Недействующий


МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 17 сентября 2012 года N СЭД-33-01-02-322


О внесении изменений в Приказ Министерства от 17 июля 2012 г. N СЭД-33-01-02-212

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Министерства социального развития Пермского края от 29.10.2019 N СЭД-33-01-03-692, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 16 января 2019 года)

(в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 16.01.2019 N СЭД-33-01-03-8)




В связи с приведением в соответствие с действующим законодательством приказываю:


1. Внести в Приказ Министерства социального развития Пермского края от 17 июля 2012 г. N СЭД-33-01-02-212 "Об утверждении образовательной программы по подготовке кандидатов в замещающие родители "Школа опекунов" (далее - Министерство, приказ) следующие изменения:


1.1. наименование приказа изложить в следующей редакции:


"Об утверждении программы и правил подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей";


1.2. преамбулу приказа изложить в следующей редакции:


"В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, подпунктом 7 пункта 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 275, пунктами 15 и 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю";


1.3. пункт 1.1 приказа изложить в следующей редакции:


"Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 1) (далее - Программа);";


1.4. утратил силу. - Приказ Министерства социального развития Пермского края от 16.01.2019 N СЭД-33-01-03-8;


1.5. дополнить пунктом 1.3 следующего содержания:


"1.3. Форму свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 3);";


1.6. пункт 2 приказа исключить;


1.7. пункт 3 приказа изложить в следующей редакции:


"3. Начальнику отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними управления по вопросам семейной и детской политики Министерства социального развития Пермского края Кель Т.Г. обеспечить контроль и реализацию Программы и Правил.";


1.8. приложение к приказу "Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, "Школа опекунов" изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему Приказу;


1.9. утратил силу. - Приказ Министерства социального развития Пермского края от 16.01.2019 N СЭД-33-01-03-8;


1.10. приложение 1 к Порядку предоставления государственной услуги по обучению кандидатов в замещающие родители (усыновители, опекуны (попечители), приемные родители) заменить словами "Приложение 1 к Правилам подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей";


1.11. форму свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему Приказу.


2. Начальнику отдела по управлению персоналом Министерства Крюковских Т.П.:


2.1. ознакомить с настоящим Приказом заместителя министра Фокина П.С., и.о. заместителя министра, начальника управления по вопросам семейной и детской политики Жакову О.В., начальника отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними управления по вопросам семейной и детской политики Министерства Кель Т.Г.;


2.2. направить копии настоящего Приказа руководителям территориальных управлений, в соответствующие органы и организации согласно пункту 1 Приказа Министерства от 24 июля 2009 г. N СЭД-33-01-01-130 "Об обеспечении единства правового пространства";


2.3. обеспечить опубликование настоящего Приказа в средствах массовой информации и на странице Министерства, официального сайта Правительства Пермского края www.permkrai.ru.


3. Настоящий Приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года.


4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на и.о. заместителя министра, начальника управления по вопросам семейной и детской политики Жакову О.В.



Министр
Т.Ю.АБДУЛЛИНА



Приложение 1
к Приказу
Министерства социального
развития Пермского края
от 17.09.2012 N СЭД-33-01-02-322



ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


Цель программы: подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку, попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, формирование компетенций по воспитанию ребенка-сироты.


Задачи программы:


1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.


2. Формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.


3. Оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей.


4. Ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.


Объем программы: 66,5 часа, в том числе аудиторных - 52 часа, индивидуальная работа и консультирование - 14,5 часа.


Режим занятий: 2-3 раза в неделю.


Продолжительность одного занятия: 4-6 часов.


Форма проведения подготовки: очно-заочная.


Формы организации занятий:


основная форма - социально-психологический тренинг;


форма подведения итогов подготовки: собеседование.



Учебный план программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Разделы N п/п

Наименование разделов и темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

семинары-тренинги

индивидуальная работа/ консультирование

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5

1

4

1.1

Первичное консультирование

1

1

структурированное интервью

1.2

Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (с согласия кандидатов в приемные родители)

2

2

1.3

Содержание, цели, задачи подготовки и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

1

1

1.4

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; выявление ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройство в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомство с потенциальной приемной семьей

1

1

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

4

1

1

2

2.1

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки)

1

1

2.2

Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы; имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

3

1

2

3

Этапы развития ребенка

5

1

4

3.1

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество)

3

1

2

3.2

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность

2

2

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

6

2

3

1

4.1

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка

1

1

4.2

Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия

1

1

4.3

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение

2

2

4.4

Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение

2

1

1

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

4

3

1

5.1

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка

1

1

5.2

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности")

1

1

5.3

Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка

2

1

1

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

5

3

2

6.1

Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка

1

1

6.2

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации

2

2

6.3

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный

1

1

6.4

Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье

1

1

7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

6

5

1

7.1

Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними

2

2

7.2

Наказания и поощрения. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка

2

2

7.3

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм

1

1

7.4

Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты

1

1

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

6

2

4

8.1

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством)

2

2

8.2

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах

2

2

8.3

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка

2

2

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

4

3

1

9.1

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения

1

1

9.2

Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности

1

1

9.3

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

2

1

1

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

6

2

4

10.1

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка

2

2

10.2

Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации

1

1

10.3

Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи

1

1

10.4

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон

2

2

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

8

5

3

11.1

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства

2

2

11.2

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства

1

1

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка

1

1

11.3

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем

1

1

11.4

Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка

2

2

11.5

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства

1

1

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

4

1

2

1

12.1

Родительские и профессиональные функции приемной семьи

2

2

12.2

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом

2

1

1

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

3

2

1

13.1

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий

1

1

13.2

Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

13.3

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию)

1

1

Итоговая аттестация

0,5

0,5

собеседование

Итого

66,5

15

37

14,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»