РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 августа 2019 N 1931-р
Об утверждении Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии, а также мониторинг и контроль реализации положений, предусмотренных Стратегией.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов руководствоваться положениями, предусмотренными Стратегией.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года
Обеспечение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности современным и высокотехнологичным отечественным оборудованием является необходимым условием роста конкурентоспособности выпускаемой продукции, сохранения продовольственной безопасности страны и развития экспортного потенциала. Модернизация основных фондов и повышение эффективности технологического процесса предприятий пищевой промышленности позволяют увеличить глубину переработки сырья и добавленную стоимость выпускаемой продукции.
Устойчивое развитие отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, с одной стороны, обеспечивает возможность производства продуктов питания и переработки сельскохозяйственной продукции с меньшими издержками и более широким кругом отечественных компаний (особенно в части малого бизнеса), с другой стороны, формирует стабильный спрос на научно-исследовательские и конструкторские разработки, поддерживая и стимулируя рост уровня технологического развития экономики Российской Федерации.
Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) учитывает основные направления государственной политики и прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, определяет приоритеты, цель, задачи и показатели развития отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, способы их эффективного достижения, включая меры государственной поддержки, направленные на достижение цели и задач по развитию отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Стратегия разработана с учетом предъявляемых к документам стратегического планирования требований, установленных Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации".
Стратегия разработана с учетом положений:
Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегического прогноза Российской Федерации;
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";
Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 559-р;
Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года;
Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Положения Стратегии в части, касающейся международной кооперации и экспорта, соответствуют целям, целевым и дополнительным показателям, задачам и результатам, предусмотренным национальным проектом "Международная кооперация и экспорт".
При разработке Стратегии были использованы данные и материалы федеральных органов исполнительной власти, отраслевых союзов и ассоциаций, профильных научно-исследовательских институтов, отраслевых экспертов и организаций, материалы Всемирного банка, Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, база данных Организации Объединенных Наций по статистике торговли товарами, данные и аналитические отчеты экспертов международных информационных агентств, информация о реализации государственных программ и целевые показатели стратегий смежных отраслей промышленности.
Стратегия разработана в отношении производства оборудования, используемого в пищевой промышленности и при переработке сельскохозяйственной продукции. Для проведения анализа положения в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в Стратегии выбраны наиболее важные виды оборудования, необходимые для выполнения целевых значений, которые обозначены в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".
В область рассмотрения в Стратегии входят следующие виды оборудования:
оборудование для мукомольно-крупяной промышленности, в том числе оборудование для элеваторов;
оборудование для хлебопекарной промышленности;
оборудование для макаронной промышленности;
оборудование для кондитерской промышленности;
оборудование для молочной промышленности;
оборудование для мясной промышленности, в том числе птицеперерабатывающей промышленности;
оборудование для плодоовощной промышленности;
оборудование для консервной промышленности;
оборудование для рыбоперерабатывающей промышленности;
оборудование для масложировой промышленности;
оборудование для сахарной промышленности;
оборудование для крахмалопаточной промышленности;
оборудование для производства продуктов детского питания (и его компонентов) и диетических продуктов, лечебного и функционального питания (и их компонентов);
оборудование для пивобезалкогольной промышленности;
оборудование для винодельческой промышленности;
оборудование для спиртовой и ликеро-водочной промышленности;
оборудование для дрожжевой промышленности;
оборудование для производства чая, кофе, натуральных ароматизаторов и красителей;
оборудование для соляной промышленности;
оборудование для комбикормовой промышленности;
оборудование для холодильной промышленности;
оборудование для расфасовки, упаковки и розлива;
оборудование для производства соков;
оборудование для производства пельменей, вареников, равиоли;
оборудование для общественного питания и торговли;
оборудование для гигиены предприятий;
оборудование для животноводства;
емкостное оборудование;
весовое оборудование.
Объем внутреннего рынка оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности составил в 2018 году 134 млрд. рублей (в текущих ценах с учетом налога на добавленную стоимость без учета комплектующих) и увеличился на 16 процентов в годовом выражении (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации). При этом в 2013-2015 годах на внутреннем рынке наблюдалась негативная динамика спроса (в 2015 году внутренний рынок сократился на 11 процентов по сравнению с уровнем 2012 года), причинами которой стали как завершение крупнейших инвестиционных проектов в птицеводстве, свиноводстве и ряде других подотраслей пищевой промышленности, так и снижение экономической активности в целом (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации). Восстановление внутреннего рынка в 2016-2018 годах связано с реализацией отложенного спроса в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности.
Спрос на производимое оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности зависит от финансовых результатов деятельности большого числа отдельных сегментов пищевой промышленности с разнонаправленной динамикой производства, что приводит к нестабильности портфеля заказов и финансового положения предприятий отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Доля присутствия российских компаний на внутреннем рынке в 2012-2015 годах ежегодно снижалась и достигла в 2015 году 24,7 процента (-10,7 процентных пункта по отношению к уровню 2012 года) (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации). В 2016-2018 годах доля российских компаний на внутреннем рынке в годовом выражении увеличивалась и достигла 42 процентов (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации).
Значительная часть спроса на оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности со стороны компаний пищевой и перерабатывающей промышленности покрывается за счет иностранного оборудования, являющегося, как правило, более технологически сложным и высокопроизводительным по сравнению с оборудованием российского производства. К сегментам внутреннего рынка с высокой долей иностранного оборудования относятся (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации):
оборудование для мясной промышленности, в том числе птицеперерабатывающей промышленности (94 процента);
оборудование для масложировой промышленности (90 процентов);
оборудование для сахарной промышленности (81 процент);
фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (79 процентов);
оборудование для молочной промышленности (70 процентов).
Основными поставщиками оборудования в Российскую Федерацию являются крупные европейские производители, в частности из Германии и Италии. Кроме того, растет импорт оборудования из Китая, что во многом обусловлено ценовым преимуществом продукции из Китая, а также открытием в Китае заводов европейских и американских производителей. Импорт оборудования в 2018 году составил 65,9 млрд. рублей (без учета налога на добавленную стоимость) (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации).
Существенные различия в доле российского оборудования в различных сегментах пищевой и перерабатывающей промышленности объясняются накопленными компетенциями, уровнем технологической сложности продукции и структурой спроса отраслей-потребителей.
Степень износа машин и оборудования коммерческих организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) в Российской Федерации в 2018 году по подразделам "Производство пищевых продуктов" и "Производство напитков" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности составила 59 процентов и 72,6 процента соответственно. Наибольшая степень износа техники зафиксирована в таких отраслях, как:
производство животных жиров (92 процента);
производство какао, масла какао, жира какао, растительного масла какао, порошка какао (81,6 процента);
производство обработанного риса (80,4 процента);
производство мяса птицы в охлажденном виде (77,9 процента);
производство пива (77,5 процента);
производство маргариновой продукции (76,5 процента);
производство безалкогольных напитков ароматизированных и/или с добавлением сахара, кроме минеральных вод (76,5 процента);
производство и консервирование мяса птицы (74,8 процента);
производство солода (74,7 процента);