Недействующий

 
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2018 года N 750


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 30.07.2013 N 531 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 2 октября 2023 года N 1206

____________________________________________________________________


Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.07.2013 N 531 "Об утверждении Государственной программы "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2014 N 478, от 04.06.2015 N 406, от 26.09.2015 N 711, от 29.04.2016 N 262, от 10.05.2017 N 270, от 26.04.2018 N 292) следующие изменения:

в наименовании постановления цифры "2014 - 2020" заменить цифрами "2014 - 2021";

в пункте 1 постановления цифры "2014 - 2020" заменить цифрами "2014 - 2021";

Государственную программу "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 30 июля 2013 года N 531
(в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 4 сентября 2018 года N 750)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2021 ГОДЫ"

Паспорт программы

Наименование программы

Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014 - 2021 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан

Основной разработчик Программы

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан

Цели Программы

Повышение эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов;

формирование условий для интенсификации использования лесов и качественного выполнения работ по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на территории Республики Татарстан;

обеспечение эффективного воспроизводства лесов

Задачи Программы

1. Обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития.

2. Повышение эффективности использования лесов.

3. Сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции при гарантийном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций леса.

4. Повышение доступности лесов для обеспечения их использования, охраны, защиты и воспроизводства

Сроки и этапы реализации Программы

2014 - 2021 годы.

I этап: 2014 - 2016 годы;

II этап: 2017 - 2018 годы;

III этап: 2019 - 2021 годы

Перечень подпрограмм

1. "Охрана и защита лесов на 2014 - 2021 годы".

2. "Использование лесов на 2014 - 2021 годы".

3. "Воспроизводство лесов на 2014 - 2021 годы".

4. "Строительство и содержание лесных дорог на 2014 - 2021 годы".

5. "Обеспечение реализации Государственной программы Республики Татарстан "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014 - 2021 годы"

Объемы финансирования Программы с распределением по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы составляет 7084674,9 тыс. рублей, в том числе:

средства бюджета Республики Татарстан - 3897484,3 тыс. рублей;

выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 3081167,8 тыс. рублей;

предполагаемые средства из внебюджетных источников - 106022,8 тыс. рублей:

(тыс. рублей)

Год

Средства бюджета Республики Татарстан

Средства федерального бюджета

Средства из внебюджетных источников

2014

610744,5

416278,9

12428,9

2015

633697,5

550586,6

13020,5

2016

745285,1

367370,2

18428,9

2017

469340,2

345780,4

12428,9

2018

612191,1

342459,1

12428,9

2019

272881,1

354993,8

12428,9

2020

276672,4

351849,4

12428,9

2021

276672,4

351849,4

12428,9

Всего

3897484,3

3081167,8

106022,8

Примечание: объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

Реализация Программы позволит достичь к 2021 году следующих результатов:

1. Сохранение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров на уровне 86,3 процента.

2. Увеличение отношения площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов до 71,5 процента.

3. Увеличение освоения расчетной лесосеки до 45,0 процента.

4. Увеличение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда до 328,1 рубля.

5. Сохранение лесистости территории Республики Татарстан на уровне 17,5 процента.

6. Сохранение отношения площади лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок и гибели лесов на уровне 98,0 процента.

7. Увеличение протяженности лесных дорог (противопожарных, лесохозяйственных) до 53 километров.

8. Сохранение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда на уровне 28,4 процента.

I. Общая характеристика состояния лесного хозяйства Республики Татарстан, проблемы и пути их решения


Настоящая Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы" и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан".

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан реализует от имени Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения лесами, осуществляет их охрану, защиту и воспроизводство.

Республика Татарстан относится к малолесным регионам Российской Федерации. Лесистость по республике составляет 17,5 процента, по районам она крайне неравномерна и колеблется от 2,8 до 41,3 процента. Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, на 1 января 2013 года составляет 1271,1 тыс. гектаров. Средний возраст насаждений - 46 лет. В республике на душу населения приходится 0,33 гектара лесов. Леса республики имеют многоцелевое значение и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции, режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.

Запасы лесных ресурсов Республики Татарстан, исчисленные при составлении лесохозяйственных регламентов, составляют 189,8 млн куб. метров. Общий годовой объем заготовки древесины при всех видах рубок составляет 2292 тыс. куб. метров, в том числе при рубках спелых и перестойных лесных насаждений (установленная годовая расчетная лесосека по рубкам главного пользования) - 1404,9 тыс. куб. метров. Использование расчетной лесосеки за 2010 - 2012 годы составило 26 - 36 процентов.

В среднем по республике ежегодно с одного гектара покрытых лесом земель вырубается 0,57 куб. метра ликвидной древесины, в то время как ее средний прирост составляет 4,3 куб. метра.

В лесном хозяйстве Республики Татарстан накопились системные проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов Республики Татарстан при безусловном сохранении глобальной экологической значимости леса.

Недостаточное финансирование лесного хозяйства, охраны и защиты лесов от пожаров отрицательно сказалось не только на выполнении запланированных мероприятий по лесовосстановлению, строительству лесных дорог, охране лесов от вредителей и др., но и на технологическом уровне выполнения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, что привело к резкому истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной отрасли. Имеющегося количества технических средств недостаточно для проведения запланированных мероприятий, и они сильно изношены. Сократились исследования в области управления лесами, информатизации, мониторинга состояния лесов, сертификации лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов, подверженных естественному и антропогенному воздействию.

Эти проблемы препятствуют повышению эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества.

Настоящая Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового, научно-технического обеспечения развития лесного хозяйства, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности.

В настоящее время наиболее острыми проблемами лесного хозяйства являются:

обеспечение своевременного восстановления непокрытых лесом земель лесного фонда;

охрана, защита лесов от пожаров и вредителей;

существенное недоиспользование основного лесного ресурса и запасов спелых и перестойных лесов;

недостаточная точность оценки ресурсного потенциала лесов;

низкий технический уровень лесохозяйственного производства;

высокий износ машин и механизмов для воспроизводства лесов и ухода за лесами, основных производственных фондов в лесозаготовке и переработке леса;

дефицит кадрового состава;

низкая инновационная активность и инвестиционная привлекательность лесной отрасли и в связи с этим недостаточное использование расчетной лесосеки;

недостаточное финансирование лесного хозяйства, не позволяющее охватить полностью территорию лесов мероприятиями по локализации и ликвидации очагов распространения вредных организмов.

Решение этих проблем требует координации действий органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в Республике Татарстан, принятия мер по поддержке эффективных инвестиционных проектов, выделению лесных ресурсов, подбору промышленных площадок, содействию в формировании социально-производственной инфраструктуры, а также по другим направлениям, проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления хозяйством в лесах.

Для решения таких сложных многоуровневых проблем целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на решение наиболее проблемных вопросов.

Риски в реализации Программы связаны со следующими основными факторами:

недостаточное финансирование Программы;

нарушение научно обоснованной системы выполнения лесохозяйственных мероприятий;

влияние природных факторов (засуха, подтопления, резкое изменение уровня подземных вод и др.);

опустынивание земель, водная и ветровая эрозия;

ухудшение экологической обстановки.

Одним из важных рисков является потеря насаждений в результате лесных пожаров, заболеваний, засухи, уничтожения их насекомыми и фитопатогенами.

Среди основных факторов, обусловивших появление системных проблем в развитии лесного комплекса, следует выделить:

негативное влияние нефтехимического и промышленного производства, а также антропогенных факторов (высокие рекреационные нагрузки, лесные пожары, очаги вредителей и болезней) на лесной фонд;

нарушение биологического разнообразия лесов. В результате интенсивного освоения лесов изменяется их ресурсный и экологический потенциал, видовое разнообразие;

недостаток мощностей по глубокой переработке древесины, способных переработать в конкурентоспособную продукцию низкокачественную, мягколиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки;

использование устаревших технологий, машин и оборудования с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. В лесозаготовительном и лесопильном производстве используются физически и морально устаревшая техника и технологии, энергоемкое и низкопроизводительное оборудование;

снижение престижности специальностей по лесному хозяйству из-за невысокого уровня заработной платы и низкого уровня социальных гарантий;

неудовлетворительное научное обеспечение лесного хозяйства;

представленность эксплуатационных запасов в основном мягколиственной древесиной, низкотоварными древостоями;

недостаточная эффективность системы управления лесным хозяйством и осуществления государственного лесного контроля;

низкий уровень технической оснащенности лесохозяйственных работ;

слаборазвитая сеть лесных дорог.

Разрушена действовавшая ранее система опытных и специализированных предприятий лесного хозяйства, в которых осуществлялись внедрение и опытно-производственная проверка научных рекомендаций.

Учитывая, что Лесной план субъектов Российской Федерации разрабатывался в соответствии с требованиями, утвержденными Министерством природных ресурсов Российской Федерации, некоторые вопросы стратегии управления лесным комплексом Республики Татарстан не нашли в нем отражения, в том числе:

не указан и не определен план действий по достижению планируемых целевых показателей;

не в полной мере определены организационно-правовые механизмы реализации мероприятий Лесного плана субъектов Российской Федерации;

не определены конкретные цели и задачи создания научно-образовательного центра "Лесной кластер Республики Татарстан";

не ведется достоверный учет ввозимой и вывозимой продукции лесного комплекса Республики Татарстан.

Основными приоритетными направлениями развития лесного комплекса Республики Татарстан являются:

развитие нормативной базы в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области лесных отношений;

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»