МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 мая 2019 года N 314/пр

Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения

(с изменениями на 7 августа 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 марта 2022 года N 135/пр (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.04.2022, N 0001202204150009) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 марта 2022 года N 135/пр);

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 августа 2023 года N 565/пр (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.09.2023, N 0001202309150011) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 августа 2023 года N 565/пр).  

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктами 7.15 и 7.16 части 1 статьи 6, частью 11 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2018, N 32, ст.5135), подпунктами 5.2.12. и 5.2.12(1) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2019; N 7, ст.663),

приказываю:

1. Утвердить Методику разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядок их утверждения.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Д.А.Волкова.

Министр
В.В.Якушев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

30 декабря 2019 года,

регистрационный N 57064

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 29 мая 2019 года N 314/пр

     

Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядок их утверждения

(с изменениями на 7 августа 2023 года)

I. Общие положения

1. Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядок их утверждения определяют правила разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными корпорациями, юридическими лицами, созданными Российской Федерацией, или юридическими лицами, доля Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее - Инициатор), а также порядок их утверждения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Методика, Министерство соответственно).

2. Укрупненный норматив цены строительства в соответствии с пунктом 33.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2018, N 32, ст.5135) является показателем потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, и предназначен для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства (далее - Показатель).

3. Показатель разрабатывается и применяется для определения стоимости нового строительства, осуществляемого в условиях производства работ, при которых отсутствуют усложняющие факторы (стесненность, загазованность, работа вблизи действующего оборудования и другие усложняющие факторы) (далее - нормальные (стандартные) условия производства работ).

4. Разработка Показателя осуществляется для нормальных (стандартных) условий осуществления строительства и производства работ. За базовые значения (условия) для разработки Показателя принимаются природно-климатические, гидрогеологические и экономические показатели Московской области (далее - базовый район).

5. Показатель, разработанный в соответствии с Методикой, включается в соответствующий сборник Показателей, оформленный в соответствии с положениями главы III Методики.

6. Показатели и сборники Показателей группируются в перечни. Формирование и актуализация перечня сборников Показателей и перечня Показателей, подлежащих разработке, осуществляются с учетом предложений Инициатора.

7. При формировании и актуализации перечней, указанных в пункте 6 Методики, используется информация об объектах капитального строительства, финансирование строительства которых планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

8. Разработка Показателя также может осуществляться учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, физическими и юридическими лицами (далее - Разработчики).

II. Разработка показателя

9. Разработка Показателя осуществляется в следующей последовательности:

а) подготовка исходных данных, используемых при разработке Показателя;

б) выбор единиц измерений Показателя;

в) анализ сметной документации и (или) формирование комплекта сметной документации, используемой для разработки Показателя;

г) составление ведомости ресурсов, включающей в себя перечень и расход материалов, изделий, конструкций и оборудования, машин и механизмов, а также затраты труда работников в строительстве (далее - строительные ресурсы, объектная ресурсная ведомость, РВ) на основе сформированного комплекта сметной документации;

д) формирование объектной ресурсной модели (далее - объектная ресурсная модель, РМ) на основе сформированной объектной ресурсной ведомости;

е) расчет Показателя, а также при необходимости расчет поправочных коэффициентов к Показателю.

10. При одновременной разработке более одного Показателя допускается формирование сборника Показателей (сборников Показателей) или актуализация действующей редакции сборника Показателей (сборников Показателей).

11. В качестве исходных данных при разработке Показателя используются:

а) имеющиеся или планируемые к разработке Показатели;

б) проектная документация (включая раздел проектной документации "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства") объектов капитального строительства;

в) каталоги и альбомы рабочих чертежей типовых строительных конструкций, деталей и узлов;

г) типовые технологические карты производства работ;

д) правила производства работ, технические регламенты, ведомственные инструкции;

е) сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов;

ж) данные об уровне оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, данные о стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, данные о стоимости материалов, изделий, конструкций (строительных ресурсов), инженерного и технологического оборудования;

з) нормативные величины накладных расходов и сметной прибыли;

и) нормативные величины прочих и лимитированных затрат, учитываемых в составе Показателя в соответствии с Методикой.

12. Выбор единиц измерений при разработке Показателя зависит от назначения зданий и сооружений (комплекса зданий и сооружений), от их объемно-планировочных решений и отдельных конструктивных элементов здания (сооружения) в составе строительных конструкций здания (сооружения), включая, в том числе подземную часть, наружные стены, внутренние стены, перегородки, заполнение оконных и дверных проемов, крышу, полы, отделочные работы (внутренние и наружные), инженерные коммуникации, а также отдельных комплексов работ и затрат (далее - конструктивные решения).

13. При разработке Показателя единицы измерений выбираются исходя из условия максимально полного соответствия потребительским свойствам и назначению объектов капитального строительства, а также с учетом простоты применения Показателя.

14. В зависимости от типов и назначений зданий и сооружений (комплексов зданий и сооружений) для определения единицы мощности объекта капитального строительства (характеристика, выраженная в количественном значении и определенная на выбранную единицу измерения) используются следующие единицы измерения:

а) одно место, одно ученическое место, одно койко-место, количество посещений в смену, человеко-смену (чел./смену), годовой объем выпускаемой продукции, вместимость;

б) м (100 м, 1000 м) общей площади здания или сооружения, м (100 м) общей площади квартиры, 1 га;

в) м (100 м) строительного объема зданий или сооружений;

г) погонный метр (10 погонных метров, 100 погонных метров), м, км;

д) предприятие, здание или сооружение, объект (вокзалы - на 1 пасс. место, насосные - м/час, котельные - Гкал, МВт, резервуары - м);

е) другие единицы измерения, наиболее полно отражающие специфику того или иного объекта.

15. При расчете Показателя на установленную единицу измерения в качестве справочных данных также приводятся данные о стоимости строительства, приведенные на иные наиболее характерные для данного объекта строительства единицы измерения, обеспечивающие анализ и сопоставление данных о стоимости объекта строительства, например, данные о стоимости строительства, приведенные на единицу площади здания (сооружения), единицу строительного объема.

16. Определение единицы измерения применительно к разрабатываемому Показателю осуществляется Разработчиком по предложению Инициатора.

17. При расчете Показателя используется сметная документация, разработанная в составе проектной документации, имеющей максимальное совпадение характеристик объекта капитального строительства, для строительства которого разработана указанная проектная документация, и характеристик объекта капитального строительства, для которого разрабатывается Показатель, по функциональному назначению и (или) по конструктивным и объемно-планировочным решениям (далее - объект-представитель), в отношении которой имеется положительное заключение экспертизы проектной документации. Разработка Показателя осуществляется Разработчиком при наличии достаточного для разработки комплекта проектной документации, включая сметную документацию.

18. По объектам капитального строительства, проектная документация которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не направляется на экспертизу проектной документации, решение об использования такой проектной документации для разработки Показателя принимается Инициатором по предложению Разработчика.

19. Для объектов, в отношении которых законодательством о градостроительной деятельности не установлено требование о необходимости разработки проектной документации, например, малые архитектурные формы, работы по озеленению и тому подобное, допускается использование разработанной для этого объекта сметной документации, без разработки и предоставления проектной документации.

20. В случаях, предусмотренных пунктами 18 и 19 Методики, используется сметная документация, имеющая положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21. При наличии проектной документации на строительство двух и более аналогичных по мощности объектов (за исключением жилых и административных зданий, зданий социально-культурного и коммунально-бытового назначения) при выборе объекта-представителя выбирается вариант проектной документации с минимальными значениями стоимостных показателей, приведенными на единицу мощности.

22. При разработке Показателя на строительство жилых и административных зданий, зданий социально-культурного и коммунально-бытового назначения, при наличии проектной документации по двум и более объектам, в качестве объекта-представителя выбирается объект с минимальными стоимостными показателями, приведенными на единицу мощности и на 1 м объекта.

При сравнении проектов, разработанных для зданий, допустимое отклонение мощностей сравниваемых объектов должно составлять не более 10 процентов.

Допускается приведение сметной стоимости строительства по объектам-аналогам к одному уровню цен с применением индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)".

23. При разработке Показателя на строительство зданий и сооружений, входящих в состав линейных объектов и (или) комплекса объектов, допускается производить выбор объекта-представителя на основе сравнения входящих в его состав зданий, сооружений или отдельных участков.

24. При наличии проектной документации только по одному объекту капитального строительства, возможность его использования в качестве объекта-представителя для расчета Показателя рассматривается Научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Научно-экспертный совет).

25. При выборе объекта-представителя в соответствии с пунктами 21, 22 Методики при сопоставлении технико-экономических показателей проекта осуществляется сравнение только сопоставимых работ, связанных непосредственно со строительством здания или сооружения, за исключением затрат, предусмотренных пунктом 49 Методики.

Перечень прочих и лимитированных затрат принимается в соответствии с пунктами 70-78 Методики, а размер затрат на пусконаладочные, изыскательские и проектные работы определяется в соответствии с положениями пунктов 72, 74 и 75 Методики. Рекомендуемый образец оформления таблицы отбора объекта-представителя приведен в Приложении N 1 к Методике.

26. При разработке Показателя целесообразно использовать типовую проектную документацию, типовое проектное решение.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2022 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 марта 2022 года N 135/пр; в редакции, введенной в действие с 26 сентября 2023 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 августа 2023 года N 565/пр. - См. предыдущую редакцию)

27. При разработке Показателя допускается использование каталогов и альбомов рабочих чертежей типовых строительных конструкций, деталей и узлов, типовых технологических карт производства работ, правил производства работ, технических регламентов, ведомственных инструкций и другой нормативно-технической документации в отношении конструктивных элементов зданий и сооружений и комплексов работ.

28. При сопоставлении объектов используется проектная документация для объектов, запроектированных в пределах одной климатической зоны.

Использование для разработки Показателя проектной документации на строительство объектов капитального строительства, запроектированных в природно-климатических условиях, отличных от условий базового района, допускается после приведения проектных конструктивных решений к условиям осуществления строительства в базовом районе.

29. Приведение проектных конструктивных решений к условиям осуществления строительства в базовом районе может осуществляться как путем корректировки показателей сметного раздела проектной документации по объекту-представителю, так и путем применения к итогам расчетов по РМ поправочного коэффициента (коэффициентов), учитывающего изменение стоимости конструктивных решений при осуществлении строительства в субъекте Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации) по отношению к стоимости конструктивных решений, принятых для базового района.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»