ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2019 года N 293


О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы



В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 г. 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы.


2. Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы принять за основу для составления проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.


3. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) при внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2078-З N 47-VI "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" учесть прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы.


4. Министерству экономики Республики Саха (Якутия), Министерству промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), Министерству строительства Республики Саха (Якутия), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерству предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) обеспечить выполнение производственных и финансовых показателей развития курируемых отраслей не ниже уровня прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы.


5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Стручкова А.А.


6. Опубликовать настоящее постановление в десятидневный срок со дня его одобрения на официальном сайте Правительства Республики Саха (Якутия) в сети "Интернет".


7. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.СОЛОДОВ



Одобрен
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 4 октября 2019 г. N 293



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2020 - 2024 ГОДЫ



Введение


Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы (далее - прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законами Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 г. 1280-З N 111-V (в ред. от 21.03.2019) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" и от 26 октября 2016 г. 1742-З N 1041-V (в ред. от 30.01.2019) "О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2015 г. N 223 "О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный период".


Оценка социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2019 год и прогнозные показатели на 2020 - 2024 годы разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики, рисков изменения положения в мировой экономике и в экономике Российской Федерации, прогнозных оценок крупных предприятий, сценариев реализации инвестиционных проектов и соглашений на территории республики. Прогноз учитывает сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2019 г. (протокол N 13), и основан на материалах, предоставленных министерствами и ведомствами, организациями, муниципальными районами и городскими округами Республики Саха (Якутия).


Основные показатели прогноза базируются на положениях:


- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204);


- паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. N 10);


- основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 г. N 8028п-П13;


- Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, принятой Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. З N 46-VI;


- долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2016 г. N 422;


- государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 г. N 757;


- федеральных целевых программ и отраслевых стратегий развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу.


В расчетах учитывались результаты социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2018 год, оценка на 2019 год и видение перспективного развития финансово-хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий республики, муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы.



1. Исходное состояние и условия функционирования экономики на 2020 - 2024 годы



1.1. Основные тенденции социально-экономического развития в январе - августе и оценка до конца 2019 года


Социально-экономическая ситуация в Республике Саха (Якутия) в 2019 году характеризуется устойчивыми позитивными тенденциями роста промышленного производства при умеренной динамике показателей социальной сферы.


Валовой региональный продукт (ВРП) за январь - август т.г. увеличился на 6,4% к уровню соответствующего периода 2018 года и превысил 601 млрд. рублей (по РФ - рост на 0,9% за январь - июль т.г.).


Более половины валового регионального продукта сформировано предприятиями промышленности - 54,3%, строительства - 10,7%, предприятиями транспорта - 7,6%, торговли - 6%, 21,4% приходится на услуги здравоохранения, образования, связи, сельского хозяйства, культуры, сектора финансов и недвижимости, государственные и социальные услуги.


Объем ВРП на 2019 год оценивается в 1 133,2 млрд. рублей при индексе физического объема в 104,8%, который связан с увеличением валовой добавленной стоимости основных видов экономической деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "сельское хозяйство" при сокращении объема добавленной стоимости строительных работ.


Значительный вклад в экономический рост внесли предприятия промышленного производства (ИПП за январь - август т.г. - 111,8%). Объем производства сырой нефти составил 9246,7 тыс. тонн (118,9% к январю - августу предыдущего года), угля каменного и бурого - 11760,6 тыс. тонн (101,3%), угля каменного и бурого обогащенного - 7312,7 тыс. тонн (123,0%), конденсата газового нестабильного - 94,2 тыс. тонн (111,3%), концентратов серебряных - 141,8%, концентратов золотосодержащих - 133,9% к январю - августу предыдущего года. Индекс производства добычи алмазов планово сократился до 91,3% к январю - августу 2018 года.


За январь - август 2019 года индекс производства продукции "Обрабатывающие производства" по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 111,3%, в большей степени за счет увеличения производства неметаллической минеральной продукции (118,5%), ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней (133,2%) (ЭПЛ Даймонд, ООО Драгоценности Якутии, ООО Экселлент), в ремонте и монтаже машин и оборудования (100,8%). Индекс производства в обработке алмазов составил 95,8% к январю - августу предыдущего года за счет снижения производства ООО ДДК на 6,8%.


Индекс промышленного производства по оценке на 2019 год ожидается на уровне 107,3% за счет роста добычи нефти (116,7% к 2018 году), угля (114,2%), золота (103%).


В январе - августе 2019 года объем инвестиций в основной капитал сложился в сумме 190,8 млрд. рублей с уменьшением в сопоставимых ценах на 20,9% к январю - августу 2018 года, которое обусловлено снижением инвестиций компаний ПАО "Газпром".


Продолжается реализация крупных инвестиционных проектов: строительство магистрального газопровода "Сила Сибири" (ООО "Газпром Трансгаз Томск"), обустройство Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения (ООО "Газпром добыча Ноябрьск"), разработка Талаканского и Алинского месторождений, открыто Ленское месторождение (ПАО "Сургутнефтегаз"). Осваивается Эльгинское месторождение угля (ПАО "Мечел"), Верхне-Мунское алмазное рудное поле (ПАО АК "АЛРОСА"), золоторудные месторождения.


На Восточном экономическом форуме-2019 в режиме прямой видеосвязи состоялся торжественный запуск горно-перерабатывающего комплекса по производству серебра на месторождении Вертикальное в Кобяйском районе. Проектная мощность обогатительной фабрики на месторождении - до 110 тыс. т руды и производства 75 т серебра в год.


В декабре т.г. планируется запуск магистрального газопровода "Сила Сибири", начато строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи, идет модернизация Якутского газоперерабатывающего завода АО "Сахатранснефтегаз", построено здание "Центра коллективного пользования на ТОСЭР "Индустриальный парк "Кангалассы". В конце июля т.г. открылось регулярное пассажирское движение поездов со станции Нижний Бестях.


В настоящее время Правительством Республики Саха (Якутия) ведется работа с федеральными органами исполнительной власти по включению проекта строительства Ленского моста в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.


Объем инвестиций в основной капитал на 2019 год оценивается в 421,5 млрд. рублей, или 100,5% в сопоставимых ценах к 2018 году.


На проекты угледобывающей отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал приходится 9,6%, алмазодобывающей отрасли - 4,8%, проекты золотодобывающей отрасли - 5,0%.


Расходы на Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2022 г.г. заложены в объеме 71,5 млрд. рублей, в том числе в 2019 году - 22,2 млрд. рублей. По состоянию на 1 сентября 2019 г. исполнение составило 7,2 млрд. рублей, или 32,4% от плана.


В 2019 году за счет всех источников планируется ввести 66 социальных объектов, в том числе 9 школ на 2 170 мест (в том числе 1 объект общего образования на 500 мест по соглашениям ГЧП), 27 детских садов на 3590 мест (в том числе 10 объектов дошкольного образования на 2 105 мест по соглашениям ГЧП), 1 интернат для объекта общего образования, 3 объекта здравоохранения, 17 объектов культуры (в том числе 1 объект культуры по соглашениям ГЧП), 8 объектов спорта, 1 объект социального обеспечения.


За январь - август 2019 г. введено 210,2 тыс. кв. метров жилья (75,4% к аналогичному периоду 2018 г.) или 29,9% от плана, в том числе 107 тыс. кв. м индивидуальных жилых домов. В целом, в 2019 году планируется ввести 542 тыс. кв. м жилья, что выше уровня 2018 г. на 2,1%.


Валовая продукция сельского хозяйства за январь - август 2019 года превысила 12 млрд. рублей с ростом на 2,5% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года. По оценке на 2019 год валовая продукция сельского хозяйства оценивается с ростом на 2,5% к 2018 году.


Индекс потребительских цен в январе - августе 2019 года составил 104,1% к январю - августу 2018 года (103,1% в январе - августе 2018 года), в т.ч. на продовольственные товары - 103,2% (101,0%), непродовольственные товары - 103,3% (103,4%) и услуги - 106% (105,9%). По оценке 2019 года инфляция составит 4,0%.


Сальдированный финансовый результат организаций республики за январь - июнь 2019 года сложился в объеме 126,2 млрд. рублей или 111,4% к соответствующему периоду 2018 года. Рост вызван увеличением прибыли ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча". Сальдированный финансовый результат на 2019 год оценивается в 171,3 млрд. рублей, что на 4% больше уровня 2018 года.


Среднедушевые денежные доходы населения за январь - июнь 2019 года составили 40 987 рублей и увеличились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 5,6%, реальные располагаемые денежные доходы - на 1,2%.


Номинальная начисленная заработная плата за январь - июль 2019 года выросла на 6,6% и составила 70 714,8 рублей, реальная - на 2,5%.


В 2019 году рост реальной заработной платы продолжится и ожидается на уровне 101,1% к 2018 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут на 2,4% к 2018 году.


Численность занятых в экономике за январь - июль 2019 года превысила 466,4 тыс. человек и увеличилась на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Численность безработных достигла 33,6 тыс. человек и уменьшилась на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Уровень безработицы снизился с 6,8% до 6,7%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»