Недействующий
Внимание! Документ недействующий. См. ярлык "Оперативная информация"
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 января 2019 года N 65/пр

Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года

(с изменениями на 18 февраля 2020 года)

В целях координации деятельности и методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в рамках реализации полномочий, предусмотренных подпунктом 5.4.38 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038,

приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.

Министр

В.В.Якушев

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

от 31 января 2019 года N 65/пр
(В редакции, введенной в действие
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 18 февраля 2020 года N 74/пр
. -
См. предыдущую редакцию)

Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - программа переселения) в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон).

1.2. В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона программа переселения утверждается на период с 1 января 2019 года до 1 сентября 2025 года. Состав информации, подлежащей включению в программу переселения, определен частью 2 статьи 16 Федерального закона и не является исчерпывающим.

1.3. Подготовку программы переселения рекомендуется осуществлять исходя из следующих целей и задач:

1.3.1. непрерывного планирования, заблаговременного проведения мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда;

1.3.2. эффективности использования бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, действующей в соответствии с Федеральным законом (далее - Фонд), выбора наиболее экономически эффективных способов реализации программы с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан;

1.3.3. обеспечения выполнения мероприятий программы переселения в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.     



2. Содержание программы переселения

2.1 В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона программа переселения должна включать:

2.1.1. перечень многоквартирных домов, которые признаны до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные многоквартирные дома).

Перечень аварийных многоквартирных домов рекомендуется формировать на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов (далее - сведения об аварийном жилищном фонде), представляемых органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона.

Уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации  рекомендуется обеспечить проверку достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

2.1.2. срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень аварийных многоквартирных домов.

Согласно Федеральному закону в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно пункту 9.10 части 1 статьи 14 Федерального закона финансовая поддержка за счет средств Фонда предоставляется при условии обязательства обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2025 года.

2.1.3. объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия программы переселения, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой программы переселения на этапы, начало реализации которых приходится на указанные годы.

Программа переселения должна быть разбита на этапы, исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, на расселение которых планируется предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств Фонда.

Размер этапа текущего года программы переселения рекомендуется определять в размере не менее чем частное от деления суммы средств Фонда, направляемых в текущем году на увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, рассчитанных с учетом доли софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 года N 2648-р, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал текущего календарного года для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета (далее - нормативная стоимость квадратного метра). В случае увеличения рассчитанных для субъекта Российской Федерации лимитов средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, увеличение данных лимитов рекомендуется не учитывать для целей определения минимального размера этапа программы переселения.

Размер каждого из этапов программы переселения, находящихся за пределами трехлетнего периода бюджетного планирования, рекомендуется определять расчетным способом, путем деления остатка аварийного жилищного фонда на количество указанных этапов программы переселения.

Объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств этапов программы переселения, находящихся за пределами трехлетнего периода бюджетного планирования, рекомендуется определять исходя из потребности в финансировании, рассчитанной путем произведения размера этапа программы переселения на нормативную стоимость квадратного метра, с учетом объемов финансового обеспечения, предусмотренного федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3.

2.1.4. обоснование потребности в объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств.

Обоснование объема средств на реализацию программы переселения рекомендуется осуществлять в зависимости от выбранных способов реализации программы переселения, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемого размера возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по тому или иному способу реализации программы переселения может дифференцироваться в зависимости от муниципального образования субъекта Российской Федерации.

2.1.5. планируемые показатели выполнения программы переселения.

В планируемых показателях программы переселения рекомендуется отражать общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено программой переселения в целом и каждым ее этапом в отдельности.

В соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.

3. Порядок формирования программы переселения

     

3.1. Исходя из сформированного перечня аварийных многоквартирных домов органу местного самоуправления рекомендуется оценить степень готовности муниципального образования к реализации программы переселения (оценить состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства жилых помещений, приобретении жилых помещений у застройщика, в том числе в целях последующего предоставления гражданам по договорам найма жилых помещений социального использования, по договорам найма жилых помещений маневренного фонда, либо приобретения на вторичном рынке жилья; оценить степень готовности земельных участков для строительства жилья, наличие свободного муниципального жилищного фонда, возможность формирования территорий под развитие).

3.2. Органу местного самоуправления рекомендуется провести предварительную работу по выявлению собственников жилых помещений, проживающих в аварийных многоквартирных домах, имеющих иное пригодное для проживания жилое помещение, находящееся в собственности или занимаемое на условиях социального найма.

3.3. Органу местного самоуправления рекомендуется провести разъяснительную работу с собственниками жилых помещений, проживающими в аварийных многоквартирных домах, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений, размере возмещения за изымаемые жилые помещения, размере субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.

3.4. В случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, гражданам рекомендуется разъяснить возникновение доплаты разницы в стоимости жилых помещений, порядок расчета такой доплаты, разъяснить порядок предоставления жилого помещения на условиях осуществления гражданами доплаты за предоставляемые жилые помещения.

3.5. В случае, если собственник жилого помещения не имеет иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в его собственности или занимаемого им на условиях социального найма, и размер возмещения за изымаемое жилое помещение не превышает разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, рекомендуется разъяснить собственнику жилого помещения его право на получение субсидии в размере такой разницы на приобретение (строительство) жилого помещения, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилого помещения.

3.6. Органу местного самоуправления рекомендуется разъяснить собственникам изымаемых жилых помещений, что в случае наличия у них в собственности нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление им в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности граждан и включенных в программу переселения, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения.

3.7. Органу местного самоуправления также рекомендуется провести предварительную работу по определению территорий, которые имеют потенциал для развития, в целях планирования заключения договоров о развитии застроенных территорий и (или) договоров о комплексном развитии территорий в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также оценить возможность предоставления лицам, заключившим с органом местного самоуправления вышеуказанные договоры, субсидий на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению, а также передаче в государственную или муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории, в отношении которой принято решение о развитии, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и расположенных на территории, в отношении которой принято решение о развитии.

Органу местного самоуправления рекомендуется разъяснить собственникам изымаемых жилых помещений, что субсидия при этом предоставляется по мере исполнения указанными лицами данных обязательств и не может превышать 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

3.8. На основании информации, полученной в результате проведенной работы с гражданами, оценки рынка жилья, стоимости одного квадратного метра приобретения и строительства жилых помещений, наличия договоров развития застроенных территорий и свободного муниципального жилищного фонда, органу местного самоуправления рекомендуется провести сравнительный анализ и оценку экономической эффективности каждого из способов переселения не менее чем на ближайшие три года реализации программы переселения и направить предложения в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Рекомендуемая форма предложения муниципального образования о выбранных способах реализации программы переселения представлена в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

3.9. Уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется осуществлять формирование программы переселения с учетом предложений муниципальных образований о выбранных способах реализации программы переселения.

3.10. Информацию о подготовке и реализации программы переселения рекомендуется доводить до граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, с использованием всех доступных средств массовой информации, включая:

а) официальные сайты исполнительных и представительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");

б) официальные печатные издания субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) печатные издания, имеющие широкое распространение на территории субъекта Российской Федерации, территориях муниципальных образований;

г) сайты в сети "Интернет" и печатные издания ассоциаций товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, ассоциаций и (или) саморегулируемых организаций управляющих организаций;

д) телевидение, радио и иные электронные средства массовой информации.

3.11. В случаях отсутствия у муниципального образования официального сайта в сети "Интернет" или средств для финансирования опубликования информации о подготовке и реализации программы переселения в печатных изданиях, на телевидении и радио, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется по запросам органов местного самоуправления размещать такую информацию без взимания платы на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" и в официальном печатном издании субъекта Российской Федерации и оказывать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации финансовую помощь для подготовки передач и оплаты эфирного времени на каналах организаций теле- и радиовещания, а также для изготовления перетяжек, плакатов, листовок и буклетов информационно-разъяснительного содержания. Органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется организовать на постоянной основе работу справочной службы для разъяснения гражданам целей, условий, критериев и этапов программы переселения, выяснения любых связанных с ее реализацией и возникающих у граждан вопросов по телефону и (или) с использованием почтовых и электронных отправлений.

4. Структура программы переселения

     

4.1. В программу переселения рекомендуется включать информацию, предусмотренную частью 2 статьи 16 Федерального закона, а также другую необходимую информацию, выделив следующие разделы:

4.1.1. паспорт программы переселения.

В паспорте программы переселения рекомендуется отражать:

- наименование программы переселения;

- наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию программы переселения;