В целях получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:
1. Внести в региональную адресную программу Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах", утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2019 года N 270-пп, изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Первый заместитель Губернатора Иркутской области -
Председатель Правительства Иркутской области
Р.Н.БОЛОТОВ
"Утверждена
постановлением Правительства
Иркутской области
от 1 апреля 2019 г. N 270-пп
РЕГИОНАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, ПРИЗНАННОГО ТАКОВЫМ ДО 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА, В 2019 - 2025 ГОДАХ"
Иркутск, 2019
Наименование характеристик Программы | Содержание характеристик Программы |
Наименование Программы | Региональная адресная программа Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах" (далее - Программа) |
Уполномоченный орган исполнительной власти Иркутской области, ответственный за реализацию Программы | Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (далее - Министерство) |
Главный распорядитель бюджетных средств Программы | Министерство |
Цель Программы | Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Иркутской области |
Задача Программы | Создание постоянно действующих механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации |
Участники Программы | Муниципальные образования Иркутской области, на территории которых расположены дома, подлежащие сносу или реконструкции, включенные в Перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, представленный в приложении 1 к Программе |
Этапы и сроки реализации Программы | Срок реализации Программы: 2019 год - 1 сентября 2025 года. Программа реализуется в 6 этапов: первый этап - 2019 - 2020 годы; второй этап - 2020 - 2021 годы; третий этап - 2021 - 2022 годы; четвертый этап - 2022 - 2023 годы; пятый этап - 2023 - 2024 годы; шестой этап - 2024 год - 1 сентября 2025 года |
Объемы и источники финансирования Программы (с расшифровкой по годам) | Общий объем финансирования Программы составляет 14 114 994 628,93 руб., в том числе: этап 2019 - 2020 годов - 1 021 609 436,92 руб.; этап 2020 - 2021 годов - 1 145 241 093,32 руб.; этап 2021 - 2022 годов - 1 131 104 384,41 руб.; этап 2022 - 2023 годов <*> - 3 510 555 551,88 руб.; этап 2023 - 2024 годов <*> - 3 651 041 205 руб.; этап 2024 год - 1 сентября 2025 года <*> - 3 665 442 957,4 руб. Объем средств областного бюджета, необходимый для реализации Программы, составляет 782 737 300 руб., в том числе: этап 2019 - 2020 годов - 138 499 500 руб.; этап 2020 - 2021 годов - 138 500 000 руб.; этап 2021 - 2022 годов - 44 482 800 руб.; этап 2022 - 2023 годов <*> - 148 800 400 руб.; этап 2023 - 2024 годов <*> - 153 361 000 руб.; этап 2024 год - 1 сентября 2025 года <*> - 162 093 600 руб. Общий объем средств местных бюджетов, необходимый для реализации Программы, составляет 201 623 085,93 руб., в том числе: этап 2019 - 2020 годов - 50 649 236,92 руб.; этап 2020 - 2021 годов - 56 701 193,32 руб.; этап 2021 - 2022 годов - 19 002 484,41 руб.; этап 2022 - 2023 годов <*> - 28 323 155,88 руб.; этап 2023 - 2024 годов <*> - 27 730 643 руб.; этап 2024 год - 1 сентября 2025 года <*> - 19 216 372,4 руб. В установленном законодательством порядке предполагается предоставление финансовой поддержки Государственной корпорации - "Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд ЖКХ) в сумме 13 130 634 243 руб., в том числе: этап 2019 - 2020 годов - 832 460 700 руб.; этап 2020 - 2021 годов - 950 039 900 руб.; этап 2021 - 2022 годов - 1 067 619 100 руб.; этап 2022 - 2023 годов <*> - 3 336 431 996 руб.; этап 2023 - 2024 годов <*> - 3 469 949 562 руб.; этап 2024 год - 1 сентября 2025 года <*> - 3 474 132 985 руб. -------------------------------- <*> Объемы финансирования указаны по прогнозным данным |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Планируется: переселение 20 064 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде, в том числе: по этапу 2019 - 2020 годов - 1 523 человека; по этапу 2020 - 2021 годов - 1 711 человек; по этапу 2021 - 2022 годов - 3 577 человек; по этапу 2022 - 2023 годов <*> - 4 258 человек; по этапу 2023 - 2024 годов <*> - 4 242 человека; по этапу 2024 год - 1 сентября 2025 года <*> - 4 753 человека; расселение аварийного жилищного фонда общей площадью 353 965,39 кв. м, в том числе: по этапу 2019 - 2020 годов - 25 425,58 кв. м; по этапу 2020 - 2021 годов - 27 628,11 кв. м; по этапу 2021 - 2022 годов - 56 214,17 кв. м; по этапу 2022 - 2023 годов <*> - 78 240,27 кв. м; по этапу 2023 - 2024 годов <*> - 80 091,60 кв. м; по этапу 2024 год - 1 сентября 2025 года <*> - 86 365,66 кв. м -------------------------------- <*> Показатели указаны по прогнозным данным |
Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере Иркутской области. В настоящее время дефицит жилых помещений в Иркутской области усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания в нем нормативным требованиям.
Проблема аварийного жилищного фонда - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Такой жилищный фонд негативно влияет и на здоровье граждан, и на демографическую ситуацию. Проживание в нем понижает социальный статус гражданина, не дает возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения. Проживание в аварийном жилищном фонде практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и сужает возможности их использования.
Объем аварийного жилищного фонда, который необходимо расселить на территории Иркутской области в соответствии с Перечнем многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, подлежащих сносу или реконструкции, представленным в приложении 1 к Программе (далее - аварийный жилищный фонд), составляет 388,2 тыс. кв. м, в том числе:
353 965,39 кв. м по Программе;
34 207 кв. м по иным программам Иркутской области, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ).
Масштабы проблемы велики, поскольку в период переходной экономики произошел спад как в строительстве новых жилых помещений, так и в поддержании в пригодном для проживания состоянии существующего жилищного фонда.
Наличие аварийного жилищного фонда повышает социальную напряженность в обществе, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, сдерживает развитие инфраструктуры, создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан.
Однако решение жилищной проблемы граждан не заканчивается только переселением из аварийного жилого дома в другое жилое помещение. Важно заменить существующий аварийный жилищный фонд новым, соответствующим стандартам качества жилищного фонда.
На государственном уровне продолжается реализация мер по стимулированию развития рынка жилищного строительства. К указанным мерам относится реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств Фонда ЖКХ.
Аварийный жилищный фонд расселяется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) Программа утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ и с учетом Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 65/пр (далее - Методические рекомендации).
Разработка приложений к Программе осуществляется в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" (далее - Система).
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 536/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными", постановлением Правительства Иркутской области от 30 мая 2016 года N 325-пп "О реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, на территории Иркутской области" Министерство определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на ведение реестра многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, на территории Иркутской области (далее - Реестр аварийных домов).
Муниципальные образования Иркутской области обеспечивают достоверность сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения проверки многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными (далее - аварийные дома), включенных в Реестр аварийных домов.
Министерство обеспечивает достоверность сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных домов, сведения о которых представлены, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома или жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, и включенного в Реестр аварийных домов.
Муниципальные заказчики при подготовке документации на проведение закупок в целях реализации Программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию, используют Рекомендуемые требования к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, являющиеся приложением N 2 к Методическим рекомендациям.
В случае заключения муниципальным образованием Иркутской области муниципального контракта на приобретение (договора купли-продажи) жилого помещения на "вторичном" рынке уровень износа такого жилого помещения не должен превышать 40%. Уровень определяется по результатам обследования приобретаемого жилого помещения и на основании заключения, выданного органами по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства в срок не позднее 6 месяцев до даты приобретения жилого помещения. В случае заключения муниципального контракта на приобретение (договора купли-продажи) жилого помещения, бывшего в эксплуатации менее 5 лет, определение уровня износа приобретаемого жилого помещения не требуется.
В Программу включаются муниципальные образования Иркутской области, сведения об аварийных домах которых включены в Реестр аварийных домов.
Муниципальные образования Иркутской области участвуют в Программе в следующей очередности:
1. Муниципальные образования Иркутской области, доля аварийного жилищного фонда которых в общем объеме аварийного жилищного фонда Иркутской области составляет более 35 процентов.
2. Наличие в муниципальном образовании Иркутской области построенных домов, в которых имеется возможность приобретения жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
3. Отсутствие факта нарушения муниципальным образованием Иркутской области обязательств по соглашениям, заключенным в годы, предшествующие году предоставления субсидий местным бюджетам на выполнение мероприятий Программы.
4. Отсутствие факта неисполнения муниципальным образованием Иркутской области обязательств по возврату из местного бюджета средств, полученных в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в областной бюджет и (или) Фонд ЖКХ.
5. Наличие выполненных условий, предусмотренных статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ.
6. Наличие предварительных соглашений о выбранном способе переселения, заключенных муниципальным образованием Иркутской области с собственниками жилых помещений, и (или) наличие письменных согласий на переселение граждан, проживающих по договорам социального найма в жилых помещениях аварийных домов, включенных в Реестр аварийных домов.
При определении очередности включения муниципальных образований Иркутской области в Программу также учитываются факторы степени готовности в муниципальных образованиях Иркутской области земельных участков под строительство домов.
Проверка соответствия муниципальных образований Иркутской области критериям очередности, установленным пунктами 1 - 6 настоящего раздела, осуществляется Министерством самостоятельно.
Цель Программы - обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда Иркутской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить задачу по созданию постоянно действующих механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.
Целевыми показателями оценки хода реализации Программы являются:
1. Количество кв. м расселенного аварийного жилищного фонда - 353 965,39.