АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2019 года N 1506


Об утверждении Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий

(с изменениями на 7 октября 2024 года)

(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 10.12.2020 N 1005, от 15.01.2021 N 21, от 12.02.2021 N 98, от 26.05.2021 N 345, от 01.06.2021 N 376, от 26.07.2021 N 518, от 20.08.2021 N 633, от 20.09.2021 N 719, от 30.12.2021 N 999, от 18.01.2022 N 29, от 15.04.2022 N 301, от 04.05.2022 N 362, от 19.08.2022 N 665, Постановлений Правительства Тамбовской области от 11.10.2022 N 23, от 23.11.2022 N 99, от 21.12.2022 N 222, от 28.10.2022 N 56, от 06.02.2023 N 64, от 10.05.2023 N 358, от 06.07.2023 N 554, от 16.08.2023 N 661, от 12.09.2023 N 716, от 23.10.2023 N 833, от 15.12.2023 N 977, от 21.02.2024 N 95, от 18.07.2024 N 459, от 07.10.2024 N 592)




В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 28.10.2022 N 56)


1. Утвердить Государственную программу Тамбовской области комплексного развития сельских территорий согласно приложению.


2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).


3. Постановление вступает в силу с 01.01.2020.


4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области по компетенции.


(п. 4 в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 10.12.2020 N 1005)



Глава администрации области
А.В.Никитин



Приложение
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 31.12.2019 N 1506



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

(в ред. Постановлений Правительства Тамбовской области от 28.10.2022 N 56, от 06.02.2023 N 64, от 10.05.2023 N 358, от 06.07.2023 N 554, от 16.08.2023 N 661, от 12.09.2023 N 716, от 23.10.2023 N 833, от 15.12.2023 N 977, от 21.02.2024 N 95, от 18.07.2024 N 459, от 07.10.2024 N 592)




Паспорт государственной программы


(в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 23.10.2023 N 833)

Куратор государственной программы

Сытова А.Ю., заместитель Главы Тамбовской области - министр сельского хозяйства Тамбовской области

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство сельского хозяйства Тамбовской области

Соисполнители государственной программы

Министерство автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области

Период реализации государственной программы

Этап I: 2020 - 2022 гг.;

этап II: 2023 - 2030 гг.

Цели государственной программы

Сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения на уровне не менее 39,6%;

достижение к 2031 году соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 83,69%;

повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях до 70,2%

(в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 21.02.2024 N 95)

Направления (подпрограммы) государственной программы

Направление (подпрограмма) "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения";

направление (подпрограмма) "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях";

направление (подпрограмма) "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях"

Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы

Утратила силу. - Постановление Правительства Тамбовской области от 21.02.2024 N 95.

Связь с национальными целями развития Российской Федерации / государственной программой Российской Федерации

Национальная цель "Комфортная и безопасная среда для жизни"/показатель "Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год";

национальная цель "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство"/показатели "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности", "Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции"/государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"



1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы


В целях повышения эффективности финансового и организационного обеспечения мероприятий, которые направлены на повышение качества жизни сельских жителей, сформирована единая государственная политика социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в части их реализации на сельских территориях, отражены в следующих стратегических документах Российской Федерации:


Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";


(в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 18.07.2024 N 459)


Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";


Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 N 2567-р;


Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;


Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р;


перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р.


Государственная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".


В Тамбовской области 38% населения проживает в сельской местности. Численность сельского населения области на 01.01.2022 составила 375,6 тыс. человек, что на 6,9 тыс. человек меньше, чем на 01.01.2021 (382,5 тыс. человек). За последние 5 лет доля сельского населения области сократилась с 39,5% (на 01.01.2017) до 38,3% (на 01.01.2022).


Основные показатели, характеризующие текущее состояние государственной программы (по состоянию на 01.01.2022):


доля сельского населения в общей численности населения Тамбовской области - 38,4%;


соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств - 83,55%;


доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах - 71,2%.


Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации государственной программы, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения области.


В настоящий момент остаются нерешенными следующие проблемы:


недостаточно развита коммуникационная, транспортная и инженерная инфраструктура;


несоответствие современным условиям базы для оказания сельскому населению образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг;


сложной демографической ситуацией в сельской местности. Жизнь на сельских территориях не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы. Сельские территории характеризуются высоким уровнем безработицы и бедности.


Потенциал развития сельских территорий должен базироваться на экономическом росте, увеличении объема производства сельскохозяйственной продукции, повышении эффективности сельского хозяйства, рациональном использовании земель. Для этого потребуются дополнительные усилия со стороны муниципальных образований области в целях повышения доступности всех видов ресурсов для реализации проектов развития сельских территорий, включая удешевление и повышение доступности кредитных ресурсов, в том числе по жилищному направлению, государственная поддержка развития института самозанятых, микро- и малого бизнеса, предоставление земельных ресурсов вне конкурсной основы, расширение объемов государственной поддержки развития альтернативных видов занятости и народных художественных промыслов, предоставление инфраструктуры для совместного использования бизнесом в преференциальных зонах, развитие новых форм привлечения ресурсов (краудфандинг), повышение влияния на развитие сельских территорий государственных институтов развития (обучение, сопровождение бизнеса на всех этапах жизненного цикла, развитие потребительской и перерабатывающей кооперации).


Приоритетами государственной программы являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях. Участие в ней муниципальных образований области носит заявительный характер. Кроме того, в основу государственной программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно развивать сельские территории и сельские агломерации, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал.


Эффективным механизмом работы муниципальных образований области также должен стать проектный принцип работы, в том числе в части привлечения финансирования. В настоящее время проектное управление и мотивация бизнеса применяются только отдельными муниципальными образованиями области, что не позволяет комплексно и целенаправленно направлять финансирование на потенциальные "точки роста" на сельских территориях и агломерациях.


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Стратегией пространственного развития установлены ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах страны, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны.


Во исполнение вышеуказанных стратегических документов в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р, включена инициатива социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", согласно которой ключевым стратегическим приоритетом развития сельских территорий станет опережающее развитие опорных населенных пунктов, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований.


Государственной программой определены основные три цели:


сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения Тамбовской области на уровне 39,6%;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»