Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения Свердловской области, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Свердловской области.
Действующая в настоящее время в Свердловской области система региональных финансов сложилась в результате активных процессов преобразований.
На протяжении последних лет в Свердловской области осуществляется планомерный процесс реформирования государственных финансов, основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов.
В 2013 году Правительство Свердловской области приступило к реализации задачи, поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" по внедрению программно-целевого принципа формирования бюджета. Первым шагом при внедрении программного бюджета стало формирование государственных программ Свердловской области.
В Свердловской области реализована комплексная программа "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года", утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 30.07.2014 N 639-ПП "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года", в которой сформулированы цели и задачи для исполнительных органов государственной власти Свердловской области в области повышения эффективности управления.
Преобразования, проводимые за эти годы в Свердловской области, позволили повысить качество управления средствами областного бюджета по следующим направлениям:
1) государственные программы и программный бюджет.
В рамках перехода к формированию бюджетов с применением программно-целевого метода в целях повышения эффективности бюджетных расходов и ответственности государственных органов за реализацию полномочий в соответствующей сфере государственного управления Правительством Свердловской области была организована работа по разработке и принятию государственных программ Свердловской области (далее - государственные программы) исполнительными органами государственной власти Свердловской области.
В целях обеспечения выполнения требований бюджетного законодательства в 2014 году Постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2014 N 790-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области" утвержден Порядок формирования и реализации государственных программ Свердловской области.
Областной бюджет на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов стал первым бюджетом, составленным на основе утвержденных государственных программ Свердловской области, в которых определены объемы финансирования мероприятий, целевые показатели и способы достижения этих целевых показателей.
Используя современные инструменты бюджетирования, произошел переход от контроля над финансовыми потоками к системе контроля за результатами. В настоящее время областной бюджет сформирован с использованием программно-целевого метода планирования, при котором бюджетные средства направляются на достижение целей, поставленных в государственных программах, и используются максимально эффективно. Это позволило обеспечить формирование в программном формате более 97% от общего объема расходов областного бюджета. Непрограммные направления деятельности составили менее 3%;
2) государственное задание и новые формы финансового обеспечения государственных услуг.
Сформирована нормативная база и обеспечено практическое внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В Свердловской области со дня вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" проведена значительная работа по реформированию государственных и муниципальных учреждений и формированию нового механизма оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и работ.