СП 338.1325800.2018
Свод правил
ЗАЩИТА ОТ ШУМА ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ
Правила проектирования и строительства
High-speed railways noise protection. Design and construction regulations
ОКС 13.020.30
13.140
17.140.01
17.140.30
Дата введения 2018-08-06
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Общество с ограниченной ответственностью "Институт акустических конструкций" (ООО "Институт акустических конструкций"), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I" (ФГБОУ ВО ПГУПС)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. N 69/пр и введен в действие с 6 августа 2018 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Настоящий свод правил разработан в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Настоящий свод правил разработан авторским коллективом Общества с ограниченной ответственностью "Институт акустических конструкций" (руководитель организации - д-р техн. наук, проф. Н.И.Иванов; руководитель разработки - канд. техн. наук, доц. А.Е.Шашурин; исполнители - К.В.Бужинский, канд. техн. наук Ю.С.Бойко, В.В.Светлов) и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I" (руководитель организации, руководитель разработки - д-р техн. наук, проф. Т.С.Титова; исполнитель - д-р мед. наук, проф. О.И.Копытенкова).
Настоящий свод правил устанавливает требования к выполнению акустических расчетов по оценке степени акустического воздействия на селитебной территории и иных нормируемых объектах, расположенных вблизи высокоскоростных железнодорожных линий (со скоростью движения поездов от 250 до 400 км/ч), проектированию и выбору мероприятий по снижению шума в соответствии с санитарными нормами, а также к подбору и размещению шумозащитных экранов.
Настоящий свод правил не содержит акустических расчетов и требований к шумозащитным экранам для высокоскоростных железнодорожных линий со скоростью движения поездов от 200 до 250 км/ч.
Настоящий свод правил не распространяется на стационарные объекты железнодорожной инфраструктуры (например, железнодорожные станции) и не устанавливает требований к оценке воздействия таких объектов на прилегающую территорию.
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 9.304-87 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия газотермические. Общие требования и методы контроля
ГОСТ 9.307-89 (ИСО 1461-89, СТ СЭВ 4663-84) Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля
ГОСТ 1759.0-87 Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 11214-2003 Блоки оконные деревянные с листовым остеклением. Технические условия
ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 20444-2014 Шум. Транспортные потоки. Методы определения шумовой характеристики
ГОСТ 23337-2014 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий
ГОСТ 24379.1-2012 Болты фундаментные. Конструкция и размеры
ГОСТ 24699-2002 Блоки оконные деревянные со стеклами и стеклопакетами. Технические условия
ГОСТ 24700-99 Блоки оконные деревянные со стеклопакетами. Технические условия
ГОСТ 26568-85 Вибрация. Методы и средства защиты. Классификация
ГОСТ 27296-2012 Здания и сооружения. Методы измерения звукоизоляции ограждающих конструкций
ГОСТ 27772-2015 Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия
ГОСТ 30674-99 Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей оконные*. Технические условия
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 30734-2000 Блоки оконные деревянные мансардные. Технические условия
ГОСТ 31191.2-2004 (ИСО 2631-2:2003) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 2. Вибрация внутри зданий
ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2:1996) Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета
ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки
ГОСТ 31296.2-2006 (ИСО 1996-2:2007) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления
ГОСТ 31704-2011 (EN ISO 354:2003) Материалы звукопоглощающие. Метод измерения звукопоглощения в реверберационной камере
ГОСТ 32203-2013 (ISO 3095:2005) Железнодорожный подвижной состав. Акустика. Измерение внешнего шума
ГОСТ 33325-2015 Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом
ГОСТ 33328-2015 Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля
ГОСТ 33329-2015 Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Технические требования
ГОСТ Р 51943-2002 Экраны акустические для защиты от шума транспорта. Методы экспериментальной оценки эффективности
ГОСТ Р 52246-2016 Прокат листовой горячеоцинкованный. Технические условия
ГОСТ Р 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий
ГОСТ Р 56235-2014 Заявление и проверка характеристик изоляции воздушного шума звукоизоляционных изделий
ГОСТ Р 57270-2016 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть
СП 16.13330.2017 "СНиП II-23-81* Стальные конструкции"
СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"
СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"
СП 24.13330.2011 "СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты" (с изменением N 1)
СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии"
СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"
СП 63.13330.2012 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения" (с изменениями N 1, N 2)
СП 122.13330.2012 "СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные" (с изменением N 1)
СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 акустическая эффективность шумозащитного экрана, дБ, дБА: Величина, определяемая как разность уровней звукового давления, дБ (уровней звука А, дБА), в одной и той же измерительной (расчетной) точке (точке наблюдения) вблизи защищаемого от шума объекта (территории) до и после установки шумозащитного экрана при той же шумовой характеристике источника шума (высокоскоростного поезда).
3.2 антидифрактор: Звукопоглощающее устройство с ребром сложного профиля, увеличивающее импеданс свободного ребра шумозащитного экрана (ухудшающее прохождение дифрагированного звука). Конструктивно представляет собой цилиндр (или другие формы), внутри которого располагается звукопоглощающий материал.
3.3 аэродинамический шум: Шум, возникающий при обтекании тел газовым потоком.
3.4 вандалоустойчивость шумозащитного экрана: Способность шумозащитного экрана противостоять несанкционированным механическим повреждениям, разборке и разрушению.
3.5 вертикальные нагрузки: Сумма сил, помноженных на коэффициенты надежности по нагрузке, вектор действия которых направлен вертикально вниз (собственный вес конструкций экрана, вес дополнительных элементов, снеговые нагрузки при их наличии и пр.).
3.6 верхнее строение железнодорожного пути: Часть железнодорожного пути, предназначенная для восприятия нагрузок от колес подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.
3.7 время прохождения поезда, с: Интервал времени между моментом прохождения начала и конца поезда перед измерительным микрофоном (точкой наблюдения, расчетной точкой).
3.8 высокоскоростной железнодорожный подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируется высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений со скоростью более 200 км/ч.
3.9 головной вагон: Вагон, оборудованный кабиной управления.
3.10 горизонтальные нагрузки: Нагрузки, действующие в поперечном сечении экрана в перпендикулярном плоскости экрана направлении.
3.11
длительность измерения, с: Интервал времени между началом и окончанием измерений. Примечание - При измерении шума всего поезда опережение начала (запаздывание окончания) измерений относительно аналогичного момента времени прохождения поезда должно быть достаточным для нарастания (спада) измеряемого уровня звукового давления на 10 дБ до (от) значения, соответствующего началу (концу) интервала прохождения поезда. |
3.12 дневной период суток: Временной интервал с 07:00 до 23:00.
3.13 единица железнодорожного подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного подвижного состава [локомотивы, вагоны, автомотрисы, электро- и дизель-поезда (или их секции), рельсовые автобусы, мотовозы, дрезины, путевые машины на железнодорожном ходу].