Действующий

Об утверждении программы Санкт-Петербурга "Развитие системы паллиативной медицинской помощи" на 2019-2025 годы (с изменениями на 31 января 2024 года)

Плановая коечная мощность по стационарным учреждениям социального обслуживания
(по состоянию на 01.08.2019)

Таблица 11

N п/п

Наименование параметра

ПНИ

ДДИ

ДОТ

ИТОГО

1

2

3

4

5

6

1

Количество учреждений

8

5

7

20

2

Общее количество коек

6297

770

1139

8206


Деятельность государственных учреждений, оказывающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, регламентируется Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Законом Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 717-135 "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 717-135), постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 N 1283 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге" и другими нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней, регламентирующими организацию и порядок предоставления населению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании принимает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, указанные в пункте 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ: в случае полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

Законом N 717-135 с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг" (далее - Постановление N 1236) установлен Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге, который включает 106 социальных услуг исходя из потребности населения Санкт-Петербурга в тех или иных социальных услугах с учетом социально-экономических возможностей региона и максимально отражают весь спектр услуг, предусмотренных действующим законодательством.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 N 1283 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге" определяет категории получателей социальных услуг, которым предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в том числе гражданам пожилого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию; гражданам пожилого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, с психическими нарушениями; инвалидам трудоспособного возраста с множественными нарушениями развития; инвалидам трудоспособного возраста с нарушениями физического развития; инвалидам трудоспособного возраста с нарушениями умственного развития; инвалидам трудоспособного возраста с сенсорными нарушениями развития (по зрению и по слуху), нуждающимся в социально-бытовой ориентации и социально-бытовой адаптации; детям-инвалидам с множественными нарушениями развития; детям-инвалидам с нарушениями умственного развития, инвалидам трудоспособного возраста с психическими нарушениями.

Законодательство в социальной сфере определяет круг лиц не в зависимости от нозологической формы заболевания или его стадии, а в зависимости от нуждаемости в оказании социальных услуг, при этом уполномоченный орган осуществляет принятие решения о нуждаемости в социальных услугах и их форме предоставления, а также разрабатывает индивидуальную программу предоставления социальных услуг.

Услуги, не предусмотренные Законом N 717-135, не могут быть включены в индивидуальную программу предоставления социальных услуг.

Действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня медицинских показаний для оказания социальных услуг, однако приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.04.2015 N 216-н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, а также формы заключения уполномоченной медицинской организации о наличии таких противопоказаний" определен перечень медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме.

Как показывает практика оказания социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получатели социальных услуг ПНИ - это граждане, страдающие психическими расстройствами и заболеваниями нервной системы (последствиями острого нарушения мозгового кровообращения, детским церебральным параличом, гидроцефалией, рассеянным склерозом, хореей, спинальной мышечной атрофией, церебральным параличом, болезнью Паркинсона, болезнью Альцгеймера и прочими). Основной контингент получателей социальных услуг ПНИ страдает множественными пороками физического и психического развития в сочетании с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости и сочетанной патологией органов и систем. За последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества получателей социальных услуг с тяжелыми множественными нарушениями здоровья, что накладывает дополнительную нагрузку на социальную систему, приводит к увеличению потребности в социальных услугах, увеличению нагрузки на персонал, оказывающий социальные услуги. Данное обстоятельство привело к необходимости открытия и апробации новых отделений в структуре ПНИ (особых отделений милосердия):

отделения усиленного развивающего ухода за молодыми инвалидами с множественными пороками развития в сочетании с глубокой и тяжелой степенью умственной отсталости и сочетанной патологией органов;

отделения активного наблюдения и развития для граждан с тяжелыми нарушениями психической деятельности, имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость, осложненную различными сопутствующими заболеваниями.

В структуре стационарных учреждений социального обслуживания в настоящее время также востребованы общие отделения, отделения милосердия, отделения активного долголетия, социально-реабилитационное и прочие.

Структура учреждений социального обслуживания регламентирована приказом Минтруда России от 24.11.2014 N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений" и приказом Минсоцзащиты Российской Федерации от 11.10.1993 N 180 "Об организации домов-интернатов (отделений) милосердия для престарелых и инвалидов", которые регламентируют структуру стационарных учреждений социального обслуживания и не предусматривают создания отделений ПМП и отделений сестринского ухода в стационарных учреждениях социального обслуживания, однако в стационарных учреждениях социального обслуживания предусмотрено создание отделений милосердия для предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания престарелых граждан, инвалидов I и II групп и детей-инвалидов, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, на постоянное, временное и пятидневное в неделю проживание.

Стоит отметить, что основной целью и задачами, стоящими перед социальными учреждениями, является оказание социальных услуг гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также содействие в предоставлении медицинской помощи.

В соответствии с приказом Минздрава России N 345н, Минтруда России N 372н от 31.05.2019 "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья" вопрос нуждаемости в оказании ПМП отнесен к полномочиям врачебной комиссии или консилиума врачей медицинской организации, в которой осуществляется наблюдение и лечение гражданина, в состав которых рекомендуется включать лечащего врача по профилю заболевания пациента, врача по ПМП, врача по медицинской реабилитации, врача-гериатра (для пациентов старше 75 лет), врача-анестезиолога-реаниматолога и (или) врача-пульмонолога (для пациентов, нуждающихся в длительной респираторной поддержке), а при отсутствии в указанной медицинской организации врача по медицинской реабилитации, врача-гериатра, врача-анестезиолога-реаниматолога и (или) врача-пульмонолога, врача по ПМП медицинская организация привлекает для участия в консилиуме врачей медицинских работников иных медицинских организаций.

Учитывая, что систематическое наблюдение за получателями социальных услуг осуществляется медицинским персоналом стационарных учреждений социального обслуживания, целесообразно рассмотреть вопрос о включении в состав врачебной комиссии или консилиума врачей специалистов из медицинского персонала социальных учреждений при вынесении заключения о нуждаемости в оказании ПМП.

В настоящее время наблюдается невысокая потребность в оказании ПМП получателям социальных услуг: в 2018 году 14 человек из общего числа получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, были признаны нуждающимися в оказании ПМП и переведены в учреждения системы здравоохранения, оказывающие указанный вид медицинской помощи.

Число посещений взрослого населения из числа получателей социальных услуг выездными бригадами с участием врачей ПМП в 2018 году составило всего девять. В детские учреждения социального обслуживания выездные бригады не выезжали.