(с изменениями на 21 октября 2024 года)
(в ред. Распоряжений Правительства Республики Бурятия от 16.11.2022 N 942-р, от 21.10.2024 N 938-р)
Во исполнение пункта 3 раздела II Плана мероприятий Правительства Республики Бурятия, направленных на выполнение приоритетных задач социально-экономического развития Республики Бурятия в 2018 году, утвержденного распоряжением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2018 N 162-р:
1. Утвердить Стратегию развития внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на период до 2035 года согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Определить координатором реализации Стратегии развития внутреннего и въездного туризма Республики Бурятия на период до 2035 года Министерство туризма Республики Бурятия.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Бурятия
И.ЗУРАЕВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
(в ред. Распоряжений Правительства Республики Бурятия от 16.11.2022 N 942-р, от 21.10.2024 N 938-р)
В современном обществе увеличивается роль туризма как движущей силы социально-экономического развития и как мощного фактора укрепления мира, безопасности и взаимопонимания между народами. В последние шесть десятилетий туризм непрерывно развивался и диверсифицировал, став одним из крупнейших и быстрорастущих секторов экономики в мире.
Туризм является одной из основных статей международной торговли в несырьевом секторе. В качестве мировой экспортной категории туризм занимает третье место после химикатов и топлива и опережает продукцию автомобильной промышленности. Во многих развивающихся странах туризм является лидирующей статьей экспорта.
В дополнение к наиболее популярным у туристов странам Европы и Северной Америки появилось много новых направлений и дестинаций, во многих странах развитие внутреннего туризма является приоритетным.
В России туризм стимулирует рост более 50 других отраслей экономики. При этом создаются дополнительные рабочие места, привлекаются инвестиции, развивается малое и среднее предпринимательство, укрепляются связи между субъектами Российской Федерации, расширяются международные контакты.
С этой позиции развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества.
Республика Бурятия располагает значительным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Разнообразный природный ландшафт в сочетании с богатым культурным и этническим многообразием создают необходимые предпосылки для развития туризма в регионе. Развить и максимально реализовать туристский потенциал Республики Бурятия - основная задача настоящей Стратегии.
Стратегия развития внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на период до 2035 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в сфере туризма в Республике Бурятия на период до 2035 года.
Стратегия разработана с учетом:
Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р;
Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 N 872-р;
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;
Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р;
Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал";
Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
Закона Республики Бурятия от 21.11.1995 N 210-I "О туризме";
Стратегия предусматривает:
- оценку современного состояния и тенденций развития мирового и российского рынков туризма;
- приоритеты, цели и задачи развития внутреннего и въездного туризма Республики Бурятия на основе комплексной оценки ее конкурентных преимуществ и потенциала с учетом влияния внешних и внутренних факторов.
Стратегия разрабатывалась с учетом межотраслевого характера сферы туризма. Поэтому при реализации Стратегии предусматривается комплексный подход к решению проблем, препятствующих развитию туризма, и вовлечение в этот процесс смежных отраслей (транспорт, общественное питание и торговля, индустрия развлечений, культура, наука и образование, безопасность и др.).
Реализация Стратегии требует привлечения внимания граждан к вопросам развития внутреннего и въездного туризма, осознания профессиональным сообществом и гражданским обществом в целом важности и перспективности задач Стратегии, проявления активной позиции населения Бурятии в создании атмосферы гостеприимства в регионе и осуществления предпринимательской инициативы в сфере туризма.
По данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) туризм к настоящему времени превратился в ключевую движущую силу социально-экономического прогресса за счет создания рабочих мест и предприятий, доходов от экспорта, а также развития инфраструктуры, став одним из крупнейших и быстрорастущих секторов экономики в мире.
Совокупный вклад туризма в мировой валовой внутренний продукт (ВВП) оценивается на уровне 10,4% (3,2% - оценка прямого вклада туризма, без учета косвенных и индуцированных эффектов на экономику). Каждое десятое рабочее место в мире создается в сфере туризма.
Международные туристские прибытия увеличились с 0,68 млрд. человек в 2000 году до 1,4 млрд. человек в 2018 году.
Общий объем экспорта туризма в 2018 году составил 1,7 трлн. долларов США, что составляет 7% от объема мирового экспорта, 29% от объема мирового экспорта услуг.
Доходы от международного туризма без учета транспортировки увеличились с 475 млрд. долларов США в 2000 году (около 700 долл. США на одного туриста) до 1451 млрд. долларов США в 2018 году (около 1000 долл. США на одного туриста).
В течение восьми лет после мирового экономического кризиса 2009 года в мире наблюдается непрерывное увеличение туристских прибытий.
Большинство туристских дестинаций демонстрируют положительную тенденцию спроса на международный туризм. Несмотря на перенаправление некоторых туристских потоков в связи с возникшими угрозами безопасности туристов, в целом наблюдается общий рост туристских прибытий, связанный с увеличением коммуникационных возможностей и более доступными ценами на воздушный транспорт.
По данным ЮНВТО в 2018 году увеличение числа международных прибытий по сравнению с 2017 годом в Африку составило 7%, Азиатско-Тихоокеанский регион - 7%, Европу - 5%, регион Ближнего Востока - 5%, Северную и Южную Америку - 2%.
Самыми посещаемыми странами остаются Франция, Испания, США, Китай и Италия.
Китай, США, Германия и Великобритания являются лидерами выездного туризма. Россия показала наибольший прирост затрат в заграничных поездках (+11%).
57% международных туристских прибытий осуществляется воздушным транспортом, 37% - на автомобилях, 4% - водным транспортом, 2% - железнодорожным.
Международные туристские прибытия, млн. | Доля рынка, % | Среднегодовой прирост 2010 - 2018, % | ||||||||
1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | |||
ВСЕГО | 531 | 680 | 809 | 952 | 1196 | 1241 | 1329 | 1401 | 100 | 5 |
Страны с развитой экономикой | 342 | 430 | 469 | 515 | 655 | 686 | 730 | 762 | 54,4 | 5 |
Страны с развивающейся экономикой | 189 | 250 | 339 | 437 | 540 | 554 | 598 | 639 | 45,6 | 4,9 |
Европа | 308,1 | 396,4 | 450,7 | 490,8 | 581,8 | 592,8 | 636,6 | 672,3 | 48 | 4 |
Азиатско-Тихоокеанский регион | 86,2 | 113,8 | 152,9 | 205,3 | 293,6 | 314,4 | 337,6 | 358,7 | 25,6 | 7,2 |
Северная и Южная Америка | 108,2 | 130,6 | 136,5 | 155,4 | 200,2 | 211,6 | 227,3 | 235 | 16,8 | 5,3 |
Африка | 11,5 | 14,9 | 19,4 | 28,3 | 36 | 39,6 | 42,5 | 45,5 | 3,2 | 6,1 |
Ближний Восток | 8,5 | 12,8 | 21,5 | 33,5 | 39,7 | 36,3 | 36,8 | 40,6 | 2,9 | 2,4 |