Действующий

О Государственной программе Республики Коми "Управление государственными финансами и государственным долгом" (с изменениями на 15 марта 2024 года)



Приложение 1
к Паспорту
государственной программы



ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ"


1. Оценка текущего состояния сфере управления государственными финансами и государственным долгом.


В течение ряда лет наблюдается тенденция роста перераспределения налоговых поступлений, собираемых с территории Республики Коми, в пользу федерального центра. Так, за период с 2009 по 2022 год, доля налоговых поступлений с территории Республики Коми в консолидированный бюджет Республики Коми снизилась более чем в два раза (с 49 процентов до 23 процентов) и, соответственно, доля налоговых поступлений с территории Республики Коми в федеральный бюджет возросла с 51 процента до 77 процентов. При этом особенно резкий скачок роста доли налоговых поступлений с территории Республики Коми в федеральный бюджет отмечен за 2 последних года - с 57 процентов (по итогам 2020 года) до 77 процентов (по итогам 2022 года).


Вместе с тем благоприятная макроэкономическая конъюнктура обеспечила значительный прирост налоговой базы. Если по итогам 2009 года общий объем налоговых поступлений с территории Республики Коми составлял 70 млрд рублей, к концу 2022 года это значение возросло в 7,5 раз, до 526 млрд рублей (в том числе в консолидированный бюджет Республики Коми в 3,6 раза до 122 млрд рублей).


Взвешенная политика, проводимая Правительством Республики Коми в отношении расходов, а также реализация программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми, обеспечили платежеспособность, устойчивость и сбалансированность бюджетной системы Республики Коми и относительно невысокий уровень государственного долга, основной объем которого составляют бюджетные кредиты. Так, по итогам 2022 года, объем государственного долга составил 32,6 млрд рублей, экономия расходов на обслуживание государственного долга в 2022 году составила 1,4 млрд рублей, а в 2023 году экономия оценивается в объеме 0,6 млрд рублей (1,0 млрд рублей от первоначальной версии бюджета).


2. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Коми в сфере реализации государственной программы.


Стратегическим приоритетом и целью бюджетной и налоговой политики в сфере реализации государственной программы Республики Коми "Управление государственными финансами и государственным долгом", с учетом необходимости реализации целей национальных проектов на территории Республики Коми и развития экономики в условиях негативного прогноза по налоговым доходам, станет дальнейшее обеспечение сбалансированности бюджетной системы Республики Коми.


3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, национальными целями и целями Стратегии социально-экономического развития Республики Коми, показателями государственных программ Российской Федерации.


Указанные приоритеты полностью соотносятся с целями и направлениями развития Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185 (далее - Стратегия), а именно с целью 4.2 Стратегии "Сбалансированная и устойчивая бюджетная система" и направлением "Сбалансированное региональное развитие" Стратегии, в контексте которого Республика Коми взаимодействует с федеральным центром в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445.


4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере управления государственными финансами и государственным долгом.


С учетом необходимого для финансирования планового дефицита объема заимствований, в 2024 году рост государственного долга Республики Коми в абсолютном выражении составит 13,8 млрд рублей, в 2025 и 2026 годах - 11,5 и 10,9 млрд рублей соответственно, а отношение объема государственного долга Республики Коми к утвержденному общему годовому объему доходов республиканского бюджета, без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, составит 69 процентов в 2024 году, 83 процента в 2025 году и 100 процентов в 2026 году.


Указанный рост государственного долга, а также сохранение жесткой денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе, проводимой Банком России, выражающейся в установлении высокого уровня ключевой ставки, также приведут к росту расходов на обслуживание государственного долга Республики Коми при осуществлении запланированного объема заимствований.


Основные направления налоговой политики Республики Коми на 2024 - 2026 годы сохранят преемственность уже реализуемых мер по повышению эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического развития, увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Коми за счет стимулирования инвестиционной деятельности на территории региона, оптимизации налоговой нагрузки, отмены неэффективных налоговых льгот. Однако, прогноз поступлений доходов, особенно налога на прибыль организаций (учитывая отмену института консолидированных групп налогоплательщиков), принимает отрицательный вектор.


Вместе с тем наблюдается тенденция по появлению новых и росту уже принятых расходных обязательств Республики Коми, вызванных главным образом решениями, принятыми на федеральном уровне, что накладывает определенные ограничения в сфере реализации программы.


Основные ожидаемые результаты программы включают в себя как создание институциональных условий, обеспечивающих внедрение, использование и совершенствование инструментов эффективного управления государственными и муниципальными финансами Республики Коми, так и общее соблюдение принципов сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, достижение которых ожидается в том числе за счет выполнения следующих задач: