МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации по обеспечению перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к предоставлению услуг на основе межведомственного взаимодействия (Методика проектирования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг на уровне субъекта Российской Федерации)

1 Введение

1.1 Нормативные правовые основы

- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).

- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О системе межведомственного электронного взаимодействия".

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 654-р "О базовых государственных информационных ресурсах".

1.2 Цель и задачи разработки методических рекомендаций, состав методических рекомендаций

Целью разработки настоящих методических рекомендаций по обеспечению перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к предоставлению услуг на основе межведомственного взаимодействия (далее - методические рекомендации) является определение:

- системы мер, которые должны быть реализованы на региональном и муниципальном уровнях, для обеспечения выполнения требований Закона N 210-ФЗ в части организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- методических подходов, рекомендованных к применению;

- типовых форм документов, на основе разработки и согласования которых рекомендуется выполнять мероприятия по организации межведомственного взаимодействия.

В рамках разработки методических рекомендаций решены следующие задачи:

1. Определен перечень и порядок действий по обеспечению перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - РОИВ), органов местного самоуправления (далее - ОМСУ), осуществляющих предоставление государственных (муниципальных) услуг, на межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг (раздел 2 настоящих методических рекомендаций, приложение А).

2. Разработаны рекомендации по заполнению технологических карт межведомственного взаимодействия (далее - ТКМВ): документов, описывающих потребителей и поставщиков данных, формы и содержание межведомственного взаимодействия каждой государственной (муниципальной) услуги (раздел 3 настоящего документа, приложение С).

3. Разработаны методические рекомендации по внесению изменений в нормативные правовые акты с целью устранения правовых препятствий для перехода на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных (муниципальных) услуг (раздел 4 настоящих методических рекомендаций).

Целью разработки методических рекомендаций не является решение следующих задач: разработки методики аудита информационных систем, обеспечивающих электронное межведомственное взаимодействие, разработки методики подключения к СМЭВ информационных систем РОИВ и ОМСУ, создания и паспортизации сервисов СМЭВ, тестирования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг. Указанные задачи решены или решаются в настоящее время в методических и иных документах, подготовленных Минкомсвязи России.

1.3. Предмет проекта по организации межведомственного взаимодействия

Работы проводятся в отношении государственных услуг, включенных Реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации (утверждается в соответствие со п.4 ст.11 210-ФЗ).

Перед началом реализации проекта по организации межведомственного взаимодействия на региональном уровне необходимо провести работу по проверке полноты Реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации с целью обеспечения учета в указанном Реестре всех государственных услуг, предоставляемых РОИВ. В случае выявления неучтенных государственных услуг, Реестр должен быть оперативно актуализирован.

Внимание! Требования пункта 1 статьи 7 210-ФЗ распространяются на государственные услуги, предоставляемые РОИВ. Требования, установленные в пункте 1 статьи 7 210-ФЗ могут применяться к услугам, оказываемым учреждениями, подведомственным региональным органам исполнительной власти в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения.

Работы проводятся в отношении муниципальных услуг, включенных Реестр муниципальных услуг.

Перед началом реализации проекта по организации межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне необходимо провести работу по проверке полноты Реестра муниципальных с целью обеспечения учета в указанном Реестре всех муниципальных услуг, предоставляемых ОМСУ. В случае выявления неучтенных в Реестре муниципальных, Реестр должен быть оперативно актуализирован.

Внимание! Требования пункта 1 статьи 7 распространяются на муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления.

При подготовке указанных Реестров целесообразно использовать проекты унифицированных перечней государственных услуг (функций) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг (функций) органов местного самоуправления Российской Федерации для размещения в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций):http://ar.gov.ru/about/news/index.php?id_13=2031

2 Направления деятельности по обеспечению перехода на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных (муниципальных) услуг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Рекомендации по организационной структуре проекта

2.1 Направления деятельности по организации межведомственного взаимодействия

Переход к предоставлению государственных (муниципальных) услуг на базе межведомственного взаимодействия включает в себя следующие направления работы:

I. Организация проекта по переходу к предоставлению государственных (муниципальных) услуг на базе межведомственного и (или) межуровневого информационного взаимодействия (далее - межведомственное взаимодействие).

II. Проектирование межведомственного взаимодействия (в том числе, на основе разработки ТКМВ).

III. Внесение изменений в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях реализации проекта по предоставлению государственных (муниципальных) услуг на базе межведомственного взаимодействия.

IV. Создание технологических условий для межведомственного взаимодействия.

V. Обеспечение юридической значимости межведомственного электронного взаимодействия.

VI. Информационное и методическое сопровождение проекта по переходу к предоставлению государственных (муниципальных) услуг на базе межведомственного взаимодействия.

Типовой план субъекта Российской Федерации по методическому и правовому обеспечению перехода на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных (муниципальных) услуг приводится в Приложении А.

2.2 Организация проекта по переходу к предоставлению государственных (муниципальных) услуг на базе межведомственного взаимодействия

В целях организации работы по переходу к предоставлению государственных (муниципальных) услуг на базе межведомственного взаимодействия необходимо:

1) Сформировать коллегиальный орган в форме региональной комиссии или рабочей группы, на которой будет проводиться одобрение региональных ТКМВ (например, Координационная рабочая группа по реализации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг). Указанный коллегиальный орган должен являться аналогом федеральной Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг при Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления Российской Федерации. (Ее создание продиктовано необходимостью разрешения возникающих в ходе согласования межведомственного взаимодействия разногласий.) В связи с этим, руководителем комиссии целесообразно назначить первого заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

________________

В качестве указанного коллегиального органа могут использоваться уже существующие комиссии по вопросам проведения административной реформы, создания и развития электронного правительства и так далее. В этом случае, необходимо наделить такой орган полномочиями по рассмотрению и одобрению технологических карт межведомственного взаимодействия и решения иных вопросов, связанных с ходом проекта по межведомственному взаимодействию.

2) Сформировать организационную основу выполнения работ, которая позволит максимально автономно формировать, анализировать и дорабатывать ТКМВ, а также иные документы, которые должны быть разработаны в ходе проекта.

Для этого необходимо исходить из следующей ролевой структуры проекта:

Куратор проекта. В роли куратора проекта должен выступать первый заместитель высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - руководитель коллегиального органа по снятию разногласий, возникающих в ходе реализации проекта.

Методолог и эксперт проекта. В задачи методолога и эксперта проекта входит разработка ключевых документов проекта, а также проведение экспертизы ТКМВ. Функции методолога и эксперта проекта целесообразно возложить на РОИВ, ответственный реализацию мероприятий административной реформы в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании).

Участник проекта. Участниками проекта являются РОИВы, ОМСУ, подведомственные организации, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги, либо участвующие в их предоставлении. Участники могут быть как поставщиками данных (информации), необходимой для предоставления государственных (муниципальных) услуг, так и потребителями данных(информации).

В каждом органе исполнительной власти, ОМСУ, предоставляющем государственные (муниципальные) услуги, включающие межведомственное взаимодействие, необходимо определить должностное лицо, которое несет персональную ответственность за результаты разработки и согласования технологических карт межведомственного взаимодействия.

Технолог проекта. Технологом проекта является РОИВ, ответственный за формирование региональной системы межведомственного электронного взаимодействия в субъекте Российской Федерации (далее - РСМЭВ).

Технолог проекта отвечает за создание технологических условий для межведомственного взаимодействия, в том числе, обеспечивает:

- интеграцию РСМЭВ и Единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

- надлежащее функционирование РСМЭВ, системы исполнения регламентов);

- создание и надлежащее функционирование системы обеспечения юридической значимости межведомственного электронного взаимодействия;

- проведение экспертизы составов сведений запросов и ответов, с точки зрения реализации электронных сервисов;

- координацию работы РОИВ в части разработки, регистрации и поддержании в постоянной эксплуатации электронных сервисов соответствующих РОИВ.

3 Определение сферы и проектирование межведомственного взаимодействия

3.1 Содержание этапов определения сферы и проектирования межведомственного взаимодействия

Проектирование межведомственного взаимодействия выполняется в два этапа.

Целью первого этапа (определение сферы межведомственного взаимодействия) является формирование по каждой государственной (муниципальной) услуге полных перечней документов, предоставляемых заявителями, и последующее разбиение полных перечней документов на две категории:

- Документов, предоставляемых заявителями (т.н. лично предоставляемых документов), документов, являющихся результатами предоставления необходимых и обязательных услуг, а также документов, которые не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона N 210-ФЗ государственных (муниципальных) услуг.

- Документов, информация из которых в силу требований Закона N 210-ФЗ должна предоставляться в рамках межведомственного взаимодействия.

Перечень т.н. "лично предоставляемых документов" установлен в п.4. ст.7 Закона N 210-ФЗ и приведен в настоящих методических рекомендациях в Приложении D.

Перечень документов - результатов оказания государственных (муниципальных) услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления РОИВами государственных услуг (муниципальных услуг) устанавливается субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ.

Перечень документов - результатов оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления ОМСУ муниципальных услуг, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ.

Информационным источником реализации первого этапа работы является Федеральный закон от 1 июля 2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Закон N 169-ФЗ).

Для выполнения первого этапа необходимо:

1. Составить полные перечни документов по государственным (муниципальным) услугам. Для этого Участники проекта направляют в адрес Методолога проекта перечни документов с целью составления единого консолидированного перечня всех необходимых документов.

2. На основе перечня лично предоставляемых документов, а также документов, являющихся результатами оказания необходимых и обязательных услуг, следует выделить перечень документов, предоставление которых должно обеспечиваться в рамках межведомственного взаимодействия.

3. По группе документов, предоставление которых должно обеспечиваться в режиме межведомственного взаимодействия, необходимо установить источник - орган исполнительной власти, подведомственную организацию, которая уполномочена в области предоставления указанного документа.

При выполнении работ первого этапа необходимо учитывать положения Закона N 169-ФЗ.

Для формализации результатов проведенной работы целесообразно использовать Таблицу межведомственных взаимодействий по государственным (муниципальным) услугам, предоставляемым РОИВ по форме, приведенной в Приложении B.

Целью второго этапа работы (проектирование межведомственного взаимодействия) является определение состава и структуры данных, передаваемых между органами в рамках межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, определение и согласование порядка направления запроса и предоставления документов (сведений) и ответа на запрос.

Результаты второго этапа являются основой для реализации последующих этапов реализации методики:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»