Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2019 года N 574-ПП


Об утверждении Стратегии развития здравоохранения Свердловской области до 2035 года



В соответствии с Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:


1. Утвердить Стратегию развития здравоохранения Свердловской области до 2035 года (прилагается).


2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.


3. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).



Губернатор
Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 5 сентября 2019 г. N 574-ПП



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2035 ГОДА



Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Стратегия развития здравоохранения Свердловской области до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 6 июня 2019 года N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", основным направлением "Здравоохранение" стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года, утвержденным протоколом заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 03.09.2018, направлением "Охрана здоровья населения" Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы".



Подраздел 1.1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ


Основаниями для разработки Стратегии являются:


1) Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";


2) Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";


3) Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


4) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;


5) Закон Свердловской области от 21 ноября 2012 года N 91-ОЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области";


6) Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области";


7) Перечень поручений Губернатора Свердловской области от 05.06.2017 N 13-ЕК;


8) Протокол совещания по вопросу определения единых подходов к формированию отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области от 26.06.2017 N 65.



Подраздел 1.2. РАЗРАБОТЧИКИ СТРАТЕГИИ


Разработчиками Стратегии являются Министерство здравоохранения Свердловской области, медицинские организации Свердловской области, общественные организации, средства массовой информации, частные компании, осуществляющие деятельность в сфере медицинского оборудования, фармацевтики и предоставления медицинских услуг населению, вошедшие в состав советов при Министерстве здравоохранения Свердловской области.



Подраздел 1.3. ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ (ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ-КООРДИНАТОР) И ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА КОНТРОЛЬ И РЕАЛИЗАЦИЮ СТРАТЕГИИ


Ответственным исполнителем (ответственным исполнителем-координатором) и ответственным за контроль и реализацию Стратегии является Министерство здравоохранения Свердловской области (Министр здравоохранения Свердловской области А.И. Цветков).



Раздел 2. ПРЕДПОСЫЛКИ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ



Подраздел 2.1. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ


Отрасль "здравоохранение" функционирует в условиях сформированной нормативной базы, позволяющей реализовывать Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2018 N 959-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Программа государственных гарантий), планировать развитие сети, организовывать оказание медицинской помощи на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденных приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.


Позитивные факторы и тенденции внешней и внутренней среды здравоохранения:


1) в Свердловской области выстроена оптимальная система перинатальной медицинской помощи, характеризующаяся высоким качеством оказания медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и новорожденным, низкими показателями перинатальной и младенческой смертности, постоянным развитием вспомогательных репродуктивных технологий. Эффективность функционирования системы перинатальной медицинской помощи повышается за счет применения программного обеспечения экспертного класса для перинатального мониторинга. Свердловская область входит в число субъектов Российской Федерации с низким уровнем младенческой смертности - 36 место среди 85 субъектов Российской Федерации по данным за 2018 год;


2) в Свердловской области обеспечена доступность высокотехнологичной медицинской помощи. В 2018 году лицензии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи имели 36 медицинских организаций различных форм собственности. Поступательно развиваются технологии трансплантации органов и тканей, в том числе костного мозга у детей. Еженедельно проводится 1 - 2 операции по трансплантации органов, до 100 трансплантаций костного мозга в год, в том числе до 15 у детей;


3) действует эффективная система лекарственного обеспечения граждан с применением современных информационных технологий и логистики. В 2018 году лекарственным обеспечением были охвачены более 500 тыс. граждан, имеющих льготы, более 2 млн. льготных рецептов оформляется ежегодно;


4) функционирует современная система подготовки медицинских работников со средним медицинским образованием. Ежегодно государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Свердловский областной медицинский колледж" оканчивают более 2 тыс. человек. В 2018 году выпуск средних медицинских работников был увеличен на 600 человек относительно 2017 года. Показатель трудоустройства выпускников в медицинские организации ежегодно составляет свыше 90%;


5) в Свердловской области развивается сеть центров медицинской реабилитации. Действуют 4 крупные областные больницы медицинской реабилитации и некоммерческое негосударственное научно-практическое медицинское учреждение "Клинический Институт Мозга" (далее - "Клинический Институт Мозга"), отделения реабилитации создаются в учреждениях здравоохранения Свердловской области в круглосуточных и дневных стационарах, развертываются койки по профилю "медицинская реабилитация" (норматив по данному профилю с 2018 года увеличен). Работа центров и отделений медицинской реабилитации автоматизирована: используется межведомственная информационная система по учету мероприятий, направленных на реализацию индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов и детей-инвалидов.


Реализуется эффективная система профилактики ВИЧ-инфекции и наркотических зависимостей. На наличие антител к ВИЧ-инфекции ежегодно обследуются более 1 млн. граждан, или 24,9% жителей Свердловской области. В состав государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная наркологическая больница" включен реабилитационный центр "Урал без наркотиков", основными задачами которого являются медицинская реабилитация пациентов наркологического профиля, пропаганда образа жизни без употребления психоактивных веществ, постоянная работа с группами риска и поддержка волонтерских движений.


По данным на 27 мая 2019 года, Министерству здравоохранения Свердловской области были подведомственны 139 медицинских организаций.


По данным на 1 января 2019 года в Свердловской области существует развитая сеть частных и ведомственных медицинских организаций: 69 - федеральных медицинских организаций, 1618 - частных, 107 - индивидуальных предпринимателей.


На состояние здоровья населения и систему здравоохранения Свердловской области влияют следующие негативные факторы и тенденции:


1) высокий удельный вес граждан, ведущих нездоровый образ жизни и имеющих вредные для здоровья привычки (36% взрослого населения, по итогам анкетирования во время диспансеризации в 2017 году, имеют вредные для здоровья привычки и факторы риска развития заболеваний);


2) воздействие вредных химических и физических факторов внешней среды, в том числе выбрасываемых во внешнюю среду заводами и автотранспортом, в сочетании с влиянием холодного климата. Среди 85 субъектов Российской Федерации в экологическом рейтинге, который составляется Общероссийской общественной организацией "Зеленый патруль", Свердловская область в течение последних 10 лет входит в десятку субъектов Российской Федерации с наиболее низким сводным экологическим индексом, который включает природоохранные, промышленно-экологические и социально-экологические показатели;


3) неблагоприятная экологическая обстановка и рост доли населения старше 60 лет, формирующие тенденцию роста заболеваемости населения новообразованиями. Уровень заболеваемости онкологическими заболеваниями в Свердловской области в 2017 году на 2,6% выше среднероссийского;


4) трудности в обеспечении территориальной доступности медицинских организаций для жителей небольших и отдаленных населенных пунктов, возникающие из-за большой площади Свердловской области, которая занимает 16 место по размеру среди субъектов Российской Федерации, таких как Якутия, Красноярский край, Тюменская область, Хабаровский край, в сочетании с низкой плотностью проживания населения, по уровню которой Свердловская область занимает 44 место среди 85 субъектов Российской Федерации (исключение - город Екатеринбург). Отдаленность территорий формирует предпосылки для открытия большого количества фельдшерско-акушерских пунктов для населенных пунктов с небольшим числом прикрепленного населения;


5) сохранение дефицита врачебных кадров, в первую очередь в первичном звене здравоохранения и службе скорой медицинской помощи. С учетом замены фельдшеров, выполняющих врачебные функции, и выхода на пенсию врачей пенсионного возраста Свердловской области на 1 января 2019 года необходимо более 4 тыс. врачей различных специальностей;


6) транзит жителей Средней Азии через Свердловскую область в другие субъекты Российской Федерации, обусловленный географическим расположением Свердловской области и развитой сетью транспортных узлов. Среди мигрантов-рабочих, прибывающих в Свердловскую область, высок уровень заболеваемости туберкулезом и ВИЧ-инфекцией. Общая заболеваемость ВИЧ-инфекцией в 2018 году в 25 муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), выше среднеобластного уровня, который составляет 2163,8 случая на 100 тыс. населения. Свердловская область, по данным из открытых источников информации, в 2018 году занимала второе место среди субъектов Российской Федерации по количеству учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (36 учреждений) и первое место по количеству заключенных, что способствует сохранению в Свердловской области высокой заболеваемости туберкулезом;


7) тенденция к снижению объема оказываемой медицинской помощи учреждениями здравоохранения, обусловленная сокращением численности населения в небольших муниципальных образованиях. Численность прикрепленного населения составляет от 5 до 20 тыс. человек в 17 учреждениях здравоохранения. Маломощные лечебные учреждения с численностью прикрепленного населения до 20 тыс. человек располагают ограниченным набором диагностических и лечебных технологий, в них наблюдается дефицит врачебных кадров, отсутствует возможность соблюдения стандартов оказания медицинской помощи при сложных и тяжелых заболеваниях и достижения приемлемых критериев качества лечения;


8) устаревшая производственная база здравоохранения Свердловской области (несоответствие новым требованиям СанПиН к зданиям медицинских организаций);


9) низкая экономическая заинтересованность частных медицинских организаций в проведении профилактических мероприятий, препятствующих развитию заболеваний у населения (вакцинопрофилактика, диспансерное наблюдение), и стремление частных медицинских организаций наращивать объемы оказываемых за счет государственных средств дорогостоящих медицинских технологий лечения.


В таблицах 1 - 4 представлены основные критерии и показатели, описывающие демографическую ситуацию в Свердловской области за последние 5 - 10 лет.



Таблица 1



ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 - 2018 ГОДАХ (ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА НАЧАЛО ОТЧЕТНОГО ГОДА)



     (тыс. человек)

Номер строки

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

1.

Численность постоянного населения

4308,5

4297,2

4307,6

4315,8

4320,7

4327,5

4330,0

4329,3

4325,3

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»