ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 ноября 2019 года N 714-р
г. Улан-Удэ


[Об утверждении Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на период до 2035 года]

(с изменениями на 21 октября 2024 года)

(в ред. Распоряжений Правительства Республики Бурятия от 16.11.2022 N 942-р, от 21.10.2024 N 938-р)




Во исполнение пункта 3 раздела II Плана мероприятий Правительства Республики Бурятия, направленных на выполнение приоритетных задач социально-экономического развития Республики Бурятия в 2018 году, утвержденного распоряжением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2018 N 162-р:


1. Утвердить Стратегию развития внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на период до 2035 года согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Определить координатором реализации Стратегии развития внутреннего и въездного туризма Республики Бурятия на период до 2035 года Министерство туризма Республики Бурятия.


3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Бурятия
И.ЗУРАЕВ



Утверждена
Распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 28.11.2019 N 714-р



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

(в ред. Распоряжений Правительства Республики Бурятия от 16.11.2022 N 942-р, от 21.10.2024 N 938-р)




I. Общие положения


В современном обществе увеличивается роль туризма как движущей силы социально-экономического развития и как мощного фактора укрепления мира, безопасности и взаимопонимания между народами. В последние шесть десятилетий туризм непрерывно развивался и диверсифицировал, став одним из крупнейших и быстрорастущих секторов экономики в мире.


Туризм является одной из основных статей международной торговли в несырьевом секторе. В качестве мировой экспортной категории туризм занимает третье место после химикатов и топлива и опережает продукцию автомобильной промышленности. Во многих развивающихся странах туризм является лидирующей статьей экспорта.


В дополнение к наиболее популярным у туристов странам Европы и Северной Америки появилось много новых направлений и дестинаций, во многих странах развитие внутреннего туризма является приоритетным.


В России туризм стимулирует рост более 50 других отраслей экономики. При этом создаются дополнительные рабочие места, привлекаются инвестиции, развивается малое и среднее предпринимательство, укрепляются связи между субъектами Российской Федерации, расширяются международные контакты.


С этой позиции развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества.


Республика Бурятия располагает значительным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Разнообразный природный ландшафт в сочетании с богатым культурным и этническим многообразием создают необходимые предпосылки для развития туризма в регионе. Развить и максимально реализовать туристский потенциал Республики Бурятия - основная задача настоящей Стратегии.


Стратегия развития внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на период до 2035 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в сфере туризма в Республике Бурятия на период до 2035 года.


Стратегия разработана с учетом:


Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р;


Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 N 872-р;


Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;


Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р;


Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";


Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";


Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал";


Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";


Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Закона Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года";


Закона Республики Бурятия от 21.11.1995 N 210-I "О туризме";


Закона Республики Бурятия от 14.03.2007 N 2073-III "О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия";


Закона Республики Бурятия от 16.09.1997 N 559-I "О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и природных лечебных ресурсах Республики Бурятия";


постановление Правительства Республики Бурятия от 01.08.2019 N 416 "Об утверждении Правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Республике Бурятия".


Стратегия предусматривает:


- оценку современного состояния и тенденций развития мирового и российского рынков туризма;


- приоритеты, цели и задачи развития внутреннего и въездного туризма Республики Бурятия на основе комплексной оценки ее конкурентных преимуществ и потенциала с учетом влияния внешних и внутренних факторов.


Стратегия разрабатывалась с учетом межотраслевого характера сферы туризма. Поэтому при реализации Стратегии предусматривается комплексный подход к решению проблем, препятствующих развитию туризма, и вовлечение в этот процесс смежных отраслей (транспорт, общественное питание и торговля, индустрия развлечений, культура, наука и образование, безопасность и др.).


Реализация Стратегии требует привлечения внимания граждан к вопросам развития внутреннего и въездного туризма, осознания профессиональным сообществом и гражданским обществом в целом важности и перспективности задач Стратегии, проявления активной позиции населения Бурятии в создании атмосферы гостеприимства в регионе и осуществления предпринимательской инициативы в сфере туризма.



1. Современные тенденции и перспективы развития туризма в России и мире


По данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) туризм к настоящему времени превратился в ключевую движущую силу социально-экономического прогресса за счет создания рабочих мест и предприятий, доходов от экспорта, а также развития инфраструктуры, став одним из крупнейших и быстрорастущих секторов экономики в мире.


Совокупный вклад туризма в мировой валовой внутренний продукт (ВВП) оценивается на уровне 10,4% (3,2% - оценка прямого вклада туризма, без учета косвенных и индуцированных эффектов на экономику). Каждое десятое рабочее место в мире создается в сфере туризма.


Международные туристские прибытия увеличились с 0,68 млрд. человек в 2000 году до 1,4 млрд. человек в 2018 году.


Общий объем экспорта туризма в 2018 году составил 1,7 трлн. долларов США, что составляет 7% от объема мирового экспорта, 29% от объема мирового экспорта услуг.


Доходы от международного туризма без учета транспортировки увеличились с 475 млрд. долларов США в 2000 году (около 700 долл. США на одного туриста) до 1451 млрд. долларов США в 2018 году (около 1000 долл. США на одного туриста).


В течение восьми лет после мирового экономического кризиса 2009 года в мире наблюдается непрерывное увеличение туристских прибытий.


Большинство туристских дестинаций демонстрируют положительную тенденцию спроса на международный туризм. Несмотря на перенаправление некоторых туристских потоков в связи с возникшими угрозами безопасности туристов, в целом наблюдается общий рост туристских прибытий, связанный с увеличением коммуникационных возможностей и более доступными ценами на воздушный транспорт.


По данным ЮНВТО в 2018 году увеличение числа международных прибытий по сравнению с 2017 годом в Африку составило 7%, Азиатско-Тихоокеанский регион - 7%, Европу - 5%, регион Ближнего Востока - 5%, Северную и Южную Америку - 2%.


Самыми посещаемыми странами остаются Франция, Испания, США, Китай и Италия.


Китай, США, Германия и Великобритания являются лидерами выездного туризма. Россия показала наибольший прирост затрат в заграничных поездках (+11%).


57% международных туристских прибытий осуществляется воздушным транспортом, 37% - на автомобилях, 4% - водным транспортом, 2% - железнодорожным.



Таблица 1

Международные туристские прибытия, млн.

Доля рынка, %

Среднегодовой прирост 2010 - 2018, %

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

ВСЕГО

531

680

809

952

1196

1241

1329

1401

100

5

Страны с развитой экономикой

342

430

469

515

655

686

730

762

54,4

5

Страны с развивающейся экономикой

189

250

339

437

540

554

598

639

45,6

4,9

Европа

308,1

396,4

450,7

490,8

581,8

592,8

636,6

672,3

48

4

Азиатско-Тихоокеанский регион

86,2

113,8

152,9

205,3

293,6

314,4

337,6

358,7

25,6

7,2

Северная и Южная Америка

108,2

130,6

136,5

155,4

200,2

211,6

227,3

235

16,8

5,3

Африка

11,5

14,9

19,4

28,3

36

39,6

42,5

45,5

3,2

6,1

Ближний Восток

8,5

12,8

21,5

33,5

39,7

36,3

36,8

40,6

2,9

2,4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»