МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 29 октября 2019 года N СЭД-33-01-03-692


Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и переподготовки лиц, принявших на воспитание детей

(с изменениями на 16 декабря 2024 года)

(в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 27.01.2020 N СЭД-33-01-03-43, Приказа Министерства труда и социального развития Пермского края от 16.12.2024 N 33-01-03-1101)




В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, подпунктом 7 пункта 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, пунктами 15 и 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 г. N 235 "Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", приказываю:


1. Государственному бюджетному учреждению дополнительного образования Пермского края "Центр семейного мастерства" (далее - Центр семейного мастерства) осуществлять деятельность по исполнению полномочий по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.


(в ред. Приказа Министерства труда и социального развития Пермского края от 16.12.2024 N 33-01-03-1101)


2. Утвердить:


2.1. Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Школа опекунов", имеющую рецензию кафедры социальной педагогики ФГБОУВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" от 17 сентября 2019 г. протокол N 1;


2.2. Программу переподготовки лиц, принявших на воспитание детей "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа переподготовки замещающих родителей "Семейная мастерская", имеющую рецензию кафедры социальной педагогики ФГБОУВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" от 17 сентября 2019 г. протокол N 1;


2.3. Порядок взаимодействия между Межрайонным территориальным управлением, территориальным управлением (далее - Территориальное управление) и Центром семейного мастерства.


(в ред. Приказа Министерства труда и социального развития Пермского края от 16.12.2024 N 33-01-03-1101)


3. Начальнику отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Министерства труда и социального развития Пермского края (далее - Министерство) Кель Т.Г. обеспечить контроль за реализацией программ, указанных во втором пункте настоящего Приказа.


(в ред. Приказа Министерства труда и социального развития Пермского края от 16.12.2024 N 33-01-03-1101)


4. Признать утратившими силу приказы Министерства от 17 июля 2012 г. N СЭД-33-01-02-212, от 17 сентября 2012 г. N СЭД-33-01-02-322, от 5 августа 2013 г. N СЭД-33-01-03-369, от 16 января 2019 г. N СЭД-33-01-03-8.


5. Начальнику отдела документационного обеспечения Министерства Абышевой Т.В. обеспечить:


5.1. ознакомление с настоящим Приказом статс-секретаря - заместителя министра Подъянову Н.Е., начальника отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Министерства Кель Т.Г.;


5.2. направление копии настоящего Приказа в соответствующие органы и организации согласно пункту 1 Приказа Министерства от 24 июля 2009 г. N СЭД-33-01-01-130 "Об обеспечении единства правового пространства";


5.3. опубликование настоящего Приказа в средствах массовой информации на сайте Министерства www.minsoc.permkrai.ru.


6. Настоящий Приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.


7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя министра Подъянову Н.Е.



Министр
П.С.ФОКИН



УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Министерства социального
развития Пермского края
от 29.10.2019 N СЭД-33-01-03-692



ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ "ШКОЛА ОПЕКУНОВ", ИМЕЮЩАЯ РЕЦЕНЗИЮ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ФГБОУВО "ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 2019 Г., ПРОТОКОЛ N 1

(в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 27.01.2020 N СЭД-33-01-03-43, Приказа Министерства труда и социального развития Пермского края от 16.12.2024 N 33-01-03-1101)



Цель программы: подготовка лиц, желающих принять на воспитание семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью.


Задачи программы:


1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.


2. Формирование у кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители (далее - замещающие родители) знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.


3. Оказание помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании принимаемого ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей.


4. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.


Объем программы: 66,5 часа, в том числе тренинги и практические занятия - 47 часов, индивидуальная работа и консультирование - 4,5 часа.


(в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 27.01.2020 N СЭД-33-01-03-43)


Режим занятий: 2-3 раза в неделю.


Продолжительность одного занятия: 4-6 часов.


Форма проведения подготовки: очно-заочная.


Формы организации занятий:


основная форма - социально-психологический тренинг; а также просмотры и обсуждение тематических учебных фильмов, лекции-беседы, анализ моделируемых ситуаций.


Форма подведения итогов подготовки: тестирование, собеседование.



Учебный план программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Школа опекунов"


(в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 27.01.2020 N СЭД-33-01-03-43)

Разделы,

N п/п

Наименование разделов и темы

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

лекции

семинары-тренинги

индивидуальная работа/консультирование

1

Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители

4

1

3

1.1

Первичное консультирование

1

1

Структурированное интервью

1.2

Психологическое обследование кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки

2

2

Утвержденный пакет методик

1.3

Содержание, цели, задачи подготовки и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Выявление ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его устройство в организации для детей, оставшихся без попечения родителей

1

1

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей

3

1

2

2.1

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки)

1

1

2.2

Оценка кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы; имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

2

2

3

Этапы развития ребенка

4

4

3.1

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество)

2

2

3.2

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность

2

2

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

5

4

1

4.1

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка

1

1

4.2

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение

2

1

1

4.3

Медицинские аспекты развития ребенка в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка, последствий жестокого обращения

2

2

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

4

3

1

5.1

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка

1

1

5.2

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности")

1

1

5.3

Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка

2

1

1

6

Адаптация принимаемого ребенка и замещающей семьи

5

5

6.1

Особенности ожидания замещающих семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению ребенка

1

1

6.2

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации

2

2

6.3

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он не родной

1

1

6.4

Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье

1

1

7

"Трудное" поведение ребенка, навыки управления "трудным" поведением

6

6

7.1

Формы "трудного" поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними

2

2

7.2

Наказания и поощрения. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка

2

2

7.3

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм

1

1

7.4

Понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты

1

1

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

6

6

8.1

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством)

2

2

8.2

Угрозы современного мира для ребенка. Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью и развитию. Основные принципы информационной безопасности, правила защиты персональных данных.

Воспитание безопасного поведения у ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, в общественных местах, в интернет-пространстве

4

4

9

Особенности полового воспитания принимаемого ребенка

3

1

2

9.1

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности

1

1

9.2

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

2

2

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации принимаемого ребенка

4

4

10.1

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка

1

1

10.2

Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации

1

1

10.3

Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи

1

1

10.4

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон

1

1

11

Особенности воспитания сирот-сиблингов условиях замещающей семьи

5

1

4

11.1

Подготовка детей, уже воспитывающихся в семье, к приему новых детей. Особенности адаптации сиблингов к замещающей семье

2

2

11.2

Детская подсистема: проблемы и стимулы. Детская ревность, конкуренция, конфликты. Взаимоотношения младших и старших детей в семье. Правила для родителей

3

1

2

12

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи. Основные проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья

6

3

3

12.1

Особенности развития ребенка с особыми потребностями здоровья. Создание оптимальных условий для его развития

3

2

1

12.2

Подготовка членов семьи к приему ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Принятие ребенка всеми членами семьи.

Неадекватный уровень ожиданий.

Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья к замещающей семье и семьи к ребенку. Задачи, проблемы, правила. Педагогическая копилка упражнений и игр для развития детей с ОВЗ (по категориям заболеваний)

3

1

2

13

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

6

4

2

13.1

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства

1

1

13.2

Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства

1

1

13.3

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка

1

1

13.4

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители; порядок представления кандидатами документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем

1

1

13.5

Порядок представления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечня документов на ребенка, передаваемых замещающей семье. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства

2

1

1

14

Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

3

3

14.1

Взаимодействие замещающих семей с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. Информирование кандидатов в замещающие родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в территории проживания. Взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом. Функции замещающей семьи

3

3

15

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители

2

2

15.1

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения заданий для самостоятельной работы

1

1

15.2

Проведение самооценки кандидатов в замещающие родители и выявление готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в замещающие родители к приему детей на воспитание в семью

1

1

Тестирование

Итоговая аттестация

0,5

0,5

Собеседование

Итого

66,5

15

47

4,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»