____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Министерства социального развития Пермского края от 29.10.2019 N СЭД-33-01-03-692, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.10.2019, официальном сайте Министерства социального развития Пермского края http://minsoc.permkrai.ru - 30.10.2019).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 16 января 2019 года)
(в ред. Приказов Министерства социального развития Пермского края от 17.09.2012 N СЭД-33-01-02-322, от 05.08.2013 N СЭД-33-01-03-369, от 16.01.2019 N СЭД-33-01-03-8)
В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, подпунктом 7 пункта 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 275, пунктами 15 и 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:
(в ред. Приказов Министерства социального развития Пермского края от 17.09.2012 N СЭД-33-01-02-322, от 16.01.2019 N СЭД-33-01-03-8)
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 1) (далее - Программа);
(п. 1.1 в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 17.09.2012 N СЭД-33-01-02-322)
1.2. Утратил силу. - Приказ Министерства социального развития Пермского края от 16.01.2019 N СЭД-33-01-03-8;
1.3. Утратил силу. - Приказ Министерства социального развития Пермского края от 05.08.2013 N СЭД-33-01-03-369.
2. Исключен. - Приказ Министерства социального развития Пермского края от 17.09.2012 N СЭД-33-01-02-322.
3. Начальнику отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Министерства Кель Т.Г. обеспечить контроль за реализацией Программы.
(п. 3 в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 16.01.2019 N СЭД-33-01-03-8)
4. Начальнику отдела по управлению персоналом Министерства Крюковских Т.П.:
4.1. ознакомить с настоящим Приказом заместителя министра Фокина П.С., и.о. заместителя министра, начальника управления по вопросам семейной и детской политики Министерства Жакову О.В., начальника отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними управления по вопросам семейной и детской политики Министерства Кель Т.Г.;
4.2. направить копии настоящего Приказа в Агентство по управлению социальными службами Пермского края, территориальные управления и в соответствующие органы и организации согласно пункту 1 Приказа Министерства от 24 июля 2009 г. N СЭД-33-01-01-130 "Об обеспечении единства правового пространства";
4.3. обеспечить опубликование настоящего Приказа в средствах массовой информации.
5. Настоящий Приказ вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на и.о. заместителя министра, начальника управления по вопросам семейной и детской политики Министерства Жакову О.В.
Министр
Т.Ю.АБДУЛЛИНА
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 17.09.2012 N СЭД-33-01-02-322)
Цель программы: подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку, попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, формирование компетенций по воспитанию ребенка-сироты.
Задачи программы:
1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.
2. Формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.
3. Оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей.
4. Ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Объем программы: 66,5 часа, в том числе аудиторных - 52 часа, индивидуальная работа и консультирование - 14,5 часа.
Режим занятий: 2-3 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия: 4-6 часов.
Форма проведения подготовки: очно-заочная.
Формы организации занятий:
основная форма - социально-психологический тренинг;
форма подведения итогов подготовки: собеседование.
Разделы N п/п | Наименование разделов и темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
лекции | семинары-тренинги | индивидуальная работа/ консультирование | ||||
1 | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 5 | 1 | 4 | ||
1.1 | Первичное консультирование | 1 | 1 | структурированное интервью | ||
1.2 | Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (с согласия кандидатов в приемные родители) | 2 | 2 | |||
1.3 | Содержание, цели, задачи подготовки и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей | 1 | 1 | |||
1.4 | Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; выявление ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройство в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомство с потенциальной приемной семьей | 1 | 1 | |||
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 4 | 1 | 1 | 2 | |
2.1 | Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) | 1 | 1 | |||
2.2 | Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы; имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций | 3 | 1 | 2 | ||
3 | Этапы развития ребенка | 5 | 1 | 4 | ||
3.1 | Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество) | 3 | 1 | 2 | ||
3.2 | Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность | 2 | 2 | |||
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 6 | 2 | 3 | 1 | |
4.1 | Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка | 1 | 1 | |||
4.2 | Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия | 1 | 1 | |||
4.3 | Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение | 2 | 2 | |||
4.4 | Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение | 2 | 1 | 1 | ||
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 4 | 3 | 1 | ||
5.1 | Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка | 1 | 1 | |||
5.2 | Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности") | 1 | 1 | |||
5.3 | Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 5 | 3 | 2 | ||
6.1 | Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка | 1 | 1 | |||
6.2 | Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации | 2 | 2 | |||
6.3 | Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный | 1 | 1 | |||
6.4 | Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье | 1 | 1 | |||
7 | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 6 | 5 | 1 | ||
7.1 | Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними | 2 | 2 | |||
7.2 | Наказания и поощрения. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка | 2 | 2 | |||
7.3 | Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм | 1 | 1 | |||
7.4 | Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты | 1 | 1 | |||
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 6 | 2 | 4 | ||
8.1 | Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством) | 2 | 2 | |||
8.2 | Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах | 2 | 2 | |||
8.3 | Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка | 2 | 2 | |||
9 | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 4 | 3 | 1 | ||
9.1 | Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения | 1 | 1 | |||
9.2 | Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности | 1 | 1 | |||
9.3 | Способы защиты ребенка от сексуального насилия | 2 | 1 | 1 | ||
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 6 | 2 | 4 | ||
10.1 | Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка | 2 | 2 | |||
10.2 | Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации | 1 | 1 | |||
10.3 | Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи | 1 | 1 | |||
10.4 | Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон | 2 | 2 | |||
11 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 8 | 5 | 3 | ||
11.1 | Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства | 2 | 2 | |||
11.2 | Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства | 1 | 1 | |||
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка | 1 | 1 | ||||
11.3 | Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем | 1 | 1 | |||
11.4 | Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка | 2 | 2 | |||
11.5 | Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства | 1 | 1 | |||
12 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 4 | 1 | 2 | 1 | |
12.1 | Родительские и профессиональные функции приемной семьи | 2 | 2 | |||
12.2 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом | 2 | 1 | 1 | ||
13 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 3 | 2 | 1 | ||
13.1 | Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий | 1 | 1 | |||
13.2 | Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 1 | 1 | |||
13.3 | Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию) | 1 | 1 | |||
Итоговая аттестация | 0,5 | 0,5 | собеседование | |||
Итого | 66,5 | 15 | 37 | 14,5 |