Региональная программа разработана в соответствии с поручением временно исполняющего обязанности первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области от 31.01.2018 N 6-30/648 и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.12.2017 N 875 "Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)" на основании Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р; Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 1506-р; государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363.
В Самарской области по состоянию на 01.01.2019 проживало 3 183,038 тыс. человек. Численность детского населения составляла 605,87 тыс. человек (19% от общей численности населения).
За последние пять лет в регионе зафиксированы стабильное уменьшение общей численности инвалидов старше 18 лет и увеличение количества детей-инвалидов ежегодно на 2,5% - 3%.
Так, если на 01.05.2017 численность инвалидов старше 18 лет составляла чуть более 234 тыс. человек (детей-инвалидов - 9,6 тыс. человек), то на 01.05.2019 численность инвалидов старше 18 лет зафиксирована на уровне 227,7 тыс. человек, детей-инвалидов - 10,8 тыс. человек.
В структуре детской инвалидности на первом месте находятся заболевания, связанные с психическими нарушениями (29,4%), на втором - болезни нервной системы (21,4%), на третьем месте - врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (16,7%). Среди взрослого населения преобладают злокачественные новообразования (38,9%), болезни системы кровообращения (21,2%) и психические расстройства (5,9%). Среди детей, впервые признанных инвалидами, стабильно преобладает возрастная группа от 0 до 3 лет.
С 2001 года в регионе удалось сформировать систему комплексной реабилитации инвалидов всех категорий, в основе которой заложена реализация индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА), разрабатываемой федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области" Минтруда России (далее - ГБ МСЭ) и содержащей комплекс мер медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации, способствующих социальной адаптации.
Система реабилитации имеет межведомственный характер функционирования и включает: проведение курсов реабилитации в учреждениях различной ведомственной принадлежности; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и обучение навыкам их использования в комнатах социально-бытовой адаптации; создание безбарьерной среды жизнедеятельности и предоставление возможности беспрепятственного перемещения; обеспечение доступности образования, профессиональную и социокультурную реабилитацию, преодоление информационных барьеров.
Особое внимание в регионе уделяется вопросам ранней помощи и сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Региональная система ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) и семье, в которой проживает инвалид, сформирована в Самарской области в 2001 - 2004 годах. Оказание ранней помощи включает в себя следующие этапы:
I этап - помощь женщине в дородовый период (первичное выявление факторов риска, консультирование), участниками этапа являются лечебно-профилактические учреждения, центры "Семья";
II этап - ранняя специальная помощь ребенку до 1,5 лет и его семье, участниками этапа являются лечебно-профилактические учреждения, дошкольные образовательные учреждения;
III этап - специальная помощь семье ребенка дошкольного возраста (коррекция развития);
IV этап - специальная помощь семье ребенка в процессе школьного обучения (коррекция развития);
V этап - специальная помощь семье ребенка в процессе профессионального выбора и трудоустройства;