Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 2019 года N 598


О внесении изменений в постановление Кабинета Министров республики Татарстан от 30.07.2013 N 531 "Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства республики Татарстан на 2014 - 2021 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 2 октября 2023 года N 1206

____________________________________________________________________

Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.07.2013 N 531 "Об утверждении Государственной программы "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014 - 2021 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2014 N 478, от 04.06.2015 N 406, от 26.09.2015 N 711, от 29.04.2016 N 262, от 10.05.2017 N 270, от 26.04.2018 N 292, от 04.09.2018 N 750) следующие изменения:


в наименовании цифры "2014 - 2021" заменить цифрами "2014 - 2024";


преамбулу изложить в следующей редакции:


"В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:";


в пункте 1 цифры "2014 - 2021" заменить цифрами "2014 - 2024";


Государственную программу "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014 - 2021 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).



И.о. Премьер-министра
Республики Татарстан
Р.К.НИГМАТУЛЛИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 30 июля 2013 г. N 531
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 19 июля 2019 г. N 598)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2024 ГОДЫ" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014 - 2024 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан

Основной разработчик Программы

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан

Цели Программы

Повышение эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов;

формирование условий для интенсификации использования лесов и качественного выполнения работ по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на территории Республики Татарстан;

обеспечение эффективного воспроизводства лесов

Задачи Программы

1. Обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития.

2. Повышение эффективности использования лесов.

3. Сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции при гарантийном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций леса.

4. Повышение доступности лесов для обеспечения их использования, охраны, защиты и воспроизводства

Сроки и этапы реализации Программы

2014 - 2024 годы.

I этап: 2014 - 2016 годы;

II этап: 2017 - 2019 годы;

III этап: 2020 - 2024 годы

Перечень подпрограмм

1. "Охрана и защита лесов на 2014 - 2024 годы".

2. "Использование лесов на 2014 - 2024 годы".

3. "Воспроизводство лесов на 2014 - 2024 годы".

4. "Строительство и содержание лесных дорог на 2014 - 2024 годы".

5. "Обеспечение реализации Государственной программы Республики Татарстан "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014 - 2024 годы"

Объемы финансирования Программы с распределением по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы составляет 9 956 732,5 тыс. рублей, в том числе:

средства бюджета Республики Татарстан - 5 154 446,9 тыс. рублей;

выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 4 733 549,5 тыс. рублей, из них в рамках федерального проекта "Сохранение лесов" - 548 052,2 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 68 736,1 тыс. рублей.

     (тыс. рублей)

Год

Средства бюджета Республики Татарстан

Средства федерального бюджета

Внебюджетные источники

2014

610 744,5

416 278,9

12 428,9

2015

633 697,5

550 586,6

13 020,5

2016

745 285,1

367 370,2

18 428,9

2017

462 873,2

345 780,4

12 428,9

2018

911 030,1

376 828,0

12 428,9

2019

302 962,9

427 382,9

-

2020

294 612,4

441 128,5

-

2021

298 310,3

452 048,5

-

2022

298 310,3

452 048,5

-

2023

298 310,3

452 048,5

-

2024

298 310,3

452 048,5

-

Всего

5 154 446,9

4 733 549,5

68 736,1

Примечание: Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы

Реализация Программы позволит достичь к 2024 году следующих результатов:

1. Сохранение лесистости территории Республики Татарстан на уровне 17,5 процента

оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

2. Сохранение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда на уровне 25,8 процента.

3. Увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 100 процентов.

4. Увеличение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда до 339,5 рубля.

5. Увеличение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины до 19,1 процента.

6. Увеличение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров до 86,3 процента.

7. Снижение доли площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, до 3,9 процента.

8. Увеличение протяженности лесных дорог (противопожарных, лесохозяйственных) до 53 километров



I. Общая характеристика состояния лесного хозяйства Республики Татарстан, проблемы и пути их решения


Настоящая Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2024 годы" и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ и перечня государственных программ Республики Татарстан".


В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан реализует от имени Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения лесами, осуществляет их охрану, защиту и воспроизводство.


Республика Татарстан относится к малолесным регионам Российской Федерации. Лесистость по республике составляет 17,5 процента, по районам она крайне неравномерна и колеблется от 2,8 до 41,3 процента. Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, на 1 января 2019 года составляет 1 272 тыс. гектаров. Средний возраст насаждений - 53 года. Леса республики имеют многоцелевое значение и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции, режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства. Запасы лесных ресурсов Республики Татарстан, исчисленные при составлении лесохозяйственных регламентов, составляют 217,1 млн куб. метров.


Запасы лесных ресурсов Республики Татарстан, исчисленные при составлении лесохозяйственных регламентов, составляли 189,8 млн куб. метров. Общий годовой объем заготовки древесины при всех видах рубок составлял 2 292 тыс. куб. метров, в том числе при рубках спелых и перестойных лесных насаждений (установленная годовая расчетная лесосека по рубкам главного пользования) - 1 404,9 тыс. куб. метров. Использование расчетной лесосеки за 2010 - 2012 годы составило 26 - 36 процентов.


В среднем по республике ежегодно с одного гектара покрытых лесом земель вырубается 0,57 куб. метра ликвидной древесины, в то время как ее средний прирост составляет 4,3 куб. метра.


В лесном хозяйстве Республики Татарстан накопились системные проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов Республики Татарстан при безусловном сохранении глобальной экологической значимости леса.


Недостаточное финансирование лесного хозяйства, охраны и защиты лесов от пожаров отрицательно сказалось не только на выполнении запланированных мероприятий по лесовосстановлению, строительству лесных дорог, охране лесов от вредителей и др., но и на технологическом уровне выполнения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, что привело к резкому истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной отрасли. Имеющегося количества технических средств недостаточно для проведения запланированных мероприятий, и они сильно изношены. Сократились исследования в области управления лесами, информатизации, мониторинга состояния лесов, сертификации лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов, подверженных естественному и антропогенному воздействию.


Эти проблемы препятствуют повышению эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества.


Настоящая Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового, научно-технического обеспечения развития лесного хозяйства, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности.


В настоящее время наиболее острыми проблемами лесного хозяйства являются:


обеспечение своевременного восстановления непокрытых лесом земель лесного фонда;


охрана, защита лесов от пожаров и вредителей;


существенное недоиспользование основного лесного ресурса и запасов спелых и перестойных лесов;


недостаточная точность оценки ресурсного потенциала лесов;


низкий технический уровень лесохозяйственного производства;


высокий износ машин и механизмов для воспроизводства лесов и ухода за лесами, основных производственных фондов в лесозаготовке и переработке леса;


дефицит кадрового состава;


низкая инновационная активность и инвестиционная привлекательность лесной отрасли и в связи с этим недостаточное использование расчетной лесосеки;


недостаточное финансирование лесного хозяйства, не позволяющее охватить полностью территорию лесов мероприятиями по локализации и ликвидации очагов распространения вредных организмов.


Решение этих проблем требует координации действий органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в Республике Татарстан, принятия мер по поддержке эффективных инвестиционных проектов, выделению лесных ресурсов, подбору промышленных площадок, содействию в формировании социально-производственной инфраструктуры, а также по другим направлениям, проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления хозяйством в лесах.


Для решения таких сложных многоуровневых проблем целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на решение наиболее проблемных вопросов.


Риски в реализации Программы связаны со следующими основными факторами:


недостаточное финансирование Программы;


нарушение научно обоснованной системы выполнения лесохозяйственных мероприятий;


влияние природных факторов (засуха, подтопления, резкое изменение уровня подземных вод и др.);


опустынивание земель, водная и ветровая эрозия;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»