ГОСТ 32203-2013
(ISO 3095:2005)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ. АКУСТИКА
Измерение внешнего шума
Railway rolling stock. Acoustics. Measurement of outward noize
МКС 45.020
17.140.30
Дата введения 2014-06-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июня 2013 г. N 57-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по MК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1478-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32203-2013 (ISO 3095:2005) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2014 г.
5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 3095:2005* "Железнодорожный транспорт. Акустика. Измерение шума, создаваемого рельсовыми транспортными средствами" ("Railway application - Acoustics - Measurement of noise emitted by railbound vehicles", MOD). При этом дополнительные слова (фразы, показатели и их значения), включенные в текст для учета потребностей национальной экономики стран - участниц Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом**.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие", приложении ДА и отмеченные по тексту знаком "**" приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.
Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ
6 ВЗАМЕН ГОСТ 26918-86 в части методов измерения внешнего шума подвижного состава
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
8 В настоящем стандарте полностью реализованы требования технических регламентов Таможенного cоюза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", действующих на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, применительно к объекту технического регулирования - железнодорожному подвижному составу: разделы 4-7 содержат требования экологической безопасности, установленные техническими регламентами
9 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54061-2010 (ИСО 3095:2005)
__________________
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1478-ст ГОСТ Р 54061-2010 (ИСО 3095:2005) отменен с 1 июня 2014 г..
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт устанавливает требования для получения воспроизводимых и сопоставимых результатов измерения уровней и спектров шума, создаваемого железнодорожным подвижным составом всех типов, кроме специального подвижного состава, при проведении всех видов испытаний подвижного состава по определению внешнего шума (далее - испытания подвижного состава) и контрольных испытаний в эксплуатации подвижного состава (далее - контрольные испытания в эксплуатации) по определению внешнего шума.
Результаты измерений применяют:
- для заявления и контроля показателей внешнего шума подвижного состава;
- для сравнения внешнего шума различных поездов, движущихся по определенному участку;
- для формирования базы данных по внешнему шуму поездов.
Настоящий стандарт устанавливает методы измерений, представляющие собой технические методы по ГОСТ 31252 (методы инженерного уровня, применяемые в международной практике [1]) - степень точности 2, среднее квадратическое отклонение 2 дБ.
Методы измерений, применяемые при разгоне и торможении подвижного состава, являются ориентировочными по ГОСТ 31252 (степень точности 3).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8.038 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений звукового давления в воздушной среде в диапазоне частот 2 Гц - 100 кГц
ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 17168 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 17187 (IEC 61672-1:2002)** Шумомеры. Часть 1. Технические требования
________________
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53188.1-2019**.
ГОСТ 31252 (ИСО 3740:2000) Шум машин. Руководство по выбору метода определения уровней звуковой мощности
ГОСТ 31296.1 (ИСО 1996-1:2003) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки
________________
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 1996-1-2019 .
Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. - Примечание изготовителя базы данных.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 поезд (train): Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав.
3.2 часть поезда: Одна или несколько единиц железнодорожного подвижного состава в поезде.
3.3 испытания выпускаемого железнодорожного подвижного состава по определению внешнего шума: Испытания по ГОСТ 16504, при которых измерения проводят для подтверждения или проверки соответствия подвижного состава установленным требованиям по внешнему шуму.
3.4 контрольные испытания в эксплуатации железнодорожного подвижного состава по определению внешнего шума: Испытания, при которых измерения проводят в целях проверки характера изменения уровней внешнего шума подвижного состава с первоначальной поставки или после его ремонта.
3.5 звуковое давление , Па (sound pressure): Среднеквадратичное значение (СКЗ) колеблющегося давления, наложенного на статическое атмосферное давление, измеренное за определенный промежуток времени.
___________________
Определение применяют к величинам, измеряемым в частотном спектре или в определенных полосах частот с центральной частотой , Гц.
3.6 уровень звукового давления , дБ (sound pressure level): Уровень звукового давления, определяемый по формуле
, (1)
где - СКЗ звукового давления, Па;
- опорное звуковое давление, Па;
=20 мкПа.
___________________
Определение применяют к величинам, измеряемым в частотном спектре или в определенных полосах частот с центральной частотой , Гц.
3.7уровень звука , дБА (A-weighted sound pressure level): Уровень звукового давления, корректированного по частотной характеристике шумомера (далее - корректированного по ), определяемый по формуле
, (2)