____________________________________________________________________
Утратил силу с 13.02.2023 на основании Постановления Мэрии г. Ярославля от 13.02.2023 N 134.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 29 декабря 2021 года)
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 21.02.2020 N 158, от 18.01.2021 N 24, от 29.12.2021 N 1202)
В соответствии со статьей 170<1> Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Ярославле, утвержденным решением муниципалитета города Ярославля от 17.12.2007 N 600, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза города Ярославля на долгосрочный период, утвержденным постановлением мэрии города Ярославля от 25.07.2019 N 834,
МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить бюджетный прогноз города Ярославля на долгосрочный период до 2025 года (приложение).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра - директора департамента финансов мэрии города Ярославля.
3. Постановление вступает в силу с 01.01.2020.
Первый заместитель мэра
города Ярославля
А.Г.КИБЕЦ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 21.02.2020 N 158, от 18.01.2021 N 24, от 29.12.2021 N 1202)
Формирование бюджетного прогноза города Ярославля на долгосрочный период является одним из ключевых этапов стратегического планирования на долгосрочную перспективу.
Бюджетный прогноз города Ярославля на долгосрочный период до 2025 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170<1> Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 25<1> Положения о бюджетном процессе в городе Ярославле, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 17.12.2007 N 600, и постановлением мэрии города Ярославля от 25.07.2019 N 834 "О Порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза города Ярославля на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз сформирован на основе прогноза социально-экономического развития города Ярославля на долгосрочный период 2020 - 2026 годов, утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 16.09.2019 N 1024, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики города Ярославля.
На протяжении последних лет в городе Ярославле осуществляется ряд мероприятий, направленных на проведение бюджетного реформирования и повышение качества управления муниципальными финансами.
Начиная с 2008 года реализовывалась Программа реформирования муниципальных финансов города Ярославля на 2008 - 2010 годы, утвержденная решением муниципалитета города Ярославля от 05.12.2008 N 25, в 2012 - 2013 годах - долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов города Ярославля на 2012 - 2013 годы", утвержденная постановлением мэрии города Ярославля от 28.03.2012 N 714.
Основные результаты проведенных мероприятий:
- переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждение бюджета города Ярославля на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки";
- внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
- формирование качественно новой сети муниципальных учреждений путем изменения правового положения бюджетных учреждений, в результате чего осуществлен окончательный переход от сметного финансирования муниципальных учреждений к финансированию на выполнение муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг, выполнение работ;
- внедрение системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города Ярославля;
- разработка методики формализованного прогнозирования доходов бюджета города Ярославля по основным налогам;
- формализация процедур предоставления муниципальных гарантий, управления долгом, принятия долговых обязательств, мониторинга и урегулирования просроченной кредиторской задолженности;
- изменение системы муниципального финансового контроля с учетом требований федерального законодательства.
В 2014 году осуществлен переход на программно-целевое планирование расходов бюджета, обеспечивающий прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования.
В настоящее время доля "программных расходов", то есть непосредственно увязанных с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития города, составляет более 84% от общего объема расходов бюджета города Ярославля. Формирование и исполнение бюджета города Ярославля осуществляется на основе 27 муниципальных программ.
В целях интеграции процессов формирования проекта бюджета города Ярославля и муниципальных программ в перечень документов, представляемых одновременно с проектом бюджета города Ярославля на очередной финансовый год и на плановый период в муниципалитет города Ярославля, начиная с проекта бюджета города Ярославля на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, включены паспорта муниципальных программ (проекты изменений в указанные паспорта).
Начиная с 2012 года значительная часть бюджетных расходов направляется на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, на повышение средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, выполнение обязательств по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет путем введения дополнительных мест в детских садах, улучшение жилищных условий в рамках программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
При этом налоговые и неналоговые доходы бюджета города Ярославля росли более сдержанными темпами, чем требовалось для выполнения поставленных задач. Недостаток собственных финансовых ресурсов для реализации вышеуказанных мероприятий привел к необходимости привлечения кредитных ресурсов и, как следствие, к увеличению объема муниципального долга города Ярославля, который на 1 января 2019 года составил 6913,1 млн. руб., или 94,5% собственных доходов бюджета города Ярославля.
Дополнительным этапом бюджетного развития города Ярославля стало повышение открытости и доступности информации о бюджете и бюджетном процессе города Ярославля. Начиная с информации об исполнении бюджета города Ярославля за 2013 год на официальном портале города Ярославля размещается "Бюджет для граждан" и иные информационные материалы о состоянии муниципальных финансов. Для повышения степени вовлеченности населения города в обсуждение вопросов бюджетно-финансовой сферы с 2018 года организуется онлайн-трансляция публичных слушаний по проекту городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период и годовому отчету об исполнении бюджета. В практику также вошло проведение Дня открытых дверей в департаменте финансов мэрии города Ярославля.
Начиная с 2019 года формирование бюджета города Ярославля осуществляется с учетом необходимости реализации национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Бюджетное развитие города Ярославля направлено на обеспечение преемственности реализации бюджетной и налоговой политики прошлых лет, скорректировано с учетом текущей экономической ситуации в стране и прогнозируемого уровня инфляции, что позволит:
- обеспечить безусловное выполнение социальных обязательств города Ярославля;
- сохранить социальную и экономическую стабильность в городе Ярославле;
- обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета города Ярославля.
Бюджетный прогноз города Ярославля составлен на 6 лет. Показатели бюджетного прогноза города Ярославля сформированы на основе прогноза социально-экономического развития города Ярославля на долгосрочный период 2020 - 2026 годов.
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития города Ярославля разработан в двух вариантах:
- первый вариант - консервативный - исходит из менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы;
- второй вариант - благоприятный - исходит из возможности сохранения позитивных тенденций развития внешних и внутренних условий и ориентирован на дальнейшее улучшение социально-экономической ситуации.
В целях достижения целевых показателей социально-экономического развития и решения задач стратегического планирования при формировании бюджетного прогноза за основу взят благоприятный вариант.
К концу прогнозируемого периода (2025 год) ожидается рост по всем показателям социально-экономического развития города Ярославля по отношению к 2019 году:
- численность постоянного населения города (среднегодовая) увеличится на 1,6%;
- фонд начисленной заработной платы работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) увеличится на 43,3%;
- среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) увеличится на 35,3%;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг возрастет на 50,6%;
- объем инвестиций в основной капитал возрастет на 31,5%.
При этом в планируемом периоде индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 4% к предыдущему году.
Целью долгосрочного бюджетного планирования является обеспечение предсказуемости динамики доходов и расходов бюджета города, что позволит достоверно оценивать долгосрочные тенденции изменений объема доходов и расходов, вырабатывать на основе оценки соответствующие меры, направленные на повышение устойчивости и эффективности функционирования бюджетной системы.
Основными задачами долгосрочного бюджетного планирования, способствующими достижению указанной цели, являются:
- разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджета города Ярославля и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности бюджета города Ярославля;
- выработка решений по принятию дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджета города Ярославля и решению ключевых задач социально-экономического развития города в долгосрочном периоде;