ПРАВИТЕЛЬСТВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2022 года N 56


О внесении изменений в постановление администрации области от 31.12.2019 N 1506 "Об утверждении Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий"



Правительство Тамбовской области постановляет:


1. Внести в постановление администрации области от 31.12.2019 N 1506 "Об утверждении Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий" (в редакции от 11.10.2022) (далее - постановление) следующие изменения:


преамбулу постановления изложить в следующей редакции:


"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:";


Государственную программу Тамбовской области комплексного развития сельских территорий, утвержденную постановлением, изложить в редакции согласно приложению.


2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2023.



Глава Тамбовской области
М.Егоров



Приложение
к постановлению
Правительства Тамбовской области
от 28.10.2022 N 56



Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 31.12.2019 N 1506



ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)



Основные положения

Куратор государственной программы

А.Ю.Сытова, и.о. заместителя Главы Тамбовской области - министра сельского хозяйства Тамбовской области

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство сельского хозяйства Тамбовской области

Соисполнители государственной программы

Министерство автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области

Направления (подпрограммы) государственной программы

Направление (подпрограмма) "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения";

Направление (подпрограмма) "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях";

Направление (подпрограмма) "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях"

Структурные элементы государственной программы

Региональный проект "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений";

Региональный проект "Содействие занятости сельского населения";

Региональный проект "Благоустройство сельских территорий";

Региональный проект "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях";

Региональный проект "Современный облик сельских территорий"

Цели государственной программы

Сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения Тамбовской области на уровне не менее 38%;

достижение к 2031 году соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 83,55%;

повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях до 76,9%

Задачи государственной программы

Обеспечение перспективных центров экономического роста на сельских территориях базовой социальной и инженерной инфраструктурой, инфраструктурой для торгового и бытового обслуживания населения, а также дальнейшее развитие выездных (мобильных) и дистанционных форм оказания услуг в сфере культуры, здравоохранения и социального обслуживания, стопроцентное обеспечение инфраструктурой для развития информационно-коммуникационных технологий и транспортной доступности сельских территорий, прилегающих к центрам экономического роста

Показатели государственной программы, их значение на последний год реализации

Доля сельского населения в общей численности населения Тамбовской области (на 1 января года, следующего за отчетным) - 38,0%;

доля соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств (на 1 января года, следующего за отчетным) - 83,55%;

доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах (на 1 января года, следующего за отчетным) - 76,9%

Сроки и этапы реализации государственной программы

I этап: 2020 - 2022 гг.;

II этап: 2023 - 2030 гг.

Объемы и источники финансирования государственной программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию II этапа государственной программы в 2023 - 2030 годах составит 10611,6 млн. рублей, в том числе:

2023 год - 735,6 млн. рублей;

2024 год - 1444,4 млн. рублей;

2025 год - 1236,9 млн. рублей;

2026 год - 1282,3 млн. рублей;

2027 год - 1357,6 млн. рублей;

2028 год - 1432,8 млн. рублей;

2029 год - 1508,2 млн. рублей;

2030 год - 1613,8 млн. рублей,

из них:

в рамках лимитов областной адресной инвестиционной программы (далее - ОАИП) - 10,3 млн. рублей, в том числе:

2023 год - 0,2 млн. рублей;

2024 год - 1,4 млн. рублей;

2025 год - 1,4 млн. рублей;

2026 год - 1,4 млн. рублей;

2027 год - 1,4 млн. рублей;

2028 год - 1,5 млн. рублей;

2029 год - 1,5 млн. рублей;

2030 год - 1,5 млн. рублей;

за счет средств федерального бюджета - 2831,1 млн. рублей:

2023 год - 19,4 млн. рублей;

2024 год - 650,5 млн. рублей;

2025 год - 360,2 млн. рублей;

2026 год - 360,2 млн. рублей;

2027 год - 360,2 млн. рублей;

2028 год - 360,2 млн. рублей;

2029 год - 360,2 млн. рублей;

2030 год - 360,2 млн. рублей;

за счет средств бюджета Тамбовской области - 113,4 млн. рублей:

2023 год - 36,0 млн. рублей;

2024 год - 33,2 млн. рублей;

2025 год - 7,3 млн. рублей;

2026 год - 7,3 млн. рублей;

2027 год - 7,4 млн. рублей;

2028 год - 7,4 млн. рублей;

2029 год - 7,4 млн. рублей;

2030 год - 7,4 млн. рублей;

из них в рамках лимитов ОАИП - 10,3 млн. рублей, в том числе:

2023 год - 0,2 млн. рублей;

2024 год - 1,4 млн. рублей;

2025 год - 1,4 млн. рублей;

2026 год - 1,4 млн. рублей;

2027 год - 1,4 млн. рублей;

2028 год - 1,5 млн. рублей;

2029 год - 1,5 млн. рублей;

2030 год - 1,5 млн. рублей;

за счет средств местного бюджета - 2,8 млн. рублей:

2023 год - 0,01 млн. рублей;

2024 год - 0,66 млн. рублей;

2025 год - 0,4 млн. рублей;

2026 год - 0,4 млн. рублей;

2027 год - 0,4 млн. рублей;

2028 год - 0,3 млн. рублей;

2029 год - 0,3 млн. рублей;

2030 год - 0,3 млн. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 7664,2 млн. рублей:

2023 год - 680,1 млн. рублей;

2024 год - 760,1 млн. рублей;

2025 год - 869,0 млн. рублей;

2026 год - 914,3 млн. рублей;

2027 год - 989,6 млн. рублей;

2028 год - 1065,1 млн. рублей;

2029 год - 1140,2 млн. рублей;

2030 год - 1245,9 млн. рублей



1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы


В целях повышения эффективности финансового и организационного обеспечения мероприятий, которые направлены на повышение качества жизни сельских жителей, сформирована единая государственная политика социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в части их реализации на сельских территориях, отражены в следующих стратегических документах Российской Федерации:


Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";


Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 N 2567-р;


Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;


Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р;


перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р.


Государственная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".


В Тамбовской области 38% населения проживает в сельской местности. Численность сельского населения области на 01.01.2022 составила 375,6 тыс. человек, что на 6,9 тыс. человек меньше, чем на 01.01.2021 (382,5 тыс. человек). За последние 5 лет доля сельского населения области сократилась с 39,5% (на 01.01.2017) до 38,3% (на 01.01.2022).


Основные показатели, характеризующие текущее состояние государственной программы (по состоянию на 01.01.2022):


доля сельского населения в общей численности населения Тамбовской области - 38,4%;


соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств - 83,55%;


доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах - 71,2%.


Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации государственной программы, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения области.


В настоящий момент остаются нерешенными следующие проблемы:


недостаточно развита коммуникационная, транспортная и инженерная инфраструктура;


несоответствие современным условиям базы для оказания сельскому населению образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг;


сложной демографической ситуацией в сельской местности. Жизнь на сельских территориях не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы. Сельские территории характеризуются высоким уровнем безработицы и бедности.


Потенциал развития сельских территорий должен базироваться на экономическом росте, увеличении объема производства сельскохозяйственной продукции, повышении эффективности сельского хозяйства, рациональном использовании земель. Для этого потребуются дополнительные усилия со стороны муниципальных образований области в целях повышения доступности всех видов ресурсов для реализации проектов развития сельских территорий, включая удешевление и повышение доступности кредитных ресурсов, в том числе по жилищному направлению, государственная поддержка развития института самозанятых, микро- и малого бизнеса, предоставление земельных ресурсов вне конкурсной основы, расширение объемов государственной поддержки развития альтернативных видов занятости и народных художественных промыслов, предоставление инфраструктуры для совместного использования бизнесом в преференциальных зонах, развитие новых форм привлечения ресурсов (краудфандинг), повышение влияния на развитие сельских территорий государственных институтов развития (обучение, сопровождение бизнеса на всех этапах жизненного цикла, развитие потребительской и перерабатывающей кооперации).


Приоритетами государственной программы являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях. Участие в ней муниципальных образований области носит заявительный характер. Кроме того, в основу государственной программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно развивать сельские территории и сельские агломерации, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал.


Эффективным механизмом работы муниципальных образований области также должен стать проектный принцип работы, в том числе в части привлечения финансирования. В настоящее время проектное управление и мотивация бизнеса применяются только отдельными муниципальными образованиями области, что не позволяет комплексно и целенаправленно направлять финансирование на потенциальные "точки роста" на сельских территориях и агломерациях.


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Стратегией пространственного развития установлены ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах страны, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны.


Во исполнение вышеуказанных стратегических документов в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р, включена инициатива социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", согласно которой ключевым стратегическим приоритетом развития сельских территорий станет опережающее развитие опорных населенных пунктов, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований.


Государственной программой определены основные три цели:


сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения Тамбовской области на уровне 38%;


достижение к 2031 году соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 83,55%;


повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях до 76,9%.


Задачами государственной программы является обеспечение перспективных центров экономического роста на сельских территориях базовой социальной и инженерной инфраструктурой, инфраструктурой для торгового и бытового обслуживания населения, а также дальнейшее развитие выездных (мобильных) и дистанционных форм оказания услуг в сфере культуры, здравоохранения и социального обслуживания, стопроцентное обеспечение инфраструктурой для развития информационно-коммуникационных технологий и транспортной доступности сельских территорий, прилегающих к центрам экономического роста.


Государственная программа реализуется в два этапа:


I этап: 2020 - 2022 годы;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»