В целях реализации мероприятий федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", обеспечения своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам с использованием санитарной авиации Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития санитарной авиации в Республике Татарстан до 2024 года (далее - Стратегия).
2. Министерству здравоохранения Республики Татарстан разработать и утвердить план мероприятий по реализации Стратегии и обеспечить его исполнение.
3. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан оказывать содействие в реализации Стратегии.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ САНИТАРНОЙ АВИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ДО 2024 ГОДА
Стратегия развития санитарной авиации в Республике Татарстан до 2024 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и принципы, направленные на обеспечение интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в области санитарной авиации.
Стратегия разработана в соответствии с федеральным проектом "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", входящим в национальный проект "Здравоохранение".
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Воздушный кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
В Республике Татарстан за 2016 - 2018 годы отмечается прирост численности населения на 25,5 тыс. человек, или на 0,66 процента. В 2018 году прирост численности населения составил 1 660 человек, население трудоспособного возраста сократилось на 2,3 процента. Общая численность сельского населения Республики Татарстан уменьшилась на 11 641 человек, или на 2,4 процента, в среднем доля городского населения составляет 76,7 процента от общей численности населения, сельского населения - 23,3 процента.
Гендерная структура характеризуется преобладанием женского населения, доля которого составляет 53,6 процента. При этом в городах доля женского населения выше, чем в сельской местности, и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению преимущественно за счет сокращения численности на селе.
В структуре населения взрослое население (18 лет и старше) составляет 78,77 процента (по ПФО* - 79,61 процента, по РФ - 79,9 процента), доля детей (от 0 до 17 лет) - 21,23 процента. Отмечается увеличение доли детского населения на 3,88 процента преимущественно за счет роста рождаемости.
Возрастной состав населения Республики Татарстан: лица моложе трудоспособного возраста - 19,3 процента, трудоспособного - 55,9 процента, старше трудоспособного - 24,8 процента. Имеет место устойчивый рост лиц старше трудоспособного возраста, их доля увеличилась с 24,1 процента (2016 г.) до 24,8 процента (2018 г.) в общей численности населения.
В целом республика характеризуется высоким уровнем демографической нагрузки, составляющим на 1 января 2019 года 790 человек на 1 000 населения трудоспособного возраста (РФ - 785).
В последние годы в Республике Татарстан, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается тенденция снижения уровня рождаемости в связи с вступлением в детородный возраст малочисленного поколения, рожденного в 90-е годы, а также общим сокращением численности женщин фертильного возраста.
Несмотря на сложную демографическую ситуацию, связанную со снижением рождаемости и старением населения, в Республике Татарстан в 2018 году удалось сохранить естественный прирост населения 0,4 на 1 000 населения (2017 г. - 1,1). Республика по-прежнему занимает первое место в ПФО по естественному приросту, рождаемости и низким показателям общей смертности, смертности от внешних причин. Естественная убыль населения регистрируется в 35 муниципальных образованиях из 45.
За последние три года ожидаемая продолжительность жизни населения республики увеличилась на 1,5 года (2015 г. - 72,8 года) и составила по итогам 2018 года 74,3 года.
Показатель рождаемости составил в 2018 году 11,9 на 1 000 населения, что на 4,0 процента ниже, чем в 2017 году (2017 г. - 12,4 на 1 000 населения, 2016 г. - 14,3 на 1 000 населения).
Показатель смертности населения за 2018 год составил 11,5 на 1 000 населения, что на 1,8 процента выше показателя 2017 года (2017 г. - 11,3 на 1 000 населения, 2016 г. - 11,6 на 1 000 населения).
В структуре смертности преобладают болезни системы кровообращения - 600,6 случая на 100 тыс. населения, что на 2,3 процента выше значения показателя 2017 года (586,9 случая на 100 тыс. населения). В общей структуре смертности доля умерших от болезней системы кровообращения составляет 52,3 процента. К 2024 году планируется снизить смертность от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения.
Второе место в структуре смертности в 2018 году занимают новообразования - 198,0 случая на 100 тыс. населения, что на 3,9 процента выше 2017 года (190,5 случая на 100 тыс. населения). В общей структуре смертности доля умерших от злокачественных новообразований составляет 17,2 процента. К 2024 году планируется снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения.
На третьем месте в структуре смертности - травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин, составившие 76,8 случая на 100 тыс. населения (на 6,3 процента ниже 2017 г. - 82,0 случая на 100 тыс. населения).
Смертность от дорожно-транспортных происшествий за 2016 - 2018 годы снизилась на 8,2 процента и составила 8,3 случая на 100 тыс. населения, что ниже аналогичного показателя Российской Федерации.
За последние годы наблюдается четкая динамика снижения показателя смертности среди лиц трудоспособного возраста. В 2018 году показатель смертности трудоспособного населения в сравнении с 2017 годом уменьшился на 1,2 процента и составил 416,4 случая на 100 тыс. населения соответствующего возраста (2017 г. - 421,3 случая на 100 тыс. населения).
В 2018 году показатель младенческой смертности составил 4,47 на 1 000 родившихся живыми, что ниже показателя 2017 года на 11,8 процента (2017 г. - 5,07 на 1 000 родившихся живыми). Умерли 208 детей первого года жизни (2017 г. - 250 человек).
За 2016 - 2018 годы в Республике Татарстан зарегистрирован рост показателя материнской смертности. По итогам 2018 года показатель составил 10,8 на 100 тысяч родившихся живыми, или 5 случаев (2017 г. - 8,3 (4 случая), 2016 г. - 7,2 (4 случая)).
Показатель первичной заболеваемости населения Республики Татарстан в 2018 году составил 775,6 случая на 1 000 населения, что незначительно отличается от показателя 2017 года (796,6 случая на 1 000 населения).
В 2018 году по сравнению с 2017 годом отмечен рост первичной заболеваемости по следующим классам заболеваний: отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (на 13,4 процента), врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (на 7,8 процента), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (на 5,2 процента), болезни нервной системы (на 2,2 процента), болезни органов дыхания (на 1,6 процента).
Система здравоохранения Республики Татарстан представлена медицинскими организациями государственной и иной формы собственности. По состоянию на 1 января 2019 года в Республике Татарстан всего 127 учреждений (в том числе 27 республиканских) государственной формы собственности, из них 71 - больничные медицинские организации, 36 - амбулаторно-поликлинические, 5 - диспансеры, имеющие стационар круглосуточного пребывания, 2 - диспансеры, оказывающие только амбулаторно-поликлиническую помощь, 13 - медицинские организации особого типа (санатории, центры медицинской профилактики и др.).
Медицинских организаций частной системы здравоохранения, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, - 2 061.
Медицинская помощь жителям Республики Татарстан оказывается в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан в 2019 году в 220 медицинских организациях различной формы собственности, в том числе 118 - медицинские организации государственной формы собственности, 94 - медицинские организации частной формы собственности, 4 - ведомственной принадлежности и 4 - федерального уровня подчинения.
Обеспеченность врачами в Республике Татарстан в расчете на медицинские организации, участвующие в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, составляет 35,0 на 10 тыс. населения, обеспеченность средним медицинским персоналом - 90,7 на 10 тыс. населения (показатель обеспеченности по медицинским организациям, подведомственным Минздраву РТ, по итогам 2018 года составляет 31,2 на 10 тыс. населения, обеспеченность средним медицинским персоналом - 87,4 на 10 тыс. населения).
Общая численность медицинских кадров в медицинских организациях, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, составляет 49 067 человек, из них 13 436 человек - врачи и 35 721 человек - средние медицинские работники.
Коечный фонд составил 19 939 круглосуточных коек (2017 г. - 20 909). Пролечено 707 218 больных (2017 г. - 677 805 больных).
Средняя длительность пребывания больного на круглосуточной койке составила 9,9 дня (2017 г. - 9,5 дня), в центральных районных больницах средняя длительность пребывания составила 8,4 дня (2017 г. - 8,4 дня).
Число посещений к врачам амбулаторно-поликлинического приема в районах и городах республики составило 26 065 576 (2017 г. - 26 673 988), без республиканских медицинских организаций - 22 777 158 (2017 г. - 23 918 965). Выполнение плана посещений составило 99,87 процента. Число посещений врача на одного жителя республики составило 6,9 (2017 г. - 7,3).
В 2018 году финансирование здравоохранения составило 57,7 млрд рублей (без учета расходов на капитальные вложения). Привлечено из федерального бюджета 2,6 млрд рублей, из них на лекарственное обеспечение - 1,7 млрд рублей, на оказание высокотехнологичной медицинской помощи - 0,53 млрд рублей.
Стоимость Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан в 2018 году составила 55,1 млрд рублей.
Повышение эффективности отрасли здравоохранения неразрывно связано с информатизацией и цифровым здравоохранением. В 2018 году было завершено подключение 184 зданий медицинских организаций к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В результате зафиксирован очередной рост числа электронных записей на прием к врачу (16 миллионов записей в 2018 г., 14,2 миллиона записей в 2017 г.). Все бригады скорой помощи оснащены планшетами, благодаря чему возможно в режиме реального времени контролировать местоположение и статус бригады, обмениваться информацией по вызову.
Реализуется принцип архивирования и долговременного хранения медицинских данных. Эффективно работает телемедицинский проект "Единый рентгенолог" - "Модель помощи ночью и в нерабочие дни не должна отличаться от модели помощи днем". В 2018 году было проведено 12,6 тысячи консультаций при жизнеугрожающих состояниях.
Активно функционируют ситуационные центры на базе двух ведущих клиник республики - ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" и ГАУЗ "ДРКБ МЗ РТ" (более 5 000 телеконсультаций ежегодно).
Дальнейшее развитие информатизации будет связано с реализацией национального проекта.
Наименование расходов | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Динамика к предыдущему году, процентов |
Расходы - всего, млрд рублей, в том числе: | 45,4 | 46,6 | 57,7 | 23,8 |
средства ОМС | 31,9 | 34 | 41,4 | 21,8 |
средства бюджета, передаваемые в бюджет ФОМС РТ на реализацию преимущественно одноканального финансирования через систему ОМС | 6,4 | 6,6 | 7,5 | 13,6 |
средства бюджета Республики Татарстан | 4,4 | 3,9 | 6,2 | 59,0 |
федеральный бюджет | 2,7 | 2,1 | 2,6 | 23,8 |