(с изменениями на 13 февраля 2023 года)
(в ред. распоряжения Правительства Белгородской области от 13.02.2023 N 108-рп)
В целях реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р:
1. Утвердить Концепцию подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Белгородской области и Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция) (приложение N 1).
2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Белгородской области и Российской Федерации до 2025 года (далее - План) (приложение N 2).
3. Исполнительным органам Белгородской области обеспечить реализацию Концепции и Плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Белгородской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
(в ред. Распоряжения Правительства Белгородской области от 13.02.2023 N 108-рп)
4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Белгородской области руководствоваться Концепцией и Планом.
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Белгородской области - министра образования Белгородской области Милехина А.В.
(п. 5 в ред. распоряжения Правительства Белгородской области от 13.02.2023 N 108-рп)
Губернатор Белгородской области
Е.С.САВЧЕНКО
Утверждена
распоряжением
Правительства Белгородской области
от 6 августа 2019 г. N 417-рп
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА
(в ред. распоряжения Правительства Белгородской области от 13.02.2023 N 108-рп)
В Концепции подготовки спортивного резерва в Белгородской области для спортивных сборных команд Белгородской области и Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).
Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 1661, государственной программой Белгородской области "Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года N 529-пп, Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р.
(в ред. Распоряжения Правительства Белгородской области от 13.02.2023 N 108-рп)
До 80-х годов XX века спортивные школы Белгородской области создавались и действовали в системе профсоюзов, ведомств и добровольных спортивных обществ, которые в полном объеме осуществляли материально-техническое обеспечение спортсменов и их участие в тренировочных сборах и спортивных соревнованиях.
В 90-х годах XX века были утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. Территориально-ведомственная организация подготовки спортивного резерва, обеспечивающая как массовость, так и высокий уровень качества подготовки, уступила место территориальной организации.
Спортивные федерации не могли в полной мере влиять на процессы подготовки спортивного резерва на региональном уровне, а полномочия органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд были закреплены законодательством Российской Федерации только в 2015 году.
Сложилась практика, при которой в подготовке спортивного резерва принимало участие множество физкультурно-спортивных организаций с различными целями и задачами, ведомственной подчиненностью и источниками финансирования, подходами к оценке эффективности их деятельности, так как эта деятельность регулировалась законодательством нескольких отраслей. Отсутствие четко обозначенной роли и места каждой физкультурно-спортивной организации привело к дублированию функций, неэффективному использованию имеющихся ресурсов, не позволяло выстроить единые, прозрачные механизмы управления системой подготовки спортивного резерва в области.
В связи с этим в Российской Федерации в целом и в Белгородской области назрела необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва, направленной на оптимизацию и систематизацию указанных организаций в части их наименований, статуса и видов деятельности. В рамках проводимой модернизации до конца 2018 года 30 организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на подготовку спортивного резерва и имеющих высококвалифицированный тренерский состав, были переведены в организации, осуществляющие спортивную подготовку, - спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.
Активная фаза формирования отрасли и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, пришлась на 2016 - 2018 годы.
Начиная с 2018 года в Белгородской области 30 спортивных организаций реализуют программы спортивной подготовки по видам спорта, что составляет 100 процентов численности физкультурно-спортивных организаций ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта. Деятельность данных организаций стала основой для реализации положений Концепции.
Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 20651 человек, из них 19663 человека являются спортсменами и 988 человек - тренерами.
Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет 2240 спортсменов на спортивно-оздоровительном этапе, 10063 спортсмена - на этапе начальной подготовки, 6771 спортсмен - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 437 спортсменов - на этапе совершенствования спортивного мастерства и 152 спортсмена - на этапе высшего спортивного мастерства.
Из представленных данных следует, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 67,2 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства - только 6,4 процента спортсменов.
В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсменов с этапа на этап, исключения случаев применения неадекватных возрасту спортсменов тренировочных и соревновательных нагрузок требуются актуализация содержания федеральных стандартов спортивной подготовки, разработка единых методических подходов к осуществлению тренировочного процесса, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма и смертности, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.
В Белгородской области разработана дорожная карта, направленная на доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым олимпийским видам спорта до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки, что позволило в 2019 году увеличить (по сравнению с предыдущим годом) объемы финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, на 32,8 млн рублей (с 207,14 млн рублей до 239,94 млн рублей) за счет средств бюджетов всех уровней и средств внебюджетных источников (в том числе на заработную плату - на 0 млн рублей, спортивную подготовку - на 32,8 млн рублей).
Также были введены отраслевые корректирующие коэффициенты, направленные на сокращение расходов на спортивную подготовку на этапе начальной подготовки в 2,7 раза, а на тренировочном этапе - в 4,4 раза. Данная мера позволяет увеличивать финансирование уже существующих групп.
Развивается система проведения спортивных мероприятий, которые являются эффективным механизмом отбора спортивно одаренных детей. При этом Белгородская область имеет недостаточное ресурсное и финансовое обеспечение, что негативно отражается на эффективности деятельности региона по подготовке спортивного резерва.
Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. В целом по Белгородской области в 2018 году число тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составило 91,8 процента штатной численности тренеров, число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование составило 5 процентов. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование, благодаря внедрению отраслевых профессиональных стандартов.
Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, формирования новой генерации тренеров, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов без форсированной подготовки.
Кроме того, необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.
Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.
Начало 2018 года стало периодом стабилизации в системе подготовки спортивного резерва, проводятся плановые мероприятия по формированию региональной системы подготовки спортивного резерва с учетом специфики региона, законодательство Белгородской области приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации, в каждом муниципальном районе и городском округе области функционируют отделы и управления по физической культуре и спорту. Таким образом, можно говорить о сформированной спортивной отрасли в Белгородской области как самостоятельной отрасли социальной сферы, имеющей сложившуюся структуру управления, нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение по разделу "Физическая культура и спорт" классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и единая система управления через ОГБУ "Центр спортивной подготовки Белгородской области" позволят обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на региональном и муниципальном уровнях.
Вместе с тем, на сегодняшний день остается нерешенной проблема межведомственного и межуровневого взаимодействия при решении задач по подготовке спортивного резерва, которая не позволяет в полной мере осуществлять своевременную передачу спортсменов из физкультурно-спортивных организаций отрасли "Образование" в физкультурно-спортивные организации отрасли "Физическая культура и спорт" для прохождения программ спортивной подготовки.
Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.
Приоритетными целями Концепции являются:
1. Повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Белгородской области и Российской Федерации и конкурентоспособности белгородского спорта на российской спортивной арене, а российского спорта на международной спортивной арене.
2. Повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия.
3. Повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Белгородской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
Достижение целей Концепции предусматривается путем реализации следующих задач:
1. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва.
2. Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.
(в ред. Распоряжения Правительства Белгородской области от 13.02.2023 N 108-рп)
3. Совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва.