В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 N 302 "Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае".
2. Признать утратившими силу:
постановления Правительства Алтайского края:
пункт 2.9 постановления Правительства Алтайского края от 18.11.2020 N 495 "О внесении изменений в некоторые правовые акты Администрации Алтайского края, Правительства Алтайского края".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 22 декабря 2023 г. N 510
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
Алтайский край является одним из приграничных субъектов Российской Федерации. В связи с этим важное значение для социально-экономического развития региона имеет его включенность в систему международных отношений. Алтайский край находится на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков. В настоящее время развитие международных связей Алтайского края осуществляется в рамках сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза. Наиболее активное международное взаимодействие осуществляется со странами, расположенными в географической близости от региона, - Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан, а также с Республикой Беларусь. В динамично меняющихся геополитических условиях важное значение имеет развитие широкого взаимодействия с Монголией и Китайской Народной Республикой.
В последние годы увеличивается миграционный приток из стран Центральной Азии на территорию Алтайского края. Этому способствует приграничное положение региона и его расположение на пути трансграничных миграционных потоков в Евразии. Ежегодно в Алтайский край с различными целями приезжает до 100 тысяч иностранных граждан. За последние 3 года на постоянное место жительства в Алтайский край переехали 18,6 тысячи иностранных граждан. Вместе с тем в регионе продолжает наблюдаться миграционная (13,7 тысячи человек за 3 года) и естественная (58,5 тысячи человек за 3 года) убыль населения.
Динамика демографической и миграционной ситуации в Алтайском крае влияет на трансформацию национального и религиозного состава населения региона. Данная трансформация имеет как положительные, так и отрицательные последствия в форме роста потенциала межнациональных и межрелигиозных конфликтов, что необходимо учитывать в связи с тем, что в Алтайском крае проживает более 100 национальностей.
В условиях проведения специальной военной операции усилилась активность иностранных государственных органов и организаций по распространению экстремистских идей, в том числе идей межнациональной и межконфессиональной нетерпимости. В сети "Интернет" распространяется информация, направленная на дискредитацию органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также Вооруженных Сил Российской Федерации. Возрастает степень угрозы со стороны международных экстремистских и террористических организаций, приверженных идеологии экстремизма, в том числе идеологии неонацизма.
Вследствие своего географического положения Алтайский край потенциально является объектом внимания как отечественных, так и зарубежных экстремистских террористических организаций, действующих на Украине, в регионах Центральной и Малой Азии, Закавказья. Наиболее уязвимой к действиям эмиссаров и вербовщиков радикальных группировок является молодежь. Вовлечение в свою деятельность молодых людей - это одна из их основных задач. В настоящее время в Российской Федерации запрещены 103 экстремистских и 48 террористических организаций, большинство из которых подчиняются зарубежным центрам управления, активно использующих в своих идеологических системах различные религиозные или националистические составляющие.
На территории Алтайского края в рамках общефедеральной ситуации сохраняются угрозообразующие факторы, влияющие на потенциал развития экстремистских настроений и формирования экстремистских сообществ, особенно в молодежной среде. Ввиду ошибок в реализации миграционной политики муниципалитетами на местах имели место незначительные этноконфессиональные конфликты. На фоне динамики миграционных потоков в регион растет число иностранных учащихся, которые являются гражданами государств с иной политико-правовой системой противодействия экстремизму. Миссионерскую деятельность осуществляют зарубежные эмиссары нетрадиционных для региона религиозных организаций, а также постоянно фиксируются факты попыток провоза членами радикальных сообществ через Государственную границу Российской Федерации литературы, признанной в России экстремистской, содержащей экстремистские тексты, деструктивные культовые практики, опасные для здоровья, особенно несовершеннолетних.
В настоящее время в Алтайском крае наблюдаются отдельные проявления агрессивных настроений в обществе на фоне обострения внешнеполитической ситуации и усиления миграционных процессов, а также низкий уровень социально-правовой и этнокультурной адаптации мигрантов на территории региона. Отмечается изменение интерактивных методов распространения экстремистской и иных радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма, как через сеть "Интернет", так и систему мессенджеров, основным пользователем которых является молодежь.
В период 2020 - 2023 годов в Алтайском крае зафиксированы факты задержания и привлечения к ответственности правоохранительными органами лиц, причастных к преступлениям экстремистского характера, распространению экстремистской литературы, деятельности ряда отечественных и международных экстремистских организаций, факты вовлечения граждан Российской Федерации в участие в незаконных вооруженных формированиях за рубежом; судами различного уровня были вынесены обвинительные приговоры.
С учетом важности и сложности задач по профилактике проявлений экстремизма, ксенофобии, межэтнической, межнациональной и межрелигиозной конфликтности их эффективное решение не может быть достигнуто только путем межведомственного взаимодействия и координации усилий. Осуществляется взаимодействие территориальных органов федеральных органов государственной власти, исполнительных органов Алтайского края, органов местного самоуправления по противодействию экстремизму и организации профилактической работы с целью предупреждения экстремистских проявлений, а также мониторинг реализации мер, направленных на противодействие экстремистским проявлениям.
Для реализации указанных целей действует комиссия Алтайского края по противодействию экстремизму (далее - "Комиссия"), которая обеспечивает взаимодействие с территориальными органами федеральных органов государственной власти в области противодействия экстремизму и его профилактики, исполнительными органами Алтайского края, органами местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными организациями. Во всех муниципальных образованиях Алтайского края созданы профильные комиссии по противодействию экстремизму.
Антитеррористическая комиссия Алтайского края координирует на территории региона работу территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Алтайского края и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
Приоритеты государственной политики в сфере противодействия экстремизму и идеологии терроризма определены в следующих документах:
в Конституции Российской Федерации;
в федеральных законах:
от 25.07.2002 N 14-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности";
в указах Президента Российской Федерации:
от 13.09.2004 N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом";
от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму";
от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";
от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденном Президентом Российской Федерации 28.12.2018 (N Пр-2665);
в концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009;
в постановлениях Правительства Российской Федерации:
от 06.06.2007 N 352 "О мерах по реализации Федерального закона "О противодействии терроризму";
от 25.12.2013 N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)";