ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 декабря 2019 года N 598-р


[Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Орловской области до 2025 года и Плана реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Орловской области до 2025 года]



В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р:


1. Утвердить:


Концепцию подготовки спортивного резерва в Орловской области до 2025 года согласно приложению 1;


План реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Орловской области до 2025 года согласно приложению 2.


2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Орловской области Нордстрем В.И.



Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Орловской области
В.В.СОКОЛОВ



Приложение 1
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 5 декабря 2019 г. N 598-р



КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА



I. Общие положения


В Концепции подготовки спортивного резерва в Орловской области до 2025 года (далее - Концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Орловской области на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).


Концепция разработана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р, государственной программой Орловской области "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 31 октября 2016 года N 427 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие физической культуры и спорта".



II. Состояние системы подготовки спортивного резерва


На территории Орловской области насчитывается 37 спортивных школ, в том числе 9 областных. Численность занимающихся в спортивных школах олимпийского резерва, спортивных школах и детско-юношеских спортивных школах составляет более 20 тысяч человек. Всего в Орловской области культивируется 68 видов спорта и дисциплин, в том числе 27 олимпийских.


Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 8970 человек, из них 8684 человека являются спортсменами и 286 человек - тренерами.


Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет 112 спортсменов на спортивно-оздоровительном этапе, 4873 спортсмена - на этапе начальной подготовки, 3421 спортсмен - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 353 спортсмена - на этапе совершенствования спортивного мастерства и 37 спортсменов - на этапе высшего спортивного мастерства.


В Орловской области проделана большая работа по переводу физкультурно-спортивных организаций в организации спортивной подготовки с целью реализации политики, определенной Министерством спорта Российской Федерации, по модернизации системы подготовки спортивного резерва в Орловской области.


В 2017 году бюджетные учреждения Орловской области переименованы в организации спортивной подготовки - спортивные школы олимпийского резерва, спортивные школы.


В 2017 году 11 учреждений, находящихся в ведомстве Управления физической культуры и спорта Орловской области, полностью перешли на программы спортивной подготовки (5 спортивных школ, 5 спортивных школ олимпийского резерва, 1 училище олимпийского резерва).


Обеспечение деятельности организаций спортивной подготовки в Орловской области, реализующих программы спортивной подготовки, осуществляется по разделу финансирования "Физическая культура и спорт".


В Орловской области насчитывается 25 физкультурно-спортивных организаций в муниципальных образованиях. В настоящее время в Орловской области ведется активная работа по внедрению программ спортивной подготовки в муниципальные детско-юношеские спортивные школы (не менее 10%).


Также детско-юношеские спортивные школы Орловского района и г. Ливны планируют в 2019 году перевод организаций дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта в учреждения нового типа - спортивные школы.


В Орловской области 6 физкультурно-спортивных организаций, соответствующих требованиям Порядка использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, в своих наименованиях слова "олимпийский" или образованных на его основе слов и словосочетаний, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1368, а именно: 5 бюджетных учреждений Орловской области "Спортивные школы олимпийского резерва" и бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области "Училище олимпийского резерва".


В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап, исключения случаев применения нерациональных возрасту спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок требуются актуализация содержания федеральных стандартов спортивной подготовки, а также разработка единых методических подходов к осуществлению тренировочного процесса, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма и смертности, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.


В 2018 году число тренеров и тренеров-преподавателей с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составило 63,7 процента штатной численности тренеров, число тренеров и тренеров-преподавателей, имеющих среднее профессиональное образование, составило 22,5 процента. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование, благодаря внедрению отраслевых профессиональных стандартов.


Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, формирования новой генерации тренеров, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов без форсированной подготовки.


Кроме того, необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.


Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.


В связи с усилением конкуренции в спорте необходимо постоянное совершенствование качества методического, научно-методического, медико-биологического обеспечения, развитие экспериментальной и инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва.


Система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.



III. Цели и задачи Концепции


Приоритетными целями Концепции являются:


1) повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;


2) повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;


3) повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Орловской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.


Достижение целей Концепции предусматривается осуществить путем реализации следующих задач:


1) совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва;


2) завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;


3) совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва;


4) развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва;


5) развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;


6) совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;


7) совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;


8) совершенствование системы спортивных соревнований;


9) укрепление международных связей;


10) создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания.


Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва, в том числе их количественно-качественных показателей с учетом уровня бюджетной обеспеченности, будет осуществляться в рамках проектной деятельности при участии муниципальных образований Орловской области и региональных общероссийских спортивных федераций.



IV. Механизмы реализации Концепции



1. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва


Управление системой подготовки спортивного резерва осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в рамках полномочий совместного ведения в области физической культуры и спорта.


Управление физической культуры и спорта Орловской области формирует региональные системы подготовки спортивного резерва, включая развитие центра спортивной подготовки спортивных сборных команд Орловской области, обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Орловской области, участвует в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, координирует деятельность органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, по подготовке спортивного резерва.


Органы местного самоуправления создают условия и участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Орловской области.


В систему управления подготовкой спортивного резерва входят организации, отвечающие за координацию деятельности и организационно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва.


Бюджетное учреждение Орловской области "Центр спортивной подготовки" во взаимодействии с региональными спортивными федерациями обеспечивают участие спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Орловской области, в спортивных мероприятиях единого календарного плана в части тренировочных мероприятий и спортивных соревнований, осуществляют координацию и методическое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, участвуют в процедуре выявления и отбора спортивно одаренных детей по видам спорта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»