ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 мая 2019 года N 270-р
г. Улан-Удэ


[Об утверждении Плана социального развития центров экономического роста Республики Бурятия]

(с изменениями на 15 июля 2024 года)
(в ред. Распоряжений Правительства Республики Бурятия от 06.06.2019 N 327-р, от 12.07.2019 N 418-р, от 05.09.2019 N 545-р, от 20.11.2019 N 690-р, от 13.12.2019 N 746-р, от 22.01.2020 N 32-р, от 24.03.2020 N 143-р, от 07.05.2020 N 231-р, от 23.06.2020 N 339-р, от 17.08.2020 N 472-р, от 29.10.2020 N 646-р, от 16.12.2020 N 790-р, от 21.07.2021 N 383-р, от 24.11.2021 N 689-р, от 17.12.2021 N 754-р, от 22.12.2021 N 776-р, от 21.03.2022 N 140-р, от 06.09.2022 N 709-р, от 18.10.2022 N 851-р, от 26.12.2022 N 1127-р, от 20.01.2023 N 27-р, от 20.04.2023 N 243-р, от 05.07.2023 N 533-р, от 04.08.2023 N 638-р, от 05.09.2023 N 753-р, от 18.09.2023 N 792-р, от 15.12.2023 N 1129-р, от 21.02.2024 N 135-р, от 07.05.2024 N 350-р, от 05.06.2024 N 458-р, от 15.07.2024 N 589-р)




В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2018 N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации", приложением к государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 308 "Правила предоставления и распределения субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа":


(преамбула в ред. Распоряжения Правительства Республики Бурятия от 21.02.2024 N 135-р)


1. Утвердить План социального развития центров экономического роста Республики Бурятия согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Бурятия
И.ЗУРАЕВ



Утвержден
Распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 22.05.2019 N 270-р



ПЛАН СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

(в ред. Распоряжений Правительства Республики Бурятия от 06.06.2019 N 327-р, от 12.07.2019 N 418-р, от 05.09.2019 N 545-р, от 20.11.2019 N 690-р, от 13.12.2019 N 746-р, от 22.01.2020 N 32-р, от 24.03.2020 N 143-р, от 07.05.2020 N 231-р, от 23.06.2020 N 339-р, от 17.08.2020 N 472-р, от 29.10.2020 N 646-р, 16.12.2020 N 790-р, от 21.07.2021 N 383-р, от 24.11.2021 N 689-р, от 17.12.2021 N 754-р, от 22.12.2021 N 776-р, от 21.03.2022 N 140-р, от 06.09.2022 N 709-р, от 18.10.2022 N 851-р, от 26.12.2022 N 1127-р, от 20.01.2023 N 27-р, от 20.04.2023 N 243-р, от 05.07.2023 N 533-р, от 04.08.2023 N 638-р, от 05.09.2023 N 753-р, от 18.09.2023 N 792-р, от 15.12.2023 N 1129-р, от 21.02.2024 N 135-р, от 07.05.2024 N 350-р, от 05.06.2024 N 458-р, от 15.07.2024 N 589-р)



План социального развития центров экономического роста Республики Бурятия (далее - План, центры роста) разработан Правительством Республики Бурятия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации", приложением к государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 308 "Правила предоставления и распределения субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа", приказом Минвостокразвития России от 21 октября 2022 г. N 130 "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации).


(в ред. Распоряжения Правительства Республики Бурятия от 21.02.2024 N 135-р)


Настоящий План подготовлен с учетом Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", а также Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р.


Основными целями Плана являются:


1. Создание объектов социальной инфраструктуры для обеспечения реализации новых инвестиционных проектов.


2. Повышение качества и уровня жизни населения республики путем обеспечения доступности услуг учреждений социальной сферы.


3. Развитие человеческого капитала, увеличение численности трудовых ресурсов Республики Бурятия.


Источниками финансирования настоящего Плана являются средства федерального бюджета, средства консолидированного бюджета республики, а также внебюджетные средства.



1. Основные проблемы и направления социально-экономического развития Республики Бурятия


Пространство Республики Бурятия характеризуется сочетанием территории с низкой плотностью населения и дорожной сети, малыми городами, нуждающимися в дополнительной инфраструктуре, и крупным агломерационным центром в г. Улан-Удэ.


В среднем плотность населения Республики Бурятия составляет 2,8 чел. на кв. км, плотность сельского населения - 1,15 чел. на кв. км. Преобладающая доля населения проживает в городах ввиду усиливающегося процесса урбанизации. Около 40,0% населения проживает в сельской местности, что обуславливает высокие транспортные расходы и издержки инфраструктуры (связь, телевидение, образование, здравоохранение и т.д.).


Основными проблемами социально-экономического развития Республики Бурятия являются:


- удаленность и низкая инфраструктурная обустроенность отдельных территорий;


- "вымывание" населения из сельских районов, нарастающий процесс урбанизации. На протяжении ряда лет нарастает депопуляция периферийных территорий из-за миграции населения в административный центр г. Улан-Удэ, увеличение трудовой и социальной нагрузки на г. Улан-Удэ;


- недостаточное развитие объектов социальной инфраструктуры, их моральный и физический износ, высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры;


- сокращение численности трудоспособного населения республики. Тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте наблюдалась с 2007 года (в среднем на 7,1 тыс. чел. в год). За период 2016 - 2017 гг. численность трудоспособного населения сократилась на 14,8 тыс. чел., или на 2,6%, и на конец 2017 года составила 544,8 тыс. чел.;


- миграция квалифицированных кадров в другие регионы России и страны. В 2017 году в миграционном оттоке доля трудоспособного населения составила 50,9%;


- недостаточное соответствие структуры выпуска организаций высшего и среднего профессионального образования потребностям экономического развития.


Кроме того, по итогам 2017 года в республике наблюдается отставание от среднероссийских значений по ряду показателей, характеризующих уровень жизни населения, в том числе:


- ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет): республика - 70,69, Российская Федерация - 72,70;


- смертность населения трудоспособного возраста (случаев на 100 тыс. населения): республика - 528,4, Российская Федерация - 473,4;


- удельный вес численности обучающихся в третью смену (процентов от общей численности обучающихся): республика - 1,7, Российская Федерация - 0;


- удельный вес численности обучающихся в 1 смену, % от общей численности обучающихся: республика - 77,1, Российская Федерация - 87,2;


- уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, %: республика - 48,8; Российская Федерация - 51;


- доля зданий учреждений культурно-досугового типа, находящихся в неудовлетворительном состоянии, % в общем числе учреждений культурно-досугового типа: республика - 37,8, Российская Федерация - 20,3.


В целях улучшения качества жизни населения и достижения показателей социально-экономического развития до среднероссийского уровня определены центры экономического роста Республики Бурятия.



2. Центры экономического роста Республики Бурятия


На основе анализа ключевых проблем и направлений социально-экономического развития республики, отраженных в разделе 1 Плана, а также в соответствии с пунктом 7.2 Методических рекомендаций выделены следующие центры экономического роста Республики Бурятия:


1. Улан-Удэнская агломерация.


2. Приграничный центр развития.


3. Восточный центр развития.


4. Южный центр развития.


5. Байкальский центр развития.


6. Северный центр развития.


Приоритетные инвестиционные проекты, реализуемые либо планируемые к реализации в центрах экономического роста, отражены в приложении N 3 к настоящему Плану.



Улан-Удэнская агломерация


Улан-Удэнская агломерация включает в себя столицу Улан-Удэ и прилегающие муниципальные районы (Заиграевский, Прибайкальский, Тарбагатайский, Иволгинский районы), объединенные в динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Площадь территории составляет 28,5 тыс. кв. км. Население составляет 588,3 тыс. чел.


Город Улан-Удэ расположен в узловой точке территориальных и экономических интересов Сибири, Дальнего Востока и Северо-Восточной Азии. Город пересекает Транссибирская магистраль - крупная транспортная артерия, открывающая доступ из европейской части континента через Монголию к интенсивно развивающемуся Китаю. Международный аэропорт "Байкал" г. Улан-Удэ имеет статус открытого по пятой степени свободы воздуха наряду с аэропортами в городах Сочи, Владивосток и Калининград.


Город Улан-Удэ располагает значительным туристским потенциалом, динамично развиваются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, деловой и конгрессный, рыболовно-охотничий, паломнический виды туризма.


Для Улан-Удэнской агломерации характерен большой приток населения с других муниципальных образований республики, что вызывает большую нагрузку на инженерную и социальную инфраструктуру.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»