ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 ноября 2019 года N 192-ПП


О внесении изменений в региональную программу Кабардино-Балкарской Республики "Чистая вода"



Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:


Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в региональную программу Кабардино-Балкарской Республики "Чистая вода", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31 июля 2019 г. N 131-ПП.



Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ



Утверждены
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 1 ноября 2019 г. N 192-ПП



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЧИСТАЯ ВОДА", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 31 ИЮЛЯ 2019 Г. N 131-ПП


1. В паспорте региональной программы:


1) в позициях "Координатор региональной программы" и "Исполнители региональной программы" слова "Министерство инфраструктуры и цифрового развития Кабардино-Балкарской Республики" заменить словами "Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики";


2) позицию "Целевые индикаторы и показатели региональной программы" изложить в следующей редакции:

"Целевые индикаторы и показатели региональной программы

доля населения Кабардино-Балкарской Республики, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - 91,2 процента;

доля городского населения Кабардино-Балкарской Республики, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - 95,57 процента;

построены и реконструированы крупные объекты питьевого водоснабжения, предусмотренные региональной программой, нарастающим итогом, - 2 ед.";


3) позиции "Объемы бюджетных ассигнований региональной программы" и "Ожидаемые результаты реализации региональной Программы" изложить в следующей редакции:

"Объемы бюджетных ассигнований региональной программы

общий объем ресурсного обеспечения реализации региональной программы в 2019 - 2024 годах за счет всех источников финансирования составит 2366797,67 тыс. рублей, из них:

объем предусмотренного ресурсного обеспечения реализации региональной программы в 2019 - 2024 годах за счет всех источников финансирования составит 309350,4 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 300002,79 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 9924,59 тыс. рублей;

2020 год - 23229,00 тыс. рублей;

2021 год - 49319,20 тыс. рублей;

2022 год - 74720,00 тыс. рублей;

2023 год - 86940,00 тыс. рублей;

2024 год - 55870,00 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 3030,34 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 100,26 тыс. рублей;

2020 год - 234,63 тыс. рублей;

2021 год - 498,17 тыс. рублей;

2022 год - 754,75 тыс. рублей;

2023 год - 878,19 тыс. рублей;

2024 год - 564,34 тыс. рублей;

средства местных бюджетов - 6317,27 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 0,00 тыс. рублей;

2020 год - 3495,55 тыс. рублей;

2021 год - 2821,72 тыс. рублей;

2022 год - 0,00 тыс. рублей;

2023 год - 0,00 тыс. рублей;

2024 год - 0,00 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - не предусмотрены.

Предложения по объему дополнительного ресурсного обеспечения на реализацию региональной программы в 2019 - 2024 годах за счет всех источников финансирования составит 2057447,27 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 2011701,00 тыс. рублей, в том числе:

2020 год - 468765,00 тыс. рублей;

2021 год - 519750,00 тыс. рублей;

2022 год - 519750,00 тыс. рублей;

2023 год - 263159,83 тыс. рублей;

2024 год - 240276,17 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 20320,21 тыс. рублей, в том числе:

2020 год - 4735,000 тыс. рублей;

2021 год - 5250,000 тыс. рублей;

2022 год - 5250,000 тыс. рублей;

2023 год - 2658,18 тыс. рублей;

2024 год - 2427,03 тыс. рублей;

средства местных бюджетов - 25426,06 тыс. рублей, в том числе:

2020 год - 13290,90 тыс. рублей;

2021 год - 12135,16 тыс. рублей;

2022 год - 0,00 тыс. рублей;

2023 год - 0,00 тыс. рублей;

2024 год - 0,00 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - не предусмотрены

Ожидаемые результаты реализации региональной программы

увеличение доли населения Кабардино-Балкарской Республики, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения до 100 процентов к 2024 году;

увеличение доли городского населения Кабардино-Балкарской Республики, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения до 100 процентов к 2024 году;

построены и реконструированы крупные объекты питьевого водоснабжения, предусмотренные региональной программой, нарастающим итогом 2 единицы к 2024 году".


2. Раздел 1 региональной программы изложить в следующей редакции:

"I. Характеристика состояния системы водоснабжения в Кабардино-Балкарской Республике

Цель региональной программы Кабардино-Балкарской Республики "Чистая вода" направлена на повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.


Существующая инфраструктура водоснабжения и водоотведения в Кабардино-Балкарской Республике является результатом значительных капиталовложений предшествующих поколений и предназначена обеспечивать жизнедеятельность человека на протяжении длительного времени при условии постоянного поддержания ее в надлежащем состоянии.


В соответствии с Методическими рекомендациями по приведению субъектами Российской Федерации, участвующими в федеральном проекте "Чистая вода", оценки состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 68/пр, была произведена оценка состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения (далее - инвентаризация).


В Кабардино-Балкарской Республике насчитывается 180 населенных пунктов с численностью населения 866219 человек (по состоянию на 1 января 2019 г.).


В результате инвентаризации было выявлено, что существующая система водоснабжения республики включает в себя 474 водозабора общей мощностью 69808,58 тыс. м3/год, 4010,48 км водопроводных сетей (износ составляет 66,13 процента).


Большая часть водопроводных сетей построена в 60 - 70 годы XX века и имеет большой износ, что существенно влияет на качество питьевой воды при ее транспортировке от источника до потребителя, а 1,16 процента населения вообще не имеют централизованного водоснабжения.


В 2018 году удельный вес проб воды (перед поступлением в водопроводную сеть, а также по результатам исследованных проб за отчетный год), не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил 3,87 процента, по микробиологическим показателям - 5,27 процента. В результате нарушений правил санитарной охраны водоисточников, частично из-за отсутствия водоочистных сооружений качество питьевой воды во многих населенных пунктах не удовлетворяет гигиеническим нормативам.


Из-за несвоевременного проведения аварийно-восстановительных работ, ежегодных профилактических промывок, дезинфекции водопроводных сетей и сооружений, особенно в сельской местности, происходит вторичное микробное загрязнение питьевой воды. Об этом свидетельствует несоответствие качества воды гигиеническим нормативам в коммунальных водопроводах по санитарно-химическим показателям 3,78 процента, по микробиологическим показателя 6,88 процента.


По итогам инвентаризации, проведенной в 2019 году, доля населения Кабардино-Балкарской Республики, обеспеченного качественной питьевой водой, составляет 91,2 процента.


Уровень потерь воды в сетях водоснабжения республики составляет 22,3 процента. Одной из причин высоких потерь воды является изношенность сетей.


Централизованный водопровод отсутствует у населения в 5 населенных пунктах (Арик, Белоглинское, Урожайное, западная часть городского поселения Терек, район "Кооператор" городского округа Баксан). Жители указанных населенных пунктов пользуются индивидуальными трубчатыми колодцами, забирающими воду из поверхностных, не защищенных от загрязнений, водоносных горизонтов.


Основными проблемами водоснабжения населенных пунктов являются:


потери воды при транспортировке от водозаборов до населенных пунктов в магистральных водоводах и во внутренних водопроводных сетях населенных пунктов;


большая изношенность магистральных водоводов, внутренних водопроводных сетей, водозаборных, водоподготовительных и промежуточных гидросооружений;


нерациональное, расточительное использование воды, большие потери воды как на этапе потребления, так и на этапе добычи, распределения и доставки до потребителя;


низкий уровень оснащения приборами учета потребителей и сооружений забора, подачи, распределения воды;


падение мощности водозаборных сооружений, связанное с недостаточностью объемов восстановительных работ после разрушительных природных явлений (паводков, селей и др.), а также неполный забор имеющихся запасов воды из-за плохого состояния водозаборов;


большая энергоемкость схем добычи и подачи воды от источников к потребителям, связанная с использованием в ряде случаев лишних промежуточных станций подъемов, отсутствием современных систем диспетчеризации, контроля, автоматического управления, схем электропривода, использованием энергоемкого, устаревшего морально и физически оборудования;


необустроенность санитарных зон водозаборов, отсутствие систем ограждения, сигнализации (а где необходимо - охраны), что делает водозаборы уязвимыми для проведения возможных терактов и инфекционных заражений;


практически полное отсутствие в сельских районах республики современных систем очистки и обеззараживания воды;


рост себестоимости воды, связанный с ростом расходов на электроэнергию;


низкий уровень проектирования, строительства и эксплуатации систем забора, очистки, обеззараживания, распределения, доставки воды.".


3. В абзаце первом раздела II слова "национальным проектом "Экология" федерального проекта "Чистая вода" заменить словами "федеральным проектом "Чистая вода" национального проекта "Экология".


4. Раздел III региональной программы изложить в следующей редакции:

"III. Обоснование необходимости и достаточности перечня объектов, включенных в региональную программу

По результатам проведенной инвентаризации систем питьевого водоснабжения республики совместно с Управлением Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике для приведения качества питьевой воды к соответствию нормативным требованиям необходимо провести реконструкцию источников централизованного питьевого водоснабжения, решить проблемы, связанные с магистральными и уличными водопроводами, которые выполнены из стальных или чугунных труб, где из-за отложений значительно уменьшен просвет и, как следствие, пропускная способность. Присутствует большая изношенность сетей (66,13 процента).


Значительная часть объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения республики относится к категории природно незащищенных и находится под угрозой антропогенного загрязнения. К таким относятся крупные водозаборы городов Нальчика, Баксана, Терека, Нарткалы, Тырныауза и др. Обследование потенциальных источников загрязнения подземных вод показывает, что большое количество сельскохозяйственных и промышленных объектов не оборудовано для хранения отходов и очистки стоков, что приводит к ухудшению качества подземных вод.


В ряде муниципальных образований республики вода не соответствует или находится "на грани" несоответствия санитарным нормам. Основная причина ухудшения качества воды - вторичное загрязнение воды в водопроводных сетях при транспортировании на трубопроводах. В связи с тем, что многие скважины выработали свой ресурс (срок эксплуатации более 20 лет), а качество питьевой воды из подземных источников хорошее, очистка воды не требуется, есть необходимость в строительстве новых скважин.


Учитывая сложившуюся сложную ситуацию с водоснабжением на территории Кабардино-Балкарской Республики настоящая региональная программа предусматривает строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, что позволит обеспечить качественной питьевой водой 76227 человек в том числе:


в городском округе Баксан 3349 человек;


в Баксанском муниципальном районе (сельские поселения Баксаненок, Псыхурей, Кишпек, Псычох, Заюково, Атажукино, Верхний Куркужин, Куба-Таба, Куба, Исламей) 11219 человек;


в Зольском муниципальном районе (городское поселение Залукокоаже и сельские поселения Шордаково, Залукодес, Псынадаха, Зольское, Малка) 2977 человек. Реализация строительства второй очереди Зольского группового водопровода имеет высокий социальный статус для Зольского муниципального района и для Кабардино-Балкарской Республики. В целом строительство 2-й очереди предусматривает подачу питьевой воды от сельского поселения Хабаз до конкретных потребителей сельских поселений Белокаменское, Залукодес, Зольское, Батех, Дженал, Псынадаха, Светловодское, Октябрьское, Совхозное, Шордаково, Этоко, Залукокоаже 8495 человек. Реконструкция участка Малкинского группового водовода обеспечит 3900 человек (сельские поселения Малка, Сармаково, Камлюково, Приречное);


в Лескенском муниципальном районе (сельские поселения Аргудан, Анзорей, Второй Лескен, Верхний Лескен) 2059 человек;


в Майском муниципальном районе (городское поселение Майский, сельские поселения Ново-Ивановское, Октябрьское, ст. Александровская) 3393 человек;


в городском округе Нальчик 9776 человек;


в Прохладненском муниципальном районе (сельские поселения Солдатская, Заречное, Красносельское, Пролетарское, Алтуд, ст. Приближная, Прималкинское, Благовещенка, Псыншоко, Дальнее, Карагач) 5128 человек;


в городском округе Прохладный 3221 человек;


в Терском муниципальном районе (городское поселение Терек и сельские поселения Белоглинское, Урожайное, Арик) 8841 человек;


в Урванском муниципальном районе (сельские поселения Псыгансу, Старый Черек, Псынабо, Урвань) 2889 человек;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»