Правительство Республики Коми постановляет:
1. Одобрить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Основные направления) согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми, государственным органам Республики Коми, образованным Главой Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), руководствоваться Основными направлениями при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми руководствоваться Основными направлениями при формировании проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2017 г. N 513 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам бюджетной, финансовой, кредитной политики и налогов.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, за исключением пункта 4, который вступает в силу с 1 января 2019 года.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2019 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьей 172 и статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в период до 2018 года и в первом полугодии 2018 года.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2019 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р (приложение).
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета Республики Коми и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.
Настоящий документ подготовлен в условиях государственной политики на уровне Российской Федерации, характеризующейся централизацией бюджетных доходов путем планомерного перераспределения части налоговых доходов с регионального уровня в пользу федерального бюджета, а также в условиях многолетнего роста расходов республиканского бюджета Республики Коми, в том числе вызванного необходимостью исполнения решений федерального уровня власти по реализации государственной политики в различных сферах (указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606 (далее - майские указы Президента Российской Федерации). Поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Республики Коми в период 2010 - 2017 годов выросло с 80,4 до 178,7 млрд. рублей. При этом уже с 2010 года наблюдается устойчивая тенденция роста доли налогов, концентрируемых на федеральном уровне. Если в 2010 году с территории Республики Коми в федеральный бюджет было перечислено 42,2 млрд. рублей и доля перечисленных налогов в федеральный бюджет составляла 52,6% от общего объема собранных налогов, то в 2017 году поступления в федеральный бюджет с территории Республики Коми составили уже 102,8 млрд. рублей, или 57,5% от общего объема собранных налогов. Таким образом, поступления налогов с территории Республики Коми в федеральный бюджет увеличились за указанный период на 60,5 млрд. рублей, или в 2,4 раза, а в консолидированный бюджет Республики Коми - лишь на 37,7 млрд. рублей, или в 2 раза. Налицо тенденция к увеличению централизации налоговых поступлений в федеральном бюджете при значительно меньшем приросте поступления доходов в республиканский бюджет Республики Коми.
Основными изменениями бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации с 2010 года, приводящими к уменьшению объема и доли налоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет Республики Коми, являются:
отмена зачисления 5% налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в бюджеты субъектов Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с 1 января 2010 года указанный налог в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет. В структуре доходной части республиканского бюджета Республики Коми налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья занимал одну из основных позиций: в 2008 году его доля в общей сумме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми составляла 7,6%, в 2009 году - 4,6%. Ежегодные потенциально недополученные доходы консолидированного бюджета Республики Коми увеличились с 1,5 млрд. рублей в 2010 году до 4,3 млрд. рублей в 2017 году;
внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих снижение с 1 января 2017 года ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, с 18% до 17%;
снижение норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на нефтепродукты со 100% до 88% в 2016 году, до 61,7% - в 2017 году, 57,1% - в 2018 году (с кратковременным повышением норматива на период с 1 июля 2018 года по 31 января 2019 года в связи со снижением ставок акцизов на нефтепродукты), 58,1% - в 2019 году, 58,2% - в 2020 году;
внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым с 1 января 2017 года налоговые ставки по налогу на имущество организаций снижены в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, и не могут превышать в 2017 году 1%, в 2018 г. - 1,3%, в 2019 г. - 1,3%, в 2020 г. - 1,6%;
в результате изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", с 2019 года из объектов налогообложения налогом на имущество организаций исключено движимое имущество. В результате отмены налога на движимое имущество выпадающие доходы республиканского бюджета Республики Коми начиная с 2019 года составят порядка 4,4 млрд. рублей ежегодно. С учетом ранее планируемой Правительством Республики Коми отмены федеральной налоговой льготы на движимое имущество, предоставленной в соответствии с пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, путем использования правила "двух ключей" (сумма льготы по итогам 2017 года составила 2,2 млрд. рублей) совокупные потери республиканского бюджета Республики Коми от изменений федерального законодательства составят порядка 6,6 млрд. рублей ежегодно.
Нестабильность федерального налогового законодательства также негативным образом сказывается на планировании и обеспечении устойчивости бюджетов бюджетной системы Республики Коми.
Республика Коми как регион с традиционной ресурсодобывающей направленностью экономики является субъектом Российской Федерации с развитой экономической базой. Ввиду специфики целей и задач федеральной политики в сфере межбюджетных отношений, направленной главным образом на поддержку экономически слабых субъектов Российской Федерации, начиная с 2015 года наблюдается снижение объема безвозмездных поступлений в форме дотаций, получаемых Республикой Коми из федерального бюджета.
Этими факторами в значительной мере обусловлен сложившийся средний уровень долговой устойчивости республиканского бюджета Республики Коми.
По причине относительно высокого уровня бюджетной обеспеченности Республика Коми в среднесрочной перспективе не может претендовать на значительные объемы дотаций из федерального бюджета. Наметившаяся в последнее время тенденция использования критерия бюджетной обеспеченности при предоставлении субсидий из федерального бюджета накладывает определенные ограничения на возможность получения Республикой Коми и этого вида финансовой помощи.
Вместе с тем благодаря усилиям органов исполнительной власти Республики Коми и Правительства Республики Коми по отстаиванию интересов Республики Коми в федеральных органах исполнительной власти удалось существенно повысить уровень федерального софинансирования расходных обязательств Республики Коми. Если до 2017 года он составлял порядка 35%, то в 2017 и 2018 годах предельный уровень федерального софинансирования увеличился до 70%.
Таким образом, при определении Основных направлений бюджетной и налоговой политики следует исходить главным образом из имеющихся собственных возможностей и внутренних резервов.
Основным итогом 2017 года и первого полугодия 2018 года стало сохранение в Республике Коми достаточно устойчивой социально-экономической ситуации, несмотря на ухудшение ряда макроэкономических показателей в связи с влиянием негативных внешних факторов.
В 2017 году объем налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Коми, составил 72,7 млрд. рублей, что на 11,6 млрд. рублей, или на 19%, больше уровня 2016 года.
При этом удельный вес налоговых поступлений в общем объеме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми составляет 95,9%.
Традиционно основными источниками формирования налоговых доходов в 2017 году являются: налог на прибыль организаций (31,6%), налог на доходы физических лиц (31,5%), налоги на имущество (25,3%), акцизы (4,4%).
Рост налоговых доходов обеспечен увеличением поступлений налога на прибыль организаций на 6,5 млрд. рублей, или в 1,4 раза, относительно аналогичного периода прошлого года. На динамику поступления повлияло увеличение поступлений от крупных организаций - участников консолидированных групп налогоплательщиков нефтяной и газовой промышленности. Кроме того, по налогу на имущество организаций поступило на 4,7 млрд. рублей (в 1,3 раза) больше, чем в 2016 году. Причиной увеличения является рост налоговой ставки по налогу на имущество организаций с 1,3% в 2016 году до 1,6% в 2017 году в отношении магистральных трубопроводов и линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в связи с поэтапной отменой федеральных налоговых льгот, а также расширение налогооблагаемой базы в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов основных фондов. Поступление транспортного налога возросло на 0,3 млрд. рублей, или в 1,3 раза, что обусловлено ростом налоговых ставок по транспортному налогу с 1 января 2016 года.
В целях совершенствования управления находящимися в государственной собственности Республики Коми акциями акционерных обществ в 2017 году направляемая на выплату дивидендов часть прибыли, предназначенная для распределения между участниками обществ, составляла не менее 50 процентов чистой прибыли хозяйственного общества с учетом исключения из нее расходов, определенных распоряжением Правительства Республики Коми от 12 апреля 2016 г. N 149-р. Общая сумма дивидендов, полученных от хозяйственных обществ в 2017 году, составила 21,6 млн. рублей.
В 2017 году осуществлена приватизация 48 объектов недвижимого имущества из 54 объектов, включенных в план приватизации на 2017 год, на сумму 1,1 млн. рублей. В первом полугодии 2018 года приватизировано 4 объекта недвижимого имущества из 31, включенного в план приватизации на 2018 год, на сумму 0,7 млн. рублей. Также в 2017 году проведены процедуры приватизации в отношении 135 объектов движимого имущества в общей сумме 1,3 млн. рублей.
В 2017 году завершен первый этап проведения сплошной инвентаризации неучтенных объектов. Мероприятиями охвачено 100% территорий муниципальных образований в Республике Коми. По данным местных администраций муниципальных образований в Республике Коми в результате мероприятий по сплошной инвентаризации по состоянию на 1 января 2018 года выявлено 48 333 неучтенных объекта недвижимого имущества, это 16,3% от общего количества объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципальных образований в Республике Коми. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми из общего числа выявленных неучтенных объектов недвижимого имущества государственная регистрация прав оформлена на 14 334 объекта недвижимого имущества (29,7% от общего количества выявленных неучтенных объектов недвижимого имущества). Предполагаемая сумма ежегодных налоговых поступлений составит 12,8 млн. рублей.
По итогам 2017 года установленной на территории Республики Коми налоговой ставкой в размере ноль процентов, которую вправе применить впервые зарегистрированные налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения и осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные Законом Республики Коми "Об установлении налоговой ставки в размере ноль процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Республики Коми", воспользовались 172 налогоплательщика.
В рамках совершенствования механизмов налогообложения субъектов малого предпринимательства Законом Республики Коми от 20 апреля 2018 г. N 29-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми о налогах и налоговых льготах на территории Республики Коми" (далее - Закон Республики Коми N 29-РЗ) предусмотрено освобождение организаций, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на начало 2018 года, от уплаты налога на движимое имущество за 2018 год. Кроме того, ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, снижена на 2018 и 2019 годы с 2,2% до 1,5%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2017 году составил 129,3 млрд. рублей, что на 37% меньше (в сопоставимых ценах), чем в 2016 году. Преобладающим источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) были собственные средства - 73% (в 2016 году показатель составил 42%) от общей суммы инвестиций. По сравнению с предыдущим годом доля привлеченных средств уменьшилась на 30 процентных пунктов. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в 2017 году составила 3% (в 2016 году - 4%). Основное снижение объема инвестиций в основной капитал обусловлено спадом инвестиционной активности в деятельности трубопроводного транспорта в связи с окончанием запланированных работ на территории Республики Коми в рамках строительства системы магистральных газопроводов. В 2017 году в основной капитал крупных и средних организаций Республики Коми инвестированы 124,3 млрд. рублей, или 62,6% к уровню 2016 года (в сопоставимых ценах).
Для активизации инвестиционной деятельности и развития благоприятной бизнес-среды, устранения барьеров для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Коми внедряются целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по основным направлениям, определенным на уровне Российской Федерации, в том числе реализуются мероприятия, направленные на повышение качества законодательства Республики Коми в сфере инвестиционной деятельности, эффективности работы специализированной организации по работе с инвесторами по принципу "одного окна", улучшению сервисов и функциональных возможностей Инвестиционного портала Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", повышение эффективности обратной связи между инвесторами и руководством Республики Коми.
В целях привлечения инвестиций для реализации инвестиционных проектов по модернизации и созданию нового промышленного производства на территории Республики Коми разработан новый механизм взаимодействия между государственно-правовым образованием и субъектами инвестиционной деятельности - заключение специального инвестиционного контракта (далее - СПИК). Порядок заключения от имени Республики Коми СПИК утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 30 ноября 2017 г. N 627. В рамках СПИК инвестору гарантируется стабильность налоговых и регуляторных условий контракта (неповышение величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, стабилизация действующих условий ведения бизнеса). В 2017 году проведена инвентаризация налогового законодательства Республики Коми, по результатам которой принят Закон Республики Коми N 29-РЗ, в соответствии с которым взамен исключаемых категорий введен ряд новых категорий получателей налоговых льгот, в том числе участники СПИК, резиденты территорий опережающего социально-экономического развития Республики Коми.
Вместе с тем продолжается рост расходной части республиканского бюджета Республики Коми. Так, за период 2012 - 2016 годов рост общего объема расходов составил 11,4 млрд. рублей, что в большей степени обусловлено необходимостью реализации принятых в 2012 году на федеральном уровне решений.