(с изменениями на 16 декабря 2024 года)
(в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 27.01.2020 N СЭД-33-01-03-43, Приказа Министерства труда и социального развития Пермского края от 16.12.2024 N 33-01-03-1101)
В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, подпунктом 7 пункта 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, пунктами 15 и 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 г. N 235 "Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", приказываю:
1. Государственному бюджетному учреждению дополнительного образования Пермского края "Центр семейного мастерства" (далее - Центр семейного мастерства) осуществлять деятельность по исполнению полномочий по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.
(в ред. Приказа Министерства труда и социального развития Пермского края от 16.12.2024 N 33-01-03-1101)
2. Утвердить:
2.1. Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Школа опекунов", имеющую рецензию кафедры социальной педагогики ФГБОУВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" от 17 сентября 2019 г. протокол N 1;
2.2. Программу переподготовки лиц, принявших на воспитание детей "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа переподготовки замещающих родителей "Семейная мастерская", имеющую рецензию кафедры социальной педагогики ФГБОУВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" от 17 сентября 2019 г. протокол N 1;
2.3. Порядок взаимодействия между Межрайонным территориальным управлением, территориальным управлением (далее - Территориальное управление) и Центром семейного мастерства.
(в ред. Приказа Министерства труда и социального развития Пермского края от 16.12.2024 N 33-01-03-1101)
3. Начальнику отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Министерства труда и социального развития Пермского края (далее - Министерство) Кель Т.Г. обеспечить контроль за реализацией программ, указанных во втором пункте настоящего Приказа.
(в ред. Приказа Министерства труда и социального развития Пермского края от 16.12.2024 N 33-01-03-1101)
4. Признать утратившими силу приказы Министерства от 17 июля 2012 г. N СЭД-33-01-02-212, от 17 сентября 2012 г. N СЭД-33-01-02-322, от 5 августа 2013 г. N СЭД-33-01-03-369, от 16 января 2019 г. N СЭД-33-01-03-8.
5. Начальнику отдела документационного обеспечения Министерства Абышевой Т.В. обеспечить:
5.1. ознакомление с настоящим Приказом статс-секретаря - заместителя министра Подъянову Н.Е., начальника отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Министерства Кель Т.Г.;
5.2. направление копии настоящего Приказа в соответствующие органы и организации согласно пункту 1 Приказа Министерства от 24 июля 2009 г. N СЭД-33-01-01-130 "Об обеспечении единства правового пространства";
5.3. опубликование настоящего Приказа в средствах массовой информации на сайте Министерства www.minsoc.permkrai.ru.
6. Настоящий Приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя министра Подъянову Н.Е.
Министр
П.С.ФОКИН
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ "ШКОЛА ОПЕКУНОВ", ИМЕЮЩАЯ РЕЦЕНЗИЮ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ФГБОУВО "ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 2019 Г., ПРОТОКОЛ N 1
(в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 27.01.2020 N СЭД-33-01-03-43, Приказа Министерства труда и социального развития Пермского края от 16.12.2024 N 33-01-03-1101)
Цель программы: подготовка лиц, желающих принять на воспитание семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью.
Задачи программы:
1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.
2. Формирование у кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители (далее - замещающие родители) знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.
3. Оказание помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании принимаемого ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей.
4. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Объем программы: 66,5 часа, в том числе тренинги и практические занятия - 47 часов, индивидуальная работа и консультирование - 4,5 часа.
(в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 27.01.2020 N СЭД-33-01-03-43)
Режим занятий: 2-3 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия: 4-6 часов.
Форма проведения подготовки: очно-заочная.
Формы организации занятий:
основная форма - социально-психологический тренинг; а также просмотры и обсуждение тематических учебных фильмов, лекции-беседы, анализ моделируемых ситуаций.
Форма подведения итогов подготовки: тестирование, собеседование.
(в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 27.01.2020 N СЭД-33-01-03-43)
Разделы, N п/п | Наименование разделов и темы | Всего часов | В том числе: | Форма контроля | ||
лекции | семинары-тренинги | индивидуальная работа/консультирование | ||||
1 | Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители | 4 | 1 | 3 | ||
1.1 | Первичное консультирование | 1 | 1 | Структурированное интервью | ||
1.2 | Психологическое обследование кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки | 2 | 2 | Утвержденный пакет методик | ||
1.3 | Содержание, цели, задачи подготовки и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Выявление ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его устройство в организации для детей, оставшихся без попечения родителей | 1 | 1 | |||
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей | 3 | 1 | 2 | ||
2.1 | Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) | 1 | 1 | |||
2.2 | Оценка кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы; имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций | 2 | 2 | |||
3 | Этапы развития ребенка | 4 | 4 | |||
3.1 | Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество) | 2 | 2 | |||
3.2 | Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность | 2 | 2 | |||
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 5 | 4 | 1 | ||
4.1 | Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка | 1 | 1 | |||
4.2 | Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение | 2 | 1 | 1 | ||
4.3 | Медицинские аспекты развития ребенка в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка, последствий жестокого обращения | 2 | 2 | |||
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 4 | 3 | 1 | ||
5.1 | Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка | 1 | 1 | |||
5.2 | Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности") | 1 | 1 | |||
5.3 | Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Адаптация принимаемого ребенка и замещающей семьи | 5 | 5 | |||
6.1 | Особенности ожидания замещающих семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению ребенка | 1 | 1 | |||
6.2 | Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации | 2 | 2 | |||
6.3 | Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он не родной | 1 | 1 | |||
6.4 | Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье | 1 | 1 | |||
7 | "Трудное" поведение ребенка, навыки управления "трудным" поведением | 6 | 6 | |||
7.1 | Формы "трудного" поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними | 2 | 2 | |||
7.2 | Наказания и поощрения. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка | 2 | 2 | |||
7.3 | Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм | 1 | 1 | |||
7.4 | Понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты | 1 | 1 | |||
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 6 | 6 | |||
8.1 | Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством) | 2 | 2 | |||
8.2 | Угрозы современного мира для ребенка. Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью и развитию. Основные принципы информационной безопасности, правила защиты персональных данных. Воспитание безопасного поведения у ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, в общественных местах, в интернет-пространстве | 4 | 4 | |||
9 | Особенности полового воспитания принимаемого ребенка | 3 | 1 | 2 | ||
9.1 | Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности | 1 | 1 | |||
9.2 | Способы защиты ребенка от сексуального насилия | 2 | 2 | |||
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации принимаемого ребенка | 4 | 4 | |||
10.1 | Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка | 1 | 1 | |||
10.2 | Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации | 1 | 1 | |||
10.3 | Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи | 1 | 1 | |||
10.4 | Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон | 1 | 1 | |||
11 | Особенности воспитания сирот-сиблингов условиях замещающей семьи | 5 | 1 | 4 | ||
11.1 | Подготовка детей, уже воспитывающихся в семье, к приему новых детей. Особенности адаптации сиблингов к замещающей семье | 2 | 2 | |||
11.2 | Детская подсистема: проблемы и стимулы. Детская ревность, конкуренция, конфликты. Взаимоотношения младших и старших детей в семье. Правила для родителей | 3 | 1 | 2 | ||
12 | Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи. Основные проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья | 6 | 3 | 3 | ||
12.1 | Особенности развития ребенка с особыми потребностями здоровья. Создание оптимальных условий для его развития | 3 | 2 | 1 | ||
12.2 | Подготовка членов семьи к приему ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Принятие ребенка всеми членами семьи. Неадекватный уровень ожиданий. Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья к замещающей семье и семьи к ребенку. Задачи, проблемы, правила. Педагогическая копилка упражнений и игр для развития детей с ОВЗ (по категориям заболеваний) | 3 | 1 | 2 | ||
13 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 6 | 4 | 2 | ||
13.1 | Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства | 1 | 1 | |||
13.2 | Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства | 1 | 1 | |||
13.3 | Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка | 1 | 1 | |||
13.4 | Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители; порядок представления кандидатами документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем | 1 | 1 | |||
13.5 | Порядок представления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечня документов на ребенка, передаваемых замещающей семье. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства | 2 | 1 | 1 | ||
14 | Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 3 | 3 | |||
14.1 | Взаимодействие замещающих семей с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. Информирование кандидатов в замещающие родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в территории проживания. Взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом. Функции замещающей семьи | 3 | 3 | |||
15 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители | 2 | 2 | |||
15.1 | Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения заданий для самостоятельной работы | 1 | 1 | |||
15.2 | Проведение самооценки кандидатов в замещающие родители и выявление готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в замещающие родители к приему детей на воспитание в семью | 1 | 1 | Тестирование | ||
Итоговая аттестация | 0,5 | 0,5 | Собеседование | |||
Итого | 66,5 | 15 | 47 | 4,5 |