Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 487

13.1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы подпрограммы 3 с указанием основных проблем и прогноз развития сферы реализации подпрограммы


Согласно данным Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, в Российской Федерации ежегодно образуется 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, из них 55-60 млн. тонн ТКО.

На территории Санкт-Петербурга в настоящее время образуется 8846 тыс.куб.м (1703 тыс. тонн) ТКО в год.

Результаты прогнозирования роста образования отходов к 2022 году позволяют утверждать, что в Санкт-Петербурге ожидается образование 10602 тыс.куб.м (2041 тыс. тонн) ТКО.

В настоящее время около 20% ТКО, образуемых в Санкт-Петербурге, перерабатывается в том числе по технологии обезвреживания путем аэробного биокомпостирования, широко распространенной и хорошо себя зарекомендовавшей, в том числе в странах Европейского союза. Данная технология реализована на Санкт-Петербургском государственном унитарном предприятии "Завод по механизированной переработке бытовых отходов". При этом мощности завода загружены не полностью. Оставшаяся часть отходов размещается на полигонах по захоронению.

Подписано 01.06.2017 Соглашение о взаимодействии между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом по вопросу обращения с отходами производства и потребления, которое направлено на синхронизацию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также на обеспечение создания объектов, достаточных для обработки, обезвреживания и размещения ТКО, в том числе образующихся на территории Санкт-Петербурга.

В целях увеличения доли обработанных, утилизированных, обезвреженных ТКО в общем объеме образовавшихся отходов в Санкт-Петербурге осуществляется реализация ряда мероприятий.

Утвержден инвестиционный проект в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.05.2017 N 411 "О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга "Строительство объектов хранения и обезвреживания отходов, а также объектов обработки и обезвреживания твердых коммунальных отходов (мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов) на территории Санкт-Петербурга", который в качестве стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга реализуется обществом с ограниченной ответственностью "Автопарк N 6 "Спецтранс".

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.08.2017 N 670 "О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга "Строительство мусоросортировочного и мусороперерабатывающего комплексов на территории Санкт-Петербурга" обществом с ограниченной ответственностью "Анабасис" осуществляется работа по реализации инвестиционного проекта.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.12.2006 N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" и в целях развития системы коммунального хозяйства Санкт-Петербурга, обеспечения эффективности использования имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, и повышения качества услуг, предоставляемых потребителям в сфере переработки и утилизации бытовых отходов, Правительство Санкт-Петербурга в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 N 1264 "О заключении соглашения о создании и последующей эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав завода по переработке твердых бытовых отходов" (далее - Проект), между Санкт-Петербургом и консорциумом HELECTOR S.A. - AKTOR CONCESSIONS S.A. - AKTOR S.A. (далее - Консорциум) заключено соглашение от 16.05.2011 (далее - Соглашение). Соглашением предусмотрено строительство Консорциумом мусороперерабатывающего завода в пос.Левашово. В настоящее время Консорциумом прорабатываются предложения по техническому решению Проекта, которые позволят обеспечить более глубокую переработку поступающих отходов, а также пересматривается финансовая модель Проекта.

С 2010 года в Санкт-Петербурге действует система сбора опасных отходов, образуемых населением Санкт-Петербурга. Проведенные специальные исследования свидетельствуют о необходимости размещения пунктов (оборудования) приема (сбора) опасных отходов, акцентировав внимание на удобстве расположения мест сбора для всех категорий населения Санкт-Петербурга.

В настоящее время в Санкт-Петербурге отсутствует единая система обращения с отходами, ориентированная на предотвращение и снижение текущего негативного воздействия образуемых ТКО на здоровье жителей Санкт-Петербурга и окружающую среду и обеспечение экологически безопасного обращения с отходами.

Решением данной проблемы станет переход на новую систему обращения с отходами, предусмотренный в том числе нормами Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Санкт-Петербург в составе 27 пилотных регионов перейдет на новую систему обращения с отходами до 01.01.2019.

Таким образом, основными проблемами, на решение которых будет направлена реализация подпрограммы 3, являются:

увеличение объема производимых отходов;

дефицит перерабатывающих мощностей;

ухудшение экологической обстановки в связи с недостаточным использованием существующих объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО;

потеря ценных ресурсов, вызванная низким процентом вовлечения ТКО в повторный хозяйственный оборот.

Прогноз развития сферы реализации подпрограммы 3 разработан с учетом положений комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 N 298, Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 N 2074-р, Стратегии, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Результаты расчетов показывают, что использование существующих мощностей Санкт-Петербурга, обеспечивающих снижение экологической опасности образуемых ТКО путем их обезвреживания, а также в случае развития инфраструктуры переработки ТКО к 2022 году произойдет увеличение доли обработанных, утилизированных, обезвреженных ТКО в общем объеме образовавшихся отходов.

В случае роста объемов бюджетного финансирования сферы обращения с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга экологическая и санитарная обстановка в Санкт-Петербурге будет иметь устойчивую тенденцию к улучшению.

В этом случае к 2022 году возможно развитие инфраструктуры по переработке ТКО, что позволит существенно увеличить долю обработанных, утилизированных, обезвреженных ТКО в общем объеме образовавшихся отходов.

Филиал Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов (далее - ГУП "Завод МПБО-2") полигон твердых бытовых отходов "Новоселки" (далее - полигон "Новоселки") функционирует с 1972 года. В настоящее время разработан проект рекультивации полигона "Новоселки". По указанному проекту получено положительное заключение государственной экологической экспертизы от 08.10.2015 N 201, утвержденное приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 09.10.2015 N 341, и положительное заключение государственного автономного учреждения "Управление государственной экспертизы Ленинградской области" от 17.12.2015 N 47-1-7-0543-15.

Между ГУП "Завод МПБО-2" и инвестором заключено соглашение от 13.07.2011, согласованное КБ, которым предусмотрено строительство за счет внебюджетных средств станции активной дегазации свалочных газов с выработкой электрической энергии.

КБ прорабатываются варианты по увеличению доли переработки ТКО на двух производственных площадках (на мусороперерабатывающих заводах), которые входят в состав ГУП "Завод МПБО-2", за счет приобретения оборудования для отделений приема, сортировки и сепарации ТКО.