Решение для управления процессами
производственной безопасности


ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 августа 2019 года N 417-рп


Об утверждении концепции подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Белгородской области и Российской Федерации до 2025 года



В целях реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р:


1. Утвердить Концепцию подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Белгородской области и Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция) (приложение N 1).


2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Белгородской области и Российской Федерации до 2025 года (далее - План) (приложение N 2).


3. Органам исполнительной власти Белгородской области обеспечить реализацию Концепции и Плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Белгородской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.


4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Белгородской области руководствоваться Концепцией и Планом.


5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на Администрацию Губернатора Белгородской области (Перцев В.Н.).



Губернатор Белгородской области
Е.С.САВЧЕНКО



Приложение N 1



Утверждена
распоряжением
Правительства Белгородской области
от 6 августа 2019 г. N 417-рп



КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА



I. Общие положения


В Концепции подготовки спортивного резерва в Белгородской области для спортивных сборных команд Белгородской области и Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).


Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 302, государственной программой Белгородской области "Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года N 529-пп, Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р.



II. Состояние системы подготовки спортивного резерва


До 80-х годов XX века спортивные школы Белгородской области создавались и действовали в системе профсоюзов, ведомств и добровольных спортивных обществ, которые в полном объеме осуществляли материально-техническое обеспечение спортсменов и их участие в тренировочных сборах и спортивных соревнованиях.


В 90-х годах XX века были утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. Территориально-ведомственная организация подготовки спортивного резерва, обеспечивающая как массовость, так и высокий уровень качества подготовки, уступила место территориальной организации.


Спортивные федерации не могли в полной мере влиять на процессы подготовки спортивного резерва на региональном уровне, а полномочия органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд были закреплены законодательством Российской Федерации только в 2015 году.


Сложилась практика, при которой в подготовке спортивного резерва принимало участие множество физкультурно-спортивных организаций с различными целями и задачами, ведомственной подчиненностью и источниками финансирования, подходами к оценке эффективности их деятельности, так как эта деятельность регулировалась законодательством нескольких отраслей. Отсутствие четко обозначенной роли и места каждой физкультурно-спортивной организации привело к дублированию функций, неэффективному использованию имеющихся ресурсов, не позволяло выстроить единые, прозрачные механизмы управления системой подготовки спортивного резерва в области.


В связи с этим в Российской Федерации в целом и в Белгородской области назрела необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва, направленной на оптимизацию и систематизацию указанных организаций в части их наименований, статуса и видов деятельности. В рамках проводимой модернизации до конца 2018 года 30 организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на подготовку спортивного резерва и имеющих высококвалифицированный тренерский состав, были переведены в организации, осуществляющие спортивную подготовку, - спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.


Активная фаза формирования отрасли и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, пришлась на 2016 - 2018 годы.


Начиная с 2018 года в Белгородской области 30 спортивных организаций реализуют программы спортивной подготовки по видам спорта, что составляет 100 процентов численности физкультурно-спортивных организаций ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта. Деятельность данных организаций стала основой для реализации положений Концепции.


Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 20651 человек, из них 19663 человека являются спортсменами и 988 человек - тренерами.


Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет 2240 спортсменов на спортивно-оздоровительном этапе, 10063 спортсмена - на этапе начальной подготовки, 6771 спортсмен - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 437 спортсменов - на этапе совершенствования спортивного мастерства и 152 спортсмена - на этапе высшего спортивного мастерства.


Из представленных данных следует, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 67,2 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства - только 6,4 процента спортсменов.


В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсменов с этапа на этап, исключения случаев применения неадекватных возрасту спортсменов тренировочных и соревновательных нагрузок требуются актуализация содержания федеральных стандартов спортивной подготовки, разработка единых методических подходов к осуществлению тренировочного процесса, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма и смертности, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.


В Белгородской области разработана дорожная карта, направленная на доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым олимпийским видам спорта до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки, что позволило в 2019 году увеличить (по сравнению с предыдущим годом) объемы финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, на 32,8 млн рублей (с 207,14 млн рублей до 239,94 млн рублей) за счет средств бюджетов всех уровней и средств внебюджетных источников (в том числе на заработную плату - на 0 млн рублей, спортивную подготовку - на 32,8 млн рублей).


Также были введены отраслевые корректирующие коэффициенты, направленные на сокращение расходов на спортивную подготовку на этапе начальной подготовки в 2,7 раза, а на тренировочном этапе - в 4,4 раза. Данная мера позволяет увеличивать финансирование уже существующих групп.


Развивается система проведения спортивных мероприятий, которые являются эффективным механизмом отбора спортивно одаренных детей. При этом Белгородская область имеет недостаточное ресурсное и финансовое обеспечение, что негативно отражается на эффективности деятельности региона по подготовке спортивного резерва.


Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. В целом по Белгородской области в 2018 году число тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составило 91,8 процента штатной численности тренеров, число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование составило 5 процентов. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование, благодаря внедрению отраслевых профессиональных стандартов.


Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, формирования новой генерации тренеров, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов без форсированной подготовки.


Кроме того, необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.


Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.


Начало 2018 года стало периодом стабилизации в системе подготовки спортивного резерва, проводятся плановые мероприятия по формированию региональной системы подготовки спортивного резерва с учетом специфики региона, законодательство Белгородской области приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации, в каждом муниципальном районе и городском округе области функционируют отделы и управления по физической культуре и спорту. Таким образом, можно говорить о сформированной спортивной отрасли в Белгородской области как самостоятельной отрасли социальной сферы, имеющей сложившуюся структуру управления, нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение по разделу "Физическая культура и спорт" классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.


Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и единая система управления через ОГБУ "Центр спортивной подготовки Белгородской области" позволят обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на региональном и муниципальном уровнях.


Вместе с тем, на сегодняшний день остается нерешенной проблема межведомственного и межуровневого взаимодействия при решении задач по подготовке спортивного резерва, которая не позволяет в полной мере осуществлять своевременную передачу спортсменов из физкультурноспортивных организаций отрасли "Образование" в физкультурно-спортивные организации отрасли "Физическая культура и спорт" для прохождения программ спортивной подготовки.


Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.



III. Цели и задачи Концепции


Приоритетными целями Концепции являются:


1. Повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Белгородской области и Российской Федерации и конкурентоспособности белгородского спорта на российской спортивной арене, а российского спорта на международной спортивной арене.


2. Повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия.


3. Повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Белгородской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.


Достижение целей Концепции предусматривается путем реализации следующих задач:


1. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва.


2. Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку.


3. Совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва.


4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва.


5. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку.


6. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки.


7. Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения.


8. Совершенствование системы спортивных соревнований.