Российской Федерации, социально-экономическое развитие которого во многом обусловлено его включением в систему международных отношений. В настоящее время развитие международных связей Алтайского края активно осуществляется в рамках Евразийского экономического союза (основными партнерами выступают Республики Казахстан и Беларусь), сотрудничества со странами СНГ (Республики Узбекистан, Таджикистан), наращивания потенциала взаимодействия с Азиатско-Тихоокеанским регионом, прежде всего с Республикой Корея, Китайской Народной Республикой и Монголией, развития сотрудничества с государствами Евросоюза (основные внешнеторговые партнеры - Германия, Финляндия). Развитие внешнеэкономического взаимодействия с государствами Центральной Азии, особенно расположенными в непосредственной близости от региона или имеющими границу с ним (Китай, Казахстан, Монголия), для Алтайского края имеет стратегический характер.


Приграничное расположение Алтайского края серьезно влияет на миграционную ситуацию в регионе. Через территорию края из регионов Центральной Азии ежегодно проходят транзитные миграционные потоки объемом более 600,0 тысяч человек в год. На территорию региона с различными целями прибывает до 100,0 тысяч иностранных граждан, вместе с тем, присутствует как естественная, так и миграционная убыль населения - за три года население Алтайского края уменьшилось на 43,8 тысячи человек.


Динамика демографической и миграционной ситуации в Алтайском крае влияет на трансформацию национального и религиозного состава населения одного из самых многонациональных субъектов страны. Указанная трансформация сопровождается как положительными, так и отрицательными последствиями в различных формах, в том числе и в форме роста потенциала межнациональных и межрелигиозных конфликтов.


В "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" определены источники угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности Российской Федерации. Одной из угроз является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.


В результате своего географического расположения Алтайский край потенциально является объектом внимания как отечественных, так и зарубежных экстремистских и террористических организаций, действующих в регионах Центральной и Малой Азии, Закавказья. У эмиссаров экстремистских и террористических организаций и вербовщиков радикальных группировок основной целью является вовлечение в свою среду молодежи. В настоящее время в Российской Федерации запрещены 73 экстремистские и 32 террористические организации, большинство из которых подчиняется зарубежным центрам управления, активно использующим в своих идеологических системах различные религиозные или националистические составляющие.


На территории Алтайского края в рамках общефедеральной ситуации сохраняются угрозообразующие факторы, влияющие на потенциал развития экстремистских настроений и формирования экстремистских сообществ, особенно в молодежной среде. В результате ошибок в реализации миграционной политики муниципалитетами на местах имели место незначительные этноконфессиональные конфликты. На фоне динамики миграционных потоков в регион растет число иностранных учащихся, которые являются гражданами государств с иной политико-правовой системой противодействия экстремизму. Осуществляют миссионерскую деятельность зарубежные эмиссары нетрадиционных для региона религиозных организаций. Постоянно фиксируются факты попыток провоза членами радикальных сообществ через государственную границу Российской Федерации литературы, признанной в России экстремистской, содержащей экстремистские тексты, деструктивные культовые практики, опасные для здоровья, особенно несовершеннолетних.


В настоящее время в регионе имеют место отдельные проявления агрессивных настроений в обществе на фоне обострения внешнеполитических и усиления миграционных процессов. Присутствует низкий уровень социально-правовой и этнокультурной адаптации мигрантов на территории региона. Отмечается изменение интерактивных методов распространения экстремистской и иных радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма, как через информационную сеть Интернет, так и через систему мессенджеров, основным пользователем которых является молодежь.


В период 2015 - 2019 годов в Алтайском крае имели место факты задержания и привлечения правоохранительными органами к ответственности лиц, причастных к преступлениям экстремистского характера, распространению экстремистской литературы, деятельности ряда отечественных и международных экстремистских организаций, факты вовлечения граждан Российской Федерации в участие в незаконных вооруженных формированиях за рубежом; судами различного уровня были вынесены обвинительные приговоры.


Проблема профилактики мотивированной ксенофобии, распространения радикальных идеологий как основы экстремизма и идеологии терроризма, в том числе через миграционные каналы, таким образом, является неотъемлемым условием предотвращения совершения так называемых "преступлений ненависти" и стабильного функционирования и развития всех систем жизнеобеспечения в Алтайском крае. С учетом важности и сложности задач профилактики проявлений экстремизма, ксенофобии, межэтнической, межнациональной и межрелигиозной конфликтности, эффективное их решение не может быть достигнуто в рамках деятельности отдельного органа исполнительной власти региона.


Задачу противодействия экстремизму выполняет Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" посредством Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 N Пр-2753 (далее - "Стратегия").


Правительство Алтайского края в рамках своих полномочий, определенных законодателем в Федеральном законе от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и Стратегии, предпринимает следующие действия.


Организовано взаимодействие территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления по противодействию экстремизму и профилактической работе с целью предупреждения экстремистских проявлений, а также мониторинг реализации мер, направленных на противодействие экстремистским проявлениям. С целью осуществления указанного взаимодействия с 2011 года действует комиссия Алтайского края по противодействию экстремизму (далее - "Комиссия"). Для актуализации полномочий в соответствии с действующим законодательством, а также совершенствования мер, направленных на противодействие экстремизму Постановлением Правительства Алтайского края от 25.02.2019 N 56 утверждено обновленное положение о Комиссии. В настоящее время Комиссия обеспечивает взаимодействие с территориальными органами федеральных органов государственной власти в области противодействия экстремизму и его профилактики, с органами исполнительной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными организациями. В 2018 году были созданы профильные комиссии по противодействию экстремизму во всех муниципальных образованиях Алтайского края, утверждены соответствующие положения, планы и программы.


В рамках Комиссии постоянно осуществляется мониторинг политических, миграционных, этноконфессиональных и иных процессов, влияющих на ситуацию в области распространения экстремистских настроений, анализ информации о потенциале возникновения, формах проявления и тенденциях возможного развития экстремизма различной направленности на территории Алтайского края.


Комиссия определяет приоритетные направления в сфере противодействия экстремизму (в том числе в области государственно-конфессиональных отношений, национальной и молодежной политики) и составляет рекомендации в форме методических пособий, направляемых субъектам противодействия экстремизму с целью повышения эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению экстремизма и идеологии терроризма.


Комиссия оказывает содействие в организации и активизации деятельности институтов гражданского общества, руководителей национальных общественных и религиозных объединений, молодежных организаций в сфере профилактики экстремизма в регионе, формировании неприятия экстремистского мировоззрения, реализации гражданских инициатив, направленных на противодействие экстремизму.


Для достижения системного подхода к реализации полномочий по противодействию экстремизму в 2011 году была утверждена долгосрочная целевая программа "Противодействие экстремизму в Алтайском крае" на 2012 - 2014 годы, в 2014 году - государственная программа "Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае" на 2015 - 2019 годы" (далее - "Профильная программа"), благодаря чему политику в сфере противодействия экстремизму в Алтайском крае как часть государственной политики удалось осуществлять посредством программно-целевого метода.


На основании рекомендаций, прописанных в Стратегии, о необходимости принятия в т.ч. на региональном уровне соответствующих профильных программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма, радикализма и предупреждения межнациональных конфликтов как одного из основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму, а также в связи с окончанием реализации Профильной программы в 2019 году, возникла необходимость принятия нового программного документа.


Только путем комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, объединив усилия органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных и надзорных органов, институтов гражданского общества, в том числе средств массовой информации, учреждений образования и культуры, можно добиться повышения уровня защищенности территории Алтайского края от распространения экстремизма и радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма.


Учитывая сохраняющиеся угрозы экстремистского и террористического характера, рост числа экстремистских и террористических организаций, запрещенных на территории Российской Федерации, необходимо продолжить работу по противодействию распространению экстремизма и радикальных идеологий как основ совершения так называемых "преступлений ненависти".


Новый программный документ позволит:


повысить эффективность уровня межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, институтов гражданского общества в сфере противодействия экстремизму и идеологии терроризма, профилактики конфликтности этнической, национальной и религиозной направленности;


осуществить профилактику распространения экстремизма и радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма в этноконфессиональной среде региона, в том числе с участием руководителей организаций;


предпринять профилактику распространения экстремизма и радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма в миграционной среде региона;


сформировать основы информационной политики антиэкстремистской направленности;